77RS0034-02-2022-031537-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2022 года адрес
Щербинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи фио, при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-431/2023 по административному иску Первого заместителя Прокурора Троицкого и адрес в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной на адрес,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, в котором просит признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на указателе страницы сайта https://simkarty-bez24.ru - информацией, запрещенной к распространению на адрес.
Свои требования мотивирует тем, Прокуратурой Троицкого и адрес осуществлён мониторинг Интернет сайта https://simkarty-bez24.ru, на котором предлагается услуга по продаже сим карт для телефонов без паспорта и договора; доступ на сайт свободный для всех без исключения граждан, не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к доступу по кругу лиц. Приобретение сим карт на сайте можно использовать для регистрации в приложениях What’sApp/Viber, VK, Tit tok, Авито, Юла, а также в Facebook и Instagram, принадлежащие американской транснациональной холдинговой компании Meta Platforms Inc., деятельность которой запрещена решением Тверского районного суда адрес от 21.03.2022 в связи с осуществлением экстремисткой деятельности. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы может любой Интернет-пользователь. Таким образом, деятельность сайта нарушает требования законодательства, а размещающаяся информация является запрещенной к распространению на адрес.
Представитель административного истца Каширских Н.В. в судебное заседание явилась, требования иска поддержала.
Ответчик, представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в иске просит рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что в рамках проведенного прокуратурой округов мониторинга выявлен сайт сети «Интернет», расположенный по электронному адресу: https://simkarty-bez24.ru, на котором предлагается услуга по продаже сим карт для телефонов без паспорта и договора; доступ на сайт свободный для всех без исключения граждан, не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к доступу по кругу лиц. Приобретение сим карт на сайте можно использовать для регистрации в приложениях What’sApp/Viber, VK, Tit tok, Авито, Юла, а также в Facebook и Instagram, принадлежащие американской транснациональной холдинговой компании Meta Platforms Inc., деятельность которой запрещена решением Тверского районного суда адрес от 21.03.2022 в связи с осуществлением экстремисткой деятельности.
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы может любой Интернет-пользователь.
Сайт имеет русское оформление, целевой аудиторией является русскоязычное население.
Согласно ст.2 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» (далее - Федеральный закон № 126-ФЗ) оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.
В силу пп.13, 14, 17, 18, 19, 20 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи» (далее - Правила) услуги телефонной связи оказываются на основании возмездных договоров.
Сторонами по договору выступают гражданин, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, с одной стороны, и оператор связи, с другой стороны. Договор, заключаемый с гражданином, является публичным договором.
Оператор связи обязан предоставить лицу, которое имеет намерение заключить договор, следующую информацию: наименование (фирменное наименование) оператора связи, места нахождения и режим работы оператора связи и его филиалов; реквизиты выданной оператору связи лицензии (лицензий) на осуществление деятельности в области оказания услуг телефонной связи (далее - лицензия); перечень услуг телефонной связи, условия и порядок их оказания; наименование и реквизиты нормативных документов, определяющих требования к качеству оказываемых услуг телефонной связи; тарифы на услуги телефонной связи; порядок, формы и системы оплаты услуг телефонной связи; порядок рассмотрения претензий абонента и (или) пользователя; номера телефонов информационно-справочных служб; указание мест, где абонент и (или) пользователь может в полном объеме ознакомиться с настоящими Правилами.
Гражданин при заключении договора предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
Лицо, уполномоченное на заключение договора в интересах юридического лица, представляет оператору связи документ, подтверждающий его полномочия на представление интересов юридического лица при заключении договора, свидетельство о государственной регистрации юридического лица или его нотариально удостоверенную копию.
Индивидуальный предприниматель при заключении договора представляет оператору связи документ, удостоверяющий его личность, свидетельство о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или его нотариально удостоверенную копию.
Договор заключается в письменной форме или в случаях, предусмотренных пунктом 21 Правил, путем осуществления конклюдентных действий.
В договоре, заключаемом в письменной форме, должны быть указаны следующие сведения и условия: дата и место заключения договора; наименование (фирменное наименование) оператора связи; реквизиты расчетного счета оператора связи; сведения об абоненте - фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, наименование (фирменное наименование) организации, место нахождения (юридический адрес и адрес фактического нахождения), основной государственный регистрационный номер, индивидуальный номер налогоплательщика - для юридического лица; адрес, порядок и способ предоставления счета за оказанные услуги телефонной связи; срок обеспечения доступа к сети местной или подвижной связи.
В договоре должны быть указаны следующие существенные условия: абонентский номер (абонентские номера) или уникальный код идентификации (уникальные коды идентификации); оказываемые услуги телефонной связи; система оплаты услуг телефонной связи; порядок, сроки и форма расчетов.
Согласно статье 44 Федерального закона №126-ФЗ услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Оператор связи или уполномоченное им лицо для заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи должны использовать: помещения, части помещений, находящиеся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде; оборудованные торговые места в стационарных торговых объектах и в зонах, предназначенных для осуществления торговой деятельности и расположенных в других стационарных объектах, или торговые объекты, имеющие торговые залы, рассчитанные на одно или несколько рабочих мест.
Заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в нестационарных торговых объектах запрещается, за исключением случаев заключения оператором связи или уполномоченным им лицом договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в транспортных средствах, которые специально оборудованы для обслуживания абонентов и требования, к которым устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Лицо, действующее от имени оператора связи, при заключении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи обязано внести в него сведения об абоненте, перечень которых установлен правилами оказания услуг связи, и направить один экземпляр подписанного договора оператору связи в течение десяти дней после его заключения, если меньший срок не предусмотрен указанным договором.
Оператор связи обязан осуществлять проверку достоверности сведений об абоненте, в том числе сведений об абоненте, содержащихся в договоре, направленном лицом, действующим от имени оператора связи.
Оператор связи обязан осуществлять проверку достоверности сведений об абоненте, в том числе сведений об абоненте, содержащихся в договоре, направленном лицом, действующим от имени оператора связи.
Заключение юридическими и физическими лицами, не являющимися операторами связи, договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи и осуществление расчетов за данные услуги с абонентами допускаются при наличии в письменной форме документа, подтверждающего полномочия указанных юридических и физических лиц действовать от имени оператора связи.
Статьей 13.29 КоАП РФ установлена административная ответственность за заключение от имени оператора связи договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи лицом, не имеющим полномочий от оператора связи на заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи.
Статьей 13.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение лицом, действующим от имени оператора связи, требований о включении в договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, установленных правилами оказания услуг связи сведений об абоненте или включение недостоверных сведений либо непредставление или несвоевременное представление оператору связи экземпляра заключенного с абонентом договора, если указанные действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя, в том числе, организацию, планирование, подготовку террористического акта, информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта.
Согласно п.п. 7, 12 ст.2 Федерального закона №35-Ф3 к основным принципам противодействия терроризма относится приоритет мер предупреждения терроризма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Из изложенного следует, что, воспользовавшись информацией из сайта https://simkarty-bez24.ru любой гражданин РФ либо иностранный граждан может приобрести сим-карту без указания паспортных данных и заключения договора. Продажа сим-карт без паспорта и договора не позволяет правоохранительным органам (при возникновении оперативной необходимости) идентифицировать (установить) лиц, приобретающих сим карты. Таким образом, лицо, желающее избежать ответственности и (или) скрыть свою причастность к правонарушениям и преступлениям могут воспользоваться услугами, предоставляемыми на сайте https://simkarty- bez24.ru и, следовательно, такие сим карты могут быть использованы для пособничества или совершения преступлений, в том числе террористических актов.
Кроме того, лица, желающие разместить в социальных сетях экстремистские материалы, ложную информацию о специальной военной операции Российской Федерации, призывы к свержению власти, введению санкций в отношении Российской Федерации и материалы, дискредитирующие вооруженные силы Российской Федерации могут воспользоваться незарегистрированными на их персональные данные сим- картами при регистрации (при создании профиля) в вышеуказанных социальных сетях, что также не позволяет правоохранительным органам и иным специальным службам оперативно получать информацию о пользователе профиля в социальной сети.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее Федеральный закон №114-ФЗ) к экстремистской деятельности (экстремизму) в том числе относятся публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, их изготовление или хранение в целях массового распространения, а также организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона №114-ФЗ в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические меры.
Статьей 20.3.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Статья 20.3.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях.
Статья 20.3.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц.
Также законодательно предусмотрена уголовная ответственность (ст. 280 УК РФ) за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Публичное распространение информации, в которой обосновывается необходимость совершения противоправных действий в отношении лиц по признаку расы, национальности, религиозной принадлежности и т.д., либо информации, оправдывающей такую деятельность, квалифицируется по статье 282 УК РФ. Указанные призывы можно выражать посредствам публикаций в сети Интернет с ложного профиля.
В ходе проверки установлено, что регистратором домена https://simkarty-bez24.ru является «REGTIME-RU». Интернет-ресурс, расположенный по адресу: https://simkarty-bez24.ru не включен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Согласно данным открытой базы доменных имен и их регистраторов регистратором выступает иностранное юридическое лицо, серверное оборудование расположено вне юрисдикции правоохранительных органов Российской Федерации, в связи с чем установить владельца сайта не представилось возможным.
Согласно единому реестру доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, по состоянию на 06.10.2022 доступ к сайту не имеет установленных ограничений.
Основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации, также определено, что распространение информации, за которую предусмотрена административная или уголовная ответственность, запрещено.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно пункту 3 Правил принятия уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 (далее - постановление Правительства Российской Федерации № 1101), формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.1 ст.9 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1101, основанием для включения в единый реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной.
В целях ограничения доступа к странице сайта с доменным именем https://simkarty-bez24.ru, содержащим запрещенную информацию, необходимо внести доменное имя в реестр в соответствии со ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ.
В соответствии со ст. 54 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» содержащиеся наименования в п.п. 1- 4 ст. 35 указанного Федерального закона обозначают: прокурор - Генеральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции.
Согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.
На основании ч. 2 ст. 265.3 КАС РФ к участию в рассмотрении административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Согласно п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства и анализируя установленные на их основе обстоятельства, суд находит требования административного истца о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на указателе страницы сайта https://simkarty-bez24.ru запрещенной заявлены обоснованно, а потому подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ https://simkarty-bez24.ru - ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░ ░░░░░░░