2-95/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Спасск-Дальний 19 января 2017 года
Спасский районный суд Приморского края в составе
председательствующего федерального судьи Рубан Ю.Ф.
При секретаре Былковой М.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» к Шинкоренко И.В. о взыскании суммы излишне выплаченных денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» обратилось в суд с иском к Шинкоренко И.В. о взыскании суммы излишне выплаченных денежных средств.
В исковом заявлении истец указал, что сержант Шинкоренко И.В. проходил военную службу в войсковой части №. Исключен из списков личного состава с ДД.ММ.ГГГГ. За период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года ответчику со счета ФКУ «ЕРЦ МО РФ» были перечислены денежные средства на сумму <сумма 1>., которые являются излишне выплаченным денежным довольствием. Произведенная выплата подтверждается расчетными листами за указанный период, а так же заявками на кассовый расход и реестрами на зачисление денежных средств. Вышеуказанная денежная сумма была выплачена ответчику на его банковский счет № Приморским ОСБ №.
ФКУ «ЕРЦ МО РФ» осуществляет свою деятельность на основании Устава ФКУ «ЕРЦ МО РФ», утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ и Временного порядка взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы в Едином расчетном центре Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Министром обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (далее - Временный порядок), с использованием специального программного обеспечения «Алушта» (далее - Единая база данных).
В соответствии с п. 2 Временного порядка, границами ответственности ФКУ «ЕРЦ МО РФ» являются:
- выполнение централизованного своевременного расчета денежного довольствия и заработной платы;
- администрирование базы данных, обеспечивающей централизацию расчетов денежного довольствия и заработной платы (за исключением обеспечения достоверности информации, поступающей из органов военного управления).
Внесение в базу данных в полном объеме изданных приказов, а также сведений по офицерам и военнослужащим, проходящим службу по контракту, по призыву возложены на военные управления в соответствии с границами ответственности. Внесение сведений в СПО «Алушта» и обмен данных происходит в электронном формате с использованием существующих каналов связи (системы передачи данных МО РФ; каналов межвидовой системы обмена электронной корреспонденции; автоматизированной информационной системы электронного документооборота МО РФ) на основании подлинных документов.
Приказы в ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не поступают, в связи с чем, учреждение не может достоверно знать об изменении условий и обстоятельств прохождения военнослужащим военной службы, влияющих на состав его денежного довольствия.
Следовательно, сотрудники ФКУ «ЕРЦ МО РФ», производя начисления денежного довольствия военнослужащим по информации, уже имеющейся в СПО «Алушта», не могут обладать информацией о произведенных в нарушение законодательства выплатах.
Ввиду того, что ФКУ «ЕРЦ МО РФ» обеспечивает денежным довольствием более 80% военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, расчет денежного довольствия производится в автоматическом режиме с использованием СПО «Алушта», своевременная проверка начислений произведенных финансовых операций в ручном режиме не возможна.
Данная задолженность сформировалась после отражения кадровыми органами Минобороны РФ в ДД.ММ.ГГГГ года в СПО «Алушта» (программа расчета денежного довольствия военнослужащих) приказа об исключении ответчика из списков личного состава воинской части со ДД.ММ.ГГГГ.
Излишне выплаченные денежные средства в размере <сумма 1>. подлежат возврату в государственный бюджет исходя из следующего.
1. По решению Министра обороны Российской Федерации денежное довольствие может выплачиваться через ФКУ «ЕРЦ МО РФ» или иные финансово - экономические органы (абзац 5 пункта 2 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, - далее Порядок).
В соответствии с Уставом Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», ФКУ ЕРЦ МО РФ осуществляет своевременное начисление и обеспечение личного состава денежным довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами.
2. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. №-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемый гражданами в частности в Вооруженных Силах Российской Федерации.
На основании части 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. №-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.
Исходя из положений части 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. №-ФЗ «О статусе военнослужащих», граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
Частью 11 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. №-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях предусмотренных частью 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. №-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».
Согласно статье 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. №№ «О статусе военнослужащих», военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и размерах, установленным Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы (часть 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. №-Ф3 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»).
Из совокупного анализа поименованных правовых положений действующего федерального законодательства следует, что право на получение денежного довольствия имеют только военнослужащие за исполнение обязанностей военной службы.
Таким образом, в период спорных правоотношений ответчику со счета ЕРЦ перечислены денежные средства, которые в соответствии с действующим законодательством ему не полагались и были выплачены излишне.
3. Согласно части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательное приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (часть 2 статьи 1102 ГК РФ).
Таким образом, излишне выплаченные денежные средства в качестве денежного довольствия ответчику, не имеющему права на их получение и не являющиеся средствами к существованию, подлежат возврату.
4. Согласно п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с п.2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы - это органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Следовательно, от уплаты государственной пошлины освобождаются органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями в качестве истцов или ответчиков.
Как следует из и. 4 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, при решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные НК РФ. Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ при выступлении в качестве истцом и ответчиков.
Согласно п. 1 Устава ЕРЦ МО РФ, Центр создан для оперативной, тактической или иной функции управления войсковым звеном некоммерческого характера.
Таким образом, ФКУ «ЕРЦ МО РФ» освобождено от уплаты государственной пошлины.
Просят взыскать с Шинкоренко И.В. излишне выплаченные денежные средства в сумме <сумма 1>. в пользу Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации». Рассмотреть дело без участия представителя истца.
Ответчик – Шинкоренко И.В., извещавшийся о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со ст. 119 ГПК РФ по установленному месту жительства (сведения о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ), в судебные заседания ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ не явился. Повестки о явке в судебные заседания, направляемые посредством услуг почтовой связи, ответчик не получает.
Вместе с тем, в соответствии с п.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается то место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно. Из положений ст. 3 закона от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», следует, что граждане РФ обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах РФ. Регистрация по месту жительства является административным актом, имеющим уведомительный характер и означающим, что гражданин уведомил государство, общество о своем местонахождении. Осуществляя регистрацию проживания по тому или иному месту жительства, гражданин тем самым подтверждает свое волеизъявление на постоянное или преимущественное проживание по адресу регистрации и принимает на себя обязанность получения извещений, в том числе судебных, по этому адресу.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие ответчика, поскольку предприняты все меры для его извещения о слушании дела, неполучение повестки по месту жительства при указанных обстоятельствах не может быть признано судом уважительным, заявлений о рассмотрении дела в свое отсутствие или об отложении рассмотрения дела, а также сведений об уважительности причин неявки, сведений о необходимости своего извещения по иному адресу, возражений по существу заявленных требований и доказательств в их опровержение Шинкоренко И.В. в суд не представлено.
Суд, изучив исковое заявление, исследовав имеющиеся материалы дела находит, что исковые требования федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» к Шинкоренко И.В. о взыскании суммы излишне выплаченных денежных средств основаны на законе и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
По материалам дела установлено, что Шинкоренко И.В. проходил военную службу в войсковой части № в звании сержанта, приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ уволен ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списка личного состава, в связи с истечением срока контракта.
В период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года ответчику перечислены денежные средства в размере <сумма 1>., что подтверждается реестрами на зачисление денежных средств на карточный счет ответчика, которые являются излишне выплаченным денежным довольствием.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N № "О статусе военнослужащих" определяются права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Статьей 12 названного Федерального закона предусматривается, что военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N № "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.
Порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (часть 32 статьи 2 данного Закона).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N № утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно утвержденному Порядку выплата денежного довольствия военнослужащим осуществляется Федеральным казенным учреждением "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" с использованием специализированного программного обеспечения "Алушта".
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 Порядка денежное довольствие военнослужащим выплачивается по месту их военной службы либо перечисляется на указанный военнослужащим счет в банке на условиях, определенных Министерством обороны РФ.
В соответствии с пунктом 4 данного нормативного правового акта денежное довольствие военнослужащим выплачивается за весь период военной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при увольнении с военной службы денежное довольствие выплачивается по день их исключения из списков личного состава воинской части (пункт 185).
Согласно пункту 11 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N №ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Пунктом 6 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N № военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Пунктом 6 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N №, предусматривается, что денежное довольствие, выплаченное в порядке и размерах, действовавших на день выплаты, возврату не подлежит, если право на него полностью или частично военнослужащими впоследствии утрачено, кроме случаев возврата излишне выплаченных сумм вследствие счетных ошибок.
Из материалов дела следует, что сведения о военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вносились в специализированное программное обеспечение "Алушта" путем электронной передачи данных из управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации с использованием специального конвертера.
При передаче данных в ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны РФ" кадровыми органами в специализированное программное обеспечение "Алушта" были внесены сведения об ответчике как о военнослужащем войсковой части №, статус "активный", в связи с чем на банковский счет ответчика были перечислены денежные средства.
Факт увольнения ответчика Шинкоренко И.В. с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части с ДД.ММ.ГГГГ подтверждается имеющейся в деле выпиской из приказа командира войсковой части №.
Согласно приказу об исключении из списков личного состава части при увольнении с военной службы сержанту Шинкоренко И.В. выплачено единовременное пособие в размере 2 окладов денежного содержания, материальная помощь за ДД.ММ.ГГГГ год выплачена.
Обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований полагать, что спорная денежная сумма относится к выплатам, причитающимся ответчику после увольнения с военной службы, судом не установлены.
Вместе с тем статьей 1102 Гражданского кодекса РФ, подлежащей применению в данном деле, установлено общее правило об обязанности возвратить неосновательное обогащение.
Согласно части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
При этом в силу положений части 2 данной статьи предусмотренные правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии со статьей 1109 Гражданского кодекса РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:
1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;
2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;
3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;
4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Перечисленные ответчику денежные средства не являются денежным довольствием военнослужащего, поскольку начислены и перечислены ему после увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части, в связи с чем право на указанные выплаты ответчик не имел.
При таком положении перечисленные ответчику денежные суммы не подпадают под категорию денежных средств, приравненных к заработной плате (пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы) и предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, в связи с чем установленные пунктом 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничения для взыскания неосновательного обогащения не подлежат применению в данном деле.
Поскольку право на получение денежного довольствия имеют лишь военнослужащие, Шинкоренко И.В., исключенному из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ, было достоверно известно об отсутствии права на спорные суммы, перечисленные ему после увольнения.
Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о взыскании с Шинкоренко И.В. в пользу ФКУ "ЕРЦ МО РФ" неосновательного обогащения в сумме <сумма 1>.
Кроме того, в силу ст. 103 ГПК РФ, с Шинкоренко И.В. подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере <сумма 2>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.1102 ГК РФ, 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с Шинкоренко И.В. излишне выплаченные денежные средства в сумме <сумма 1>. в пользу Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации».
Взыскать с Шинкоренко И.В. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <сумма 2>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательном виде через Спасский районный суд Приморского края.
Федеральный судья Ю.Ф.Рубан