Дело № 2-3729/17
Дополнительное решение
Именем Российской Федерации
08 ноября 2018 года г. Москва
Судья Измайловского районного суда города Москвы Семенова Н.А.,
при секретаре Филиной В.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании вопрос о вынесении дополнительного решения по иску Некрасовой Натальи Михайловны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Некрасовой Дарьи Сергеевны, 2006 года рождения, Некрасова Владимира Сергеевича, 2009 года рождения, а также по иску Некрасова Сергея Владимировича, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних Локтевой Юлии Александровны, 2007 года рождения, Афанасьева Дмитрия Сергеевича, 2008 года рождения, Афанасьевой Ангелины Сергеевны, 2010 года рождения, к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Суоярвская центральная районная больница» о компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
решением Измайловского районного суда города Москвы от 09 июля 2018 года исковые требования истца удовлетворены частично, постановлено взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Суоярвская центральная районная больница» в счет компенсации морального вреда в пользу Некрасовой Натальи Михайловны 300 000 (Триста тысяч) рублей, в пользу Некрасовой Дарьи Сергеевны в лице законного представителя Некрасовой Натальи Михайловны 300 000 (Триста тысяч) рублей, в пользу Некрасова Сергея Владимировича 300 000 (Триста тысяч) рублей, в пользу Локтевой Юлии Александровны в лице законного представителя Некрасова Сергея Владимировича 30 000 (Тридцать тысяч) рублей, в пользу Афанасьева Дмитрия Сергеевича в лице законного представителя Некрасова Сергея Владимировича 30 000 (Тридцать тысяч) рублей, в пользу Афанасьевой Ангелины Сергеевны в лице законного представителя Некрасова Сергея Владимировича 30 000 (Тридцать тысяч) рублей ; в пользу Некрасовой Натальи Михайловны судебные расходы в размере 1980 (Одной тысячи девятисот восьмидесяти) руб. 04 коп., государственную пошлину в доход бюджета города Москвы в размере 2100 (Двух тысяч ста) рублей.
В соответствии со ст. 201 ГПК РФ суд, принявший решение по делу, может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, принять дополнительное решение суда если по какому-либо требованию, по которому лица, участвующие в деле, представляли доказательства и давали объяснения, не было принято решение суда, суд, разрешив вопрос о праве, не указал размер присужденной суммы, имущество, подлежащее передаче, или действия, которые обязан совершить ответчик. Вопрос о принятии дополнительного решения суда может быть поставлен до вступления в законную силу решения суда. Дополнительное решение принимается судом после рассмотрения указанного вопроса в судебном заседании и может быть обжаловано. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению вопроса о принятии дополнительного решения суда.
Стороны извещены, не явились.
Суд, счел возможным рассмотреть дело при данной явке, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из представленных материалов дела следует, что при вынесении решения судом не решен вопрос по требованию о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в пользу Некрасова Владимира Сергеевича.
Стороны, участвующие в деле, представляли доказательства и давали объяснения, по требованию о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в пользу Некрасова Владимира Сергеевича.
В связи с данными обстоятельствами имеется необходимость в вынесении дополнительного решения по требованию о взыскании компенсации морального вреда в пользу Некрасова Владимира Сергеевича.
В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно ч.2 и ч.3 ст.98 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
По правилам п.1 ст.1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Согласно ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Пунктом 32 постановления Пленума ВС РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» предусмотрено, что при рассмотрении дел о компенсации морального вреда в связи со смертью потерпевшего иным лицам, в частности членам его семьи, иждивенцам, суду необходимо учитывать обстоятельства, свидетельствующие о причинении именно этим лицам физических или нравственных страданий. Указанные обстоятельства влияют также и на определение размера компенсации этого вреда. Наличие факта родственных отношений само по себе не является достаточным основанием для компенсации морального вреда.
В судебном заседании установлено, что приговором Суоярвского районного суда Республики Карелия от 04.07.2017 Щербакова И.В. признана виновной в совершении халатности, т.е. совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.293 УК РФ. Данным приговором установлено, что Щербакова И.В. работала фельдшером отделения скорой медицинской помощи ГБУЗ Республики Карелия «Суоярвская центральная районная больница», на нее дополнительным соглашением возложены обязанности фельдшера по приему и передаче вызовов отделения скорой медицинской помощи с 01.01.2016 по 31.12.2016. В результате ненадлежащего исполнения ею своих профессиональных обязанностей в период времени с 16.23 часов 18.06.2016 по 12.00 часов 19.06.2016 в акватории озера Сямозеро, расположенном в Пряжинском районе Республики Карелия, группе несовершеннолетних не была оказана медицинская помощь, в результате чего 14 человек погибли, в том числе, сын и родной брат истцов Некрасов Артём Сергеевич, 26.12.2003 года рождения (л.д.35-54).
Гражданский иск в уголовном деле истцами не заявлен.
Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Карелия от 31.07.2017 приговор Суоярвского районного суда Республики Карелия оставлен без изменения, вступил в законную силу (л.д.28-31).
В соответствии с ч. 2, 4 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Поскольку вина Щербаковой И.В. и причинно-следственная связь между ее действиями и наступившими последствиями в виде гибели детей, в том числе, Некрасова Артёма, установлена вступившим в законную силу приговором Суоярвского районного суда Республики Карелия от 04.07.2017, указанные обстоятельства обязательны для суда при рассмотрении настоящего дела, и не подлежат оспариванию.
При таких обстоятельствах в соответствии с п.1 ст.1068 ГК РФ суд возлагает на ответчика, как работодателя Щербаковой И.В, обязанность возместить причиненный в результате ее действий моральный вред, причиненный в результате преступления.
В судебном заседании установлено, что Некрасовы С.В. и Н.М. являются родителями Некрасова Владимира Сергеевича, 01.10.2009 года рождения, Некрасовой Дарьи Сергеевны, 05.10.2006 года рождения.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из фактических обстоятельств дела, тяжести возникших последствий, степени физических и нравственных страданий истцов, потерявших сына и брата в малолетнем возрасте при трагических обстоятельствах, перенесших в связи с этим глубокие нравственные страдания, а также учитывает требования разумности и справедливости, и взыскивает с ответчика в пользу истцов Некрасовых Н.М., С.В., несовершеннолетних Некрасовых Д.С. и В.С. в лице законного представителя Некрасовой Н.М. в счет компенсации морального вреда по 300 000 рублей., а в пользу несовершеннолетних Локтевой Ю.А., Афанасьевых Д.С. и А.С. в лице их законного представителя Некрасова С.В. – по 30 000 руб. в пользу каждого.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 201-203 ГПК РФ, судья
решил :
иск удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Суоярвская центральная районная больница» в счет компенсации морального вреда
в пользу Некрасовой Натальи Михайловны 300 000 (Триста тысяч) рублей,
в пользу Некрасовой Дарьи Сергеевны в лице законного представителя Некрасовой Натальи Михайловны 300 000 (Триста тысяч) рублей,
в пользу Некрасова Владимира Сергеевича, в лице законного представителя Некрасовой Натальи Михайловны 300 000 (Триста тысяч) рублей,
в пользу Некрасова Сергея Владимировича 300 000 (Триста тысяч) рублей,
в пользу Локтевой Юлии Александровны в лице законного представителя Некрасова Сергея Владимировича 30 000 (Тридцать тысяч) рублей,
в пользу Афанасьева Дмитрия Сергеевича в лице законного представителя Некрасова Сергея Владимировича 30 000 (Тридцать тысяч) рублей,
в пользу Афанасьевой Ангелины Сергеевны в лице законного представителя Некрасова Сергея Владимировича 30 000 (Тридцать тысяч) рублей.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Суоярвская центральная районная больница» в пользу Некрасовой Натальи Михайловны судебные расходы в размере 1980 (Одной тысячи девятисот восьмидесяти) руб. 04 коп.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Суоярвская центральная районная больница» государственную пошлину в доход бюджета города Москвы в размере 2100 (Двух тысяч ста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Измайловский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной части изготовлено 8 ноября 2018 года.
Судья Семенова Н.А.