№2-2045/2020
10RS0011-01-2020-001642-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 марта 2020 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Шишкарёвой И.А. при секретаре Шориной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитиной Н. П. к министерству здравоохранения Республики Карелия о взыскании компенсации расходов, связанных с оплатой стоимости проезда к месту лечения и обратно,
установил:
Никитина Н.П. обратилась в суд с иском о взыскании с Министерства здравоохранения РК денежных средств в счет возмещения ее понесённых расходов по проезду к месту лечения и обратно, в связи с тем, что является инвалидом № группы, в связи с заболеванием вынуждена проходить лечение в <данные изъяты> т.к. в условиях лечебных учреждений <адрес> обследование и лечение проходить невозможно. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец выезжала 32 раза, общая стоимость проезда составила 64558,50 руб. Истец просит взыскать указанную сумму с ответчика.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица привлечено государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия.
В судебное заседание истец не явилась, извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела. Представлены дополнительные пояснения о том, что истец посещала диспансер для лечения, полагает, что срок давности не пропущен.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что проезд к месту лечения не является мероприятием по оказанию медицинской помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта РФ, указано на пропуск срока исковой давности.
В судебное заседание третье лицо не явилось, извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела. Представлен письменный отзыв, по которому финансирование проезда не может быть осуществлено.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь оказывается в целях усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства, повышения доходов населения.
В силу пп. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в соответствии с главой закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг инвалиды.
На основании пп. 6 ч.1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги, в частности бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
На основании ч.3 ст. 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в п. 11 которых установлено, что средства на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта, в частности железнодорожный транспорт (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности).
Приказом Минздравсоцразвития России от 05.10.2005 № 617 «О Порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний» утвержден такой порядок, который регулирует вопросы, связанные с направлением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, для получения ими лечения в медицинских учреждениях за счет средств федерального бюджета при наличии медицинских показаний.
В силу ст. 82 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
На основании ч.1 ст. 81 данного закона в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи (ч.3).
Судом установлено, что истица является инвалидом второй группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой №.
Истица страдает заболеванием- <данные изъяты> проживает по адресу <адрес>
Согласно справке ДД.ММ.ГГГГ в условиях <адрес> лечение Никитиной Н.П. невозможно, в связи с чем истец вынуждена была проходить лечение в <данные изъяты>
Согласно представленным справкам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец выезжал в <адрес> для прохождения лечения в диспансере, что подтверждается в том числе сведениями из <данные изъяты> Общая сумма, затраченная Никитиной Н.П., составила 64558,50 руб.
Постановлением Правительства РК от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов. Постановлением Правительства РК от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов. Постановлением Правительства РК от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов.
Однако, территориальная программа не предусматривает возможность компенсации расходов, связанных с проездом к месту лечения и обратно.
По указанным основаниям истец не имеет возможности реализовать свое право на бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в порядке вышеуказанных положений действующего законодательства.
В силу ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда РФ № 115-О от 06.06.2002, провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи. Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регламентирующих оказание гражданам медицинской помощи.
Истец по своему состоянию здоровья для поддержания нормальных жизненных функций организма, нуждался в специализированном обследовании и консультациях в условиях <данные изъяты> Проведение обследования и консультации, необходимого истцу, невозможно по его месту жительства.
Поскольку данный вид специализированной медицинской помощи предоставлялся истцу в рамках территориальной программы государственных гарантий оказанию населению Республики Карелия бесплатной медицинской помощи, которая утверждается постановлением Правительства Республики Карелия ежегодно, то суд приходит к выводу, что проезд к месту получения лечения является неотъемлемый частью оказываемой истцу специализированной медицинской помощи, а его оплата расходным обязательством субъекта Российской Федерации- Республики Карелия. Оплата проезда к месту лечения является неотъемлемой составной частью специализированной бесплатной медицинской помощи. Иное бы являлось прямым нарушением прав истца на гарантированное законом получение бесплатной специализированной медицинской помощи.
В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с положением «О министерстве финансов республики Карелия», утв. Постановлением Правительства РК от 08.10.2010 № 210-П министерство финансов Республики Карелия является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющего финансового органа, в том числе по проведению единой государственной бюджетной и налоговой политики, составлению и исполнению бюджета Республики Карелия, контролю за организацией бюджетного процесса в Республике Карелия, исполнением бюджета Республики Карелия, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Карелия, правомочно выступать в суде от имени бюджета Республики Карелия как главного распорядителя; средств бюджета РК, выступать в суде в качестве представителя ответчика по искам к Республике Карелия.
Вместе с тем, в соответствии пп.20 п.9 постановления Правительства РК от 18.07.2016 № 260-П (ред. от 21.09.2018) «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Карелия» министерство разрабатывает и реализует территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; осуществляет функции главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Карелия (пп.47).
С учетом того, что <данные изъяты> является учреждением Республики Карелия, подведомственен Министерству здравоохранения, вопросы возмещения расходов, связанных с оплатой расходов по проезду к месту получения специализированной медицинской помощи и обратно должны разрешаться также Министерством здравоохранения республики Карелия, Министерством Финансов Республики Карелия в данном случае действующим законодательством не предоставлено право устанавливать для пациентов лечебных учреждений какие-либо компенсации за проезд.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что в данном случае Министерство здравоохранения Республики Карелия в соответствии с действующим законодательством реализует в полном объем программу государственных гарантий оказания населению Республики Карелия бесплатной медицинской помощи, в том числе и в организации проезда к месту лечения и обратно.
В связи с чем, на министерство здравоохранения Республики Карелия за счет средств бюджета Республики Карелия следует возложить обязанность возместить истцу потраченные на проезд к месту лечения расходы.
В силу п. 4.1, 4.2 приказа Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом. Для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться: железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности).
Ответчик заявил ходатайство о применении срока исковой давности.
В соответствии ч.1 ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Пунктом 1 постановления Пленума № 43 от 29.09.2015 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» установлено, что в соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
В силу с ч. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются данным Кодексом и иными законами.
Статья 199 ГК РФ устанавливает, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п.п. 10, 15 постановления Пленума № 43 от 29.09.2015).
Суд соглашается с доводами ответчика о применении срока исковой давности к периоду с ДД.ММ.ГГГГ года в сумме 9417,40 руб., поскольку истец, пропустив определённый ст. 196 ГК РФ срок, обратился с иском в суд о взыскании испрашиваемой суммы ДД.ММ.ГГГГ, при отсутствии каких-либо препятствий для своевременного обращения в суд за защитой нарушенного права.
Доводы истца о том, что срок давности не пропущен основан на неверном толковании нор материального права, учитывая, что после совершения поездки в ДД.ММ.ГГГГ году истица имела возможность обратиться с заявлением о возмещении таких расходы, что ею своевременно не было сделано.
При определении сумм, подлежащих взысканию, суд исходит из стоимости проезда по маршруту Кемь-Петрозаводск в соответствии с представленными документами на общую сумму 55138,10 руб., указанная сумма подлежит взысканию в пользу истца с Министерства здравоохранения Республики Карелия за счет средств бюджета Республики Карелия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Никитиной Н. П. к Министерству здравоохранения Республики Карелия о взыскании компенсации расходов, связанных с оплатой стоимости проезда к месту лечения и обратно удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Карелия за счет средств бюджета Республики Карелия в пользу Никитиной Н. П. расходы по проезду к месту лечения в <адрес> и обратно в <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 55138,10 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья И.А. Шишкарёва
Мотивированное решение составлено. 20.03.2020