УИД № 77RS0001-02-2022-018252-59
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2023 года г. Москва
Бабушкинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Фомичевой О.В., при секретаре Турченко Т.П., с участием помощника Бабушкинского межрайонного прокурора г. Москвы Лобочкиной Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-155/23 по административному исковому заявлению Сидоренко А.Ю. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве – муниципального округа Свиблово об отмене решения, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Сидоренко А.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве – муниципального округа Свиблово об отмене решения (протокола) избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве – муниципального округа Свиблово о результатах выборов в депутаты Совета депутатов муниципального округа Свиблово по многомандатному избирательному округу № 2 района Свиблово от 12 сентября 2022 года, обязании назначить повторные выборы в депутаты Совета депутатов муниципального округа Свиблово по многомандатному избирательному округу № 2 района Свиблово в тридцатидневный срок с момента вступления в силу решения суда по настоящему административному иску. Требования мотивированы тем, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 15 ноября 2022 года решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве – муниципального округа Свиблово от 22 июля 2022 года № 8/5 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Свиблово по многомандатному избирательному округу № 2 Сидоренко Андрея Юрьевича» отменено, по мнению административного истца, то обстоятельство, что судом признан незаконным не допуск его к участию в выборах, презюмирует, что воля избирателей на выборах не могла быть выявлена.
Административный истец Сидоренко А.Ю. в судебное заседание явился, доводы административного иска поддержал, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве – муниципального округа Свиблово Князев П.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии по району Свиблово г. Москвы Образцов В.К. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оснований для отмены результатов выборов не имеется.
Представитель заинтересованных лиц Афанасенкова А.Л., Ермашова С.М., Козловой Н.В., Куприянова Д.А., Сорокина Г.М. по доверенности Новоселова О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 21 июня 2022 года Советом муниципальных депутатов района Свиблово было принято решение о проведении выборов в Совет муниципальных депутатов района Свиблово, назначенных на 11 сентября 2022 года, которое было опубликовано 24 июня 2022 года в Муниципальном вестнике Москвы.
08 июля 2022 года административный истец предоставил в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Свиблово заявление о самовыдвижении в качестве кандидата в депутаты в Совет муниципальных депутатов муниципального округа Свиблово по многомандатному округу № 2 и необходимые для этого документы.
14 июля 2022 года административный истец представил в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Свиблово подписные листы, решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Свиблово № 8/5 от 22 июля 2022 года административному истцу было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Свиблово по многомандатному избирательному округу № 2 со ссылкой на то, что количество достоверных подписей составляет менее необходимого для регистрации количества подписей, установленного Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Свиблово № 2/6 от 21 июня 2022 года.
Решением Бабушкинского районного суда города Москвы от 04 августа 2022 года по административному делу № 2a-830/2022 в удовлетворении административного иска Сидоренко А.Ю. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве – муниципального округа Свиблово о признании незаконным и отмене решения № 8/5 от 22 июля 2022 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Свиблово по многомандатному избирательному округу № 2, обязании зарегистрировать кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Свиблово по многомандатному избирательному округу № 2 Сидоренко А.Ю.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 12 августа 2022 года решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 04 августа 2022 года оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 05 сентября 2022 года решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 04 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 12 августа 2022 года оставлены без изменения.
Кассационным Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 12 августа 2022 года и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 05 сентября 2022 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 15 ноября 2022 года решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 04 августа 2022 года отменено, по административному делу принято новое решение, которым решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве – муниципального округа Свиблово от 22 июля 2022 года № 8/5 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Свиблово по многомандатному избирательному округу № 2 Сидоренко Андрея Юрьевича» отменено.
Итоги голосования по многомандатному избирательному округу № 2 района Свиблово подведены избирательной комиссией внутригородского муниципального в городе Москве – муниципального округа Свиблово 12 сентября 2022 года, по итогам голосования избраны кандидаты Афанасенков А.Л., Ермашов С.М., Козлова Н.В., Куприянов Д.А., Сорокин Г.М.
В силу части 15 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 и 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом, либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
Суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: a) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств: a) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным; б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей; г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года № 8-П, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории. Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года № 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Согласно части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу статьи 60 и части 1 статьи 61 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела. Доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса.
Обжалуемое Сидоренко А.Ю. решение было принято на основании экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, решения нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования Сидоренко А.Ю. не оспаривались, какие-либо жалобы от него на нарушение порядка подсчета голосов в участковых избирательных комиссиях не поступали, равно как и не поступали жалобы от избирателей на искажение их волеизъявления в связи с невозможностью проголосовать за Сидоренко А.Ю.
Вместе с тем, как следует из Протокола избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве – муниципального округа Свиблово о результатах выборов по многомандатному избирательному округу № 2 от 12 сентября 2022 года в голосовании приняли участие 6030 избирателей (по количеству действительных бюллетеней), воспользовавшись активным избирательным правом, выразили свое волеизъявление, выбрав из 19 зарегистрированных кандидатов 5 депутатов в Совет депутатов муниципального округа Свиблово по многомандатному избирательному округу № 2 - Афанасенкова А.Л. (1991 голосов), Ермашова С.М. (1385 голосов), Козлову Н.В. (1909 голосов), Куприянова Д.А. (1702 голосов), Сорокина Г.М. (1289 голосов).
Таким образом, защита избирательного права Сидоренко А.Ю. не должна осуществляться в отрыве от реализации активного избирательного права граждан, принявших участие в голосовании и восстановление пассивного избирательного права административного истца не должно нарушать активное избирательное право проголосовавших граждан и права пяти избранных депутатов.
Избранные кандидаты набрали от 1289 до 1991 голосов, в то время как Сидоренко А.Ю. не представил относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что неучастие его в выборах не позволяет выявить действительную волю избирателей. Доводы административного истца о том, что он является избранным председателем Совета многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Лазоревый пр-д, д. 3 и известен общественной работой, не свидетельствуют о том, что действительная воля избирателей была направлена на избрание Сидоренко А.Ю. депутатом в Совет депутатов муниципального округа Свиблово, равно как и представленные административным истцом 177 опросных листов, не обладающих признаком допустимости, ввиду отсутствия в них данных, позволяющих с достаточной степенью достоверности идентифицировать лиц, их подписавших.
Кроме того, следует принять во внимание, что в случае отмены результатов выборов по многомандатному избирательному округу № 2 представительный орган муниципального образования будет осуществлять свою деятельность в составе 5 депутатов (50 процентов от установленного числа депутатов), т.е. в неправомочном составе: Согласно статье 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов (часть 1). Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (часть 1.1). В силу пункта 2 части 16 этой же статьи полномочия представительного органа муниципального образования также прекращаются в случае вступления в силу решения суда субъекта РФ о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования.
Согласно пункту 5 статья 5 Устава муниципального округа Свиблово Совет депутатов муниципального округа Свиблово - представительный орган местного самоуправления, состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах жителями на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы на 5 лет (часть 1 пункта 1 статьи 4, пункт 1, 3, 4 статьи 5). Совет депутатов правомочен осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов (пункт 5 статьи 5).
При этом, в силу статьи 22 Устава Совет депутатов по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральным законодательством, законами города Москвы, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального округа, об удалении главы муниципального округа в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов и по иным вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами города Москвы, настоящим Уставом. Указанные решения принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов, если иное не установлено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами города Москвы, настоящим Уставом (пункты 1, 2 статьи 22).
Согласно части 1 статьи 17 Закона города Москвы от 06 ноября 2002 года № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» представительный орган по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами города Москвы и уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа. Решения представительного органа, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа, если иное не установлено федеральными законами.
Из содержания приведенных норм следует, что состав Совета депутатов и его заседания правомочны при условии избрания в Совет депутатов не менее 2/3 (7 депутатов) от установленной численности депутатов (10 депутатов); заседание Совета депутатов правомочно, если на нем присутствуют 5 и более депутатов (пункт 8 статьи 5 Устава), решения принимаются 6 и более депутатами.
Совет депутатов 11 сентября 2022 года был избран в полном составе (10 депутатов) и приступил к осуществлению своей деятельности в качестве представительного органа муниципального образования. В случае отмены решения (протокола) избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Свиблово о результатах выборов в депутаты Совета депутатов муниципального округа Свиблово по многомандатному избирательному округу № 2 района Свиблово от 12 сентября 2022 года представительный орган муниципального образования будет осуществлять свою деятельность в составе 5 депутатов (50 процентов от установленного числа депутатов), т.е. в неправомочном составе.
На основании изложенного, суд, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, принципом недопустимости отмены результатов выборов только по формальным основаниям, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований об отмене решения (протокола) избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве – муниципального округа Свиблово о результатах выборов в депутаты Совета депутатов муниципального округа Свиблово по многомандатному избирательному округу № 2 района Свиблово от 12 сентября 2022 года.
Поскольку в удовлетворении требований административного истца об отмене решения (протокола) избирательной комиссии от 12 сентября 2022 года отказано, оснований для обязания административного ответчика назначить повторные выборы в депутаты Совета депутатов муниципального округа Свиблово по многомандатному избирательному округу № 2 района Свиблово в тридцатидневный срок с момента вступления в силу решения суда по настоящему административному иску также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 14 ░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 21 ░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░