№ 2-3434/2017
Решение
Именем Российской Федерации
28 декабря 2017 года г. Оренбург
Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи М.Е.Манушиной,
при секретаре судебного заседания Ю.В. Богатыревой,
с участием истца Кузнецовой Т.В. и её представителя Градской Н.Н., ответчика Лапиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Т.В. к администрации города Оренбурга, Лапиной Н.В. о признании права собственности,
установил:
Кузнецова Т.В. обратилась в суд с названным иском, указав, что ее матерью Н. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ был приобретен в собственность жилой дом площадью 43,9 кв.м., жилой площадью 32,8 кв.м., расположенный по адресу <адрес>. Переход права собственности зарегистрирован в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ. Н. совместно с истицей произведено переустройство жилого дома, однако оформить переустройство жилого дома и получить правоустанавливающие документы Н. не успела. ДД.ММ.ГГГГ Н. умерла.
В жилом доме произведен снос перегородок в литере А1 произведено переустройство литер А2, проведено строительство пристроя литер А3 и возведена мансарда над литерами А1А2. В настоящее время по адресу: <адрес>А расположен жилой дом площадью 106,6 кв.м., жилой площадью 67,6 кв.м.
Общие техническое состояние строительных конструкций обследуемого жилого дома литер А1А2А3 оценивается как работоспособное. Обследуемый жилой дом литер А1А2А3 обладает необходимой степенью эксплуатационной надежности и пригоден к нормальным условиям эксплуатации.
В соответствии с полученными заключениями жилой дом не нарушает прав и интересов других лиц, соответствует требованиям строительных и градостроительных нормативов, не создает угрозы жизни и здоровью граждан. Нарушений противопожарных норм и правил не выявлено. В соответствии с ответом администрации г.Оренбурга принято решение о возможности признания права собственности на самовольную пристройку в судебном порядке.
Истец просит прекратить право собственности на жилой дом общей площадью 43,9 кв.м., в том числе жилой площадью 32,8 кв.м., расположенный по адресу <адрес>А за собственником Н.; сохранить в реконструированном виде жилой дом литер А1А2А3, площадью 106,6 кв.м., жилой площадью 67,6 кв.м. по адресу <адрес>А; признать за истицей право собственности на одноэтажный с мансардой жилой дом литер А1А2А3, площадью 106,6 кв.м., жилой площадью 67,6 кв.м., расположенный по адресу <адрес>А.
Истец Кузнецова Т.В. и ее представитель Градская Н.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Лапина Н.В. не возражала против удовлетворения требований, споров по разделу наследственного имущества у них с сестрой (Кузнецовой Т.В.) не имеется.
Представитель ответчика администрации г. Оренбурга в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о месте и времени судебного заседания. В письменном отзыве представитель ответчика Михайлова Ю.С. указала, что возможность узаконения самовольной постройки была предметом рассмотрения комиссии по регулированию вопросов самовольного строительства. Признание права собственности на самовольную постройку возможно в порядке, установленном ст.222 ГК РФ. Просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Третье лицо Валеева З.Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще. В письменном заявлении не возражала против удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
На основании части 3 названной статьи право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, реконструкция объектов строительства – это изменение параметров объекта строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Как следует из разъяснений Верховного Суда РФ, изложенных в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Согласно ст.1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как следует из разъяснений, изложенных в п.27 указанного постановления Пленума, учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.
Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ.
Из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Н. приобрела у А. и С. жилой дом по адресу: <адрес>А. По условиям договора жилой дом расположен на земельном участке площадью 651 кв.м.. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке в ГП <данные изъяты>.
Согласно заключению кадастрового инженера К. от ДД.ММ.ГГГГ, в результате проведения кадастровых работ установлено что по адресу: <адрес> расположен жилой дом литеры А1А2А3 общей площадью 106,6 кв.м., жилой 67,6 кв.м. Изменения дома произошли вследствие сноса перегородок в лит.А1, переустройства лит.А2, пристройки лит.А3 и устройства мансарды на лит.А2.
Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии II-РА № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о рождении, выданному повторно ДД.ММ.ГГГГ, Т. (после заключения брака Кузнецова Т.В.) является дочерью Н.
Из наследственного дела № следует, что наследниками после смерти Н. являются: дочь Лапина Н.В., дочь Кузнецова Т.В. Супруг В. отказался от принятия наследства.
Согласно Градостроительному заключению о функциональном назначении земельного участка по обращению от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью 366 кв.м. по адресу: <адрес>А, имеет функциональное назначение – размещение индивидуальной жилой застройки, функциональное назначение строений литер А2 с мансардой и литер А3 – размещение жилых помещений. Участок расположен в зоне индивидуальной усадебной жилой застройки. Согласно правилам землепользования и застройки г.Оренбурга (решение Оренбургского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ), рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1: индивидуальной жилой застройки.
Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга в письме от ДД.ММ.ГГГГ указал, что по результатам работы комиссии по вопросу самовольно возведенных пристроек литер А2 с мансардой, литер А3 к жилому дому литер А1 по адресу: <адрес>А, принято решение о возможности признания права собственности на самовольно возведенный объект недвижимости.
Согласно заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы ФБУЗ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, результаты исследований дозиметрического и радиометрического контроля воздуха закрытых помещений, воды питьевой централизованного водоснабжения в жилом доме по адресу: <адрес>А соответствуют требованиям ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) в атмосферном воздухе населенных мест» (с изменениями и дополнениями); СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности» (НРБ-99/2009); СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Из заключения ООО <данные изъяты> по визуальному обследованию дома по адресу: <адрес>А, следует, что общее техническое состояние строительных конструкций обследуемого жилого дома литер А1А2А3 оценивается, как работоспособное. Обследуемый жилой дом литер А1А2А3 обладает необходимой степенью эксплуатационной надежности, пригоден к нормальным условиям эксплуатации. Прочность, устойчивость и долговечность строительных конструкций дома литер А1А2А3 обеспечены. Возведение пристроя литер А2 не оказало негативного влияния на строение литер А1. Возведение пристроя литер А3 не оказало негативного влияния на строение литер А2 и строение литер А1. Строительные конструкции дома литер А1А2А3 на момент обследования не создают угрозы для жизни и здоровья граждан.
Согласно заключению ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом с мансардой литер А1А2А3 по адресу: <адрес>А обладает необходимой степенью огнестойкости, противопожарные мероприятия выполнены в полной мере по требованиям ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Данные строения не создают угрозы для жизни и здоровья граждан. Здание соответствует действующим нормам и правилам пожарной безопасности.
Таким образом, судом установлено, что жилой дом литер А1А2А3 по адресу: <адрес>А соответствует градостроительным, строительным, санитарным, пожарным нормам и правилам, угрозу жизни и здоровью граждан не создает, права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушает. Дом возведен на земельном участке, находящемся в пользовании застройщика. Истец является наследником собственника жилого дома в состоянии до его реконструкции.
С учетом собранных по делу доказательств, учитывая отсутствие возражений со стороны ответчика, суд приходит к выводу, что исковые требования Кузнецовой Т.В. о сохранении дома в реконструированном виде и признании за ней права собственности подлежат удовлетворению.
Требования истца о прекращении права собственности Н. на жилой дом удовлетворению не подлежат, поскольку в соответствии со ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина прекращается с его смертью. Соответственно, с момента смерти Н. её право собственности на жилой дом прекратилось в силу прямого указания закона. На момент рассмотрения судом гражданского дела право собственности Н. уже является прекращенным. Дополнительного принятия судебного решения по данному вопросу не требуется. Документальным основанием для прекращения права собственности является свидетельство о смерти.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Кузнецовой Т.В. удовлетворить в части.
Сохранить в реконструированном состоянии жилой дом литеры А1А2А3, общей площадью 106,6 кв.м. по адресу: <адрес>.
Признать за Кузнецовой Т.В. право собственности на жилой дом литеры А1А2А3 общей площадью 106,6 кв.м., жилой площадью 67,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 09.01.2018 года
Судья М.Е. Манушина