Дело № 2-629/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Шибаковой Т.А.,
при секретаре Леонтьевой О.К.,
с участием Сосногорского транспортного прокурора Горбачева С.В.,
представителя ответчика ОАО «РЖД» Хлопиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сосногорске 28 июня 2018 года гражданское дело по иску Сосногорского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Крепежная,
установил:
Сосногорский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Мещанский районный суд г.Москвы с иском к ОАО «РЖД» о возложении обязанности обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Крепежная в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что вышеуказанному объекту транспортной инфраструктуры присвоена третья категория, ДД.ММ.ГГГГ в отношении указанной железнодорожной станции утверждены результаты проведения оценки уязвимости. С 01.07.2017 вступили в силу новые Требования по обеспечению транспортной безопасности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 №495.
Положениями приказа Министерства транспорта России от 12.04.2010 №87 определено, что при изменении требований по обеспечению транспортной безопасности в месячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений, что ответчиком, в ведении которого находится железнодорожная станция Крепежная, проведено не было.
Определением Мещанского районного суда г.Москвы от 10.04.2018 гражданское дело по иску Сосногорского транспортного прокурора к ОАО «РЖД» об обязании совершить определенные действия направлено по подсудности в Сосногорский городской суд Республики Коми и принято к производству суда.
В судебном заседании транспортный прокурор поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика Хлопина Л.В. возражала относительно исковых требований, с учетом доводов письменного отзыва.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе проведения проверки соблюдения законодательства о транспортной безопасности Сосногорской транспортной прокуратурой выявлено, что в отношении объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Крепежная не проведена дополнительная оценка уязвимости.
Указанная железнодорожная станция ДД.ММ.ГГГГ включена в реестр категорированных объектов под номером № с присвоением третьей категории, в отношении данного объекта ДД.ММ.ГГГГ проведена оценка уязвимости, ДД.ММ.ГГГГ утверждены ее результаты. Данные обстоятельства подтверждаются письменными сведениями Северо-Западного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Как следует из материалов дела, письменным ответом от ДД.ММ.ГГГГ на требование Сосногорского транспортного прокурора Сосногорский центр организации работы железнодорожных станций Северной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД» - Центральной дирекции управления движением сообщил о том, что дополнительная оценка уязвимости подчиненных категорированных объектов транспортной инфраструктуры не проведена ввиду отсутствия в бюджете собственных финансовых средств.
Частью 3 ст.1 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусмотрено, что функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов: устойчивость работы железнодорожного транспорта; доступность, безопасность и качество оказываемых услуг; развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта; согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации.
Частью 1 ст.4 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» определено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, к которым относятся железнодорожные станции, и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Исходя из приведенных выше правовых норм, владельцы инфраструктур железнодорожного транспорта, предназначенных для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства, обязаны предпринимать меры, направленные на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, причем, независимо от имеющихся у них финансовых возможностей. К числу таких мер в рассматриваемом случае относится оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, под которой понимается определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Согласно ч.2 ст.5 от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора. В соответствии с ч.3 указанной статьи результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Данная государственная услуга по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта осуществляется Федеральным агентством железнодорожного транспорта в соответствии с Административным Регламентом, утвержденным Приказом Минтранса России от 09.08.2012 №292, однако, в соответствии с пп.5 п.5 вышеприведенных Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 №495, именно субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры должны обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов.
Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден Приказом Министерства транспорта РФ от 12.04.2010 №87.
Пунктом 9 указанного приказа Минтранса России установлено, что при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, и/или потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а для акватории морского порта, в том числе при изменении границ акватории морского порта в месячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.
Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками (ч.1 ст.8 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности»).
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 №495 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
Указанные требования вступили в силу 01.07.2017, тогда как в отношении рассматриваемого объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Крепежная оценка уязвимости проводилась ДД.ММ.ГГГГ, что согласно вышеуказанным требованиям влечет необходимость проведения дополнительной оценки уязвимости объекта и, соответственно, удовлетворение исковых требований.
Довод письменных возражений ответчика о том, что истцом не проанализированы произошедшие изменения требований по обеспечению транспортной безопасности и не доказано соответствие плана обеспечения транспортной безопасности новым требованиям, суд находит не состоятельным, поскольку обязательность проведения дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в случае изменения требований установлена нормативно-правовым актом и не обусловлена предварительным определением соответствия ранее разработанного и утвержденного плана новым требованиям, а кроме того, указанный план разрабатывается либо в него вносятся изменения исключительно на основании утвержденных результатов оценки (дополнительной оценки) уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
При установленных обстоятельствах, с учетом положений ст.ст. 12, 56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, в отсутствие у ответчика неопровержимых доказательств в обоснование возражений против иска, суд находит заявление Сосногорского транспортного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ОАО «РЖД» подлежащим удовлетворению, а предложенный прокурором срок 1 (один) год со дня вступления решения суда в законную силу, находит разумным и достаточным для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сосногорского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Крепежная.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 03 июля 2018 года.
Председательствующий Т.А. Шибакова
Копия верна: судья