Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 января 2016 <адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Поповой Е.В.
при секретаре ФИО4.,
с участием:
представителя административного ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-1156/2016 по административному исковому заявлению Хрыков Г.М. к Министерству обороны РФ, в лице Военного комиссариата <адрес>, мэрии г.о. Тольятти о взыскании денежной компенсации,
у с т а н о в и л:
Хрыков Г.М. обратился к Министерству обороны РФ, в лице Военного комиссариата <адрес> о взыскании с Министерства обороны РФ ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 101569,68 рублей, ежемесячной денежной компенсации при условии постоянного проживания до ДД.ММ.ГГГГ на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в размере 10 158,48 рублей; ежемесячной денежной компенсации работающим в организациях зоны проживания с льготным социально-экономическим статус при условии постоянного проживания (работы) до ДД.ММ.ГГГГ в размере 40 631,76 рублей; ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности в размере 159 293,52 рубля; ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсий и пособий неработающим пенсионерам и инвалидам, детям-инвалидам при условии постоянного проживания до ДД.ММ.ГГГГ на территории проживания с льготно-экономическим статусом в размере 30 831,84 рубля; ежегодной компенсации на оздоровление в размере 4 232, рублей; ежегодной компенсации на оздоровление в соответствии со ст. 40 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере 12 697, рублей; взыскании с мэрии г.о. Тольятти процентов по 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами в размере 528 377,22 рублей. В обоснование иска указав, что с ДД.ММ.ГГГГ Министерство обороны РФ в лице Военного комиссариата <адрес> препятствовало ему и не признавало участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и не ставило на учет, чем были нарушены его права в том числе на ежемесячные, ежегодные, единовременные компенсации и иные выплаты, установленные законом. Однако решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ он был признан участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и восстановлен в списках учета согласно ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В судебное заседание истец не явился, извещен.
Представитель истца, явившийся в судебное заседание покинул зал судебного заседания до начала судебного разбирательства.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка истца, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, а также уход представителя истца из зала судебного заседания, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Представитель Военного комиссариата <адрес> ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суд пояснила, что Хрыков Г.М. состоит на учете в отделе военного комиссариата <адрес> и является пенсионером Министерства Обороны РФ соответственно получает пенсию по линии МО РФ. Удостоверение участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС истец не предъявлял, за выдачей удостоверения не обращался. В материалах личного дела истца отсутствуют сведения о том. Что он принимал участие в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель мэрии г.о. Тольятти в судебное заседании не явился, извещены.
Ознакомившись с исковым заявлением, заслушав пояснения представителя административного ответчика, суд считает необходимым в удовлетворении административного иска отказать по следующим основаниям.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из содержания главы 22 КАС РФ следует, что для признания незаконными действий (бездействия) должностных лиц необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение такими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Судом установлено, что Хрыков Г.М. состоит на учете в отделе военного комиссариата <адрес> и является пенсионером Министерства Обороны РФ соответственно получает пенсию по линии МО РФ.
Обращаясь с настоящим иском, Хрыков Г.М., просит взыскать с Министерства обороны РФ ежемесячные, ежегодные и единовременные денежные компенсации и иные выплаты, установленные ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по ДД.ММ.ГГГГ лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
Согласно ч. 4 ст. 15 названного Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Истцом не представлено и материалы дела не содержат сведений о том, что Хрыков Г.М. в установленном законом порядке выдавалось удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым он был признан участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Судом установлено, и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом <адрес> было вынесено решение по заявлению Хрыков Г.М. об оспаривании решения органа местного самоуправления, которым признано незаконным распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти №-р/4 от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях Хрыков Г.М. с составом семьи 2 человека: жена – ФИО2. Хрыков Г.М. с составом семьи два человека восстановлен в списках нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма.
Решение суда от ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ
Давая оценку доводам истца о преюдициальном значении обстоятельств, установленных указанным судебным постановлением, суд посчитал, что положения статьи 61 ГПК РФ не применимы, поскольку состав участников спора иной.
В соответствии с частью 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.
Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Однако выводы, приведенные в мотивировочной части решения суда от ДД.ММ.ГГГГ не могут быть положены в основу разрешаемого спора, поскольку, в рассматриваемом споре по заявлению Хрыков Г.М. об оспаривании решения органа местного самоуправления требование о признании Хрыков Г.М. участником ликвидации последствий катастрофы на чернобыльской АЭС не было заявлено.
Установленное решением Центрального суда от ДД.ММ.ГГГГ обстоятельство о том, что Хрыков Г.М. наделен правами на предоставление мер социальной поддержки, установленными положениями Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС имеет право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении независимо от его имущественного положения не имеет значение для разрешения вопроса о признании за истцом права на получение ежемесячных, ежегодных и единовременных денежных компенсаций и иных выплат, установленных ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Нельзя согласиться и признать имеющим преюдициальное значение то, что решением суда Хрыков Г.М. был признан участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку данное обстоятельство представителем мэрии г.о. Тольятти не оспаривалось и с учетом разрешаемых судом требований не могло быть предметом оценки.
В ходе рассмотрения настоящего спора судом обозревались материалы гражданского дела № по заявлению Хрыков Г.М. об оспаривании решения органа местного самоуправления. В материалах дела отсутствует удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудный знак на имя Хрыков Г.М. дающие право на меры социальной поддержки в виде денежных компенсаций и выплат предусмотренных Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
С учетом изложенного, суд считает, что установленные решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ обстоятельства не могут быть приняты во внимание, поскольку не имеют преюдициального значения для данного спора.
Из пояснений представителя административного ответчика следует, удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на имя ФИО6 отделом военного комиссариата <адрес> не выдавалось.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения.
Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до ДД.ММ.ГГГГ - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано (ст. 8 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно подпункту «а» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска» такими органами являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
Приказом МЧС России №, Минздравсоцразвития России №, Министерства финансов России №н от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым установлены единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 1).
В силу п. 4 Порядка для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям № или № к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.; документы, подтверждающие выполнения работ в зоне отчуждения, а именно командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте) находящихся в зоне отчуждения; справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986-1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами; военный билет, выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии об убытии и работе в зоне отчуждения.
В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.
Пункты 4, 5 и 6 Порядка в части, требующей предоставления для оформления и получения удостоверений документов, подтверждающих выполнение военнослужащими работ в зоне отчуждения, основаны на положениях части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Из анализа приведенных законоположений следует, что необходимым условием отнесения военнослужащих к категории граждан, на которых распространяется действие указанного Закона, является выполнение ими в 1986 - 1990 годы работ в пределах зоны отчуждения независимо от того, где дислоцировалась их войсковая часть и какие работы в зоне отчуждения ими выполнялись. Категории граждан, в отношении которых не требуется соблюдения указанного условия, прямо оговорены в Законе, в частности, к ним отнесены медицинские работники, получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по ДД.ММ.ГГГГ лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
Между тем, истцом не представлено документов, предусмотренных пунктом 6 Порядка, как и не представлено иных доказательств, содержащих сведения относительно выполнения им работы в зоне отчуждения.
Судом установлено, что Хрыков Г.М. до ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в воинской части №, которая не входит в перечень воинских частей внутренних войск, участвовавших в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (приложение № к приказу Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №
Согласно справки из войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №, Хрыков Г.М. для выполнения служебных заданий по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС был откомандирован в войсковую часть №.
Судом установлено, что указанная войсковая часть № содержится в перечне Приложение № к Приказу Министерства Обороны РФ от 27. 03.2003 г. № Перечень воинских частей, учреждений предприятий и организаций вооруженных сил СССР и КГБ СССР личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий катастрофы на Чернобылье АЭС в 1986-1990 годах).
Для выдачи удостоверения участника в ликвидации последствий катастрофы отдел военного комиссариата <адрес> неоднократно направлял запросы в отраслевой государственный архив Министерства обороны Украины о предоставлении сведений об участии истца в работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Согласно ответа государственного архива Министерства обороны Украины № от ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) в проверенных приказах командира в/ч 21204 за период август-октябрь1986 года откомандированным на Чернобыльскую АЭС ФИО7 не отражено.
Материалы дела не содержат сведений о том, что ФИО7 осуществлял работы в зоне отчуждения и принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в зоне отчуждения.
Оценив изложенные обстоятельства на основании приведенных выше правовых норм, суд приходит к выводу о том, что Хрыков Г.М. не представил суду доказательств, которые свидетельствовали бы о наличии права на получение ежемесячных, ежегодных и единовременных компенсаций и иных выплат, установленных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Требования истца о взыскании с мэрии г.о. Тольятти процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 528 37,22 рублей также не подлежат удовлетворению по вышеуказанным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ст.ст. 6, 175-180, 218 КАС РФ суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Хрыков Г.М. к Министерству обороны РФ, в лице Военного комиссариата <адрес> мэрии г.о. Тольятти о взыскании денежной компенсации – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: подпись.
Копия верна.
Судья: