2-4367/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июня 2017 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Зариповой Е.В.,
при секретаре Аникиной Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Компания «ФОРКОМ», Обществу с ограниченной ответственностью «Компания АТТИКА» о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок,
у с т а н о в и л:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Компания «ФОРКОМ», ООО «Компания АТТИКА» о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок мотивируя требование тем, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой на территории земельных участков с кадастровыми номерами № и № в районе стр. № здания №№ по <адрес> выявлены пять несанкционированных свалок отходов, видовой состав которых включает в себя отходы камнеобработки, бытовые, строительные отходы. При этом четыре свалки расположены в границах земельного участка с кадастровым номером №, а одна - частично на территории земельного участка с кадастровым номером № и частично на территории земельного участка с кадастровым номером № Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности ООО «Компания АТТИКА», земельный участок с кадастровым номером № - ООО «Компания «ФОРКОМ». Прокурор указывает, что образование несанкционированных свалок на территории указанных земельных участков стало возможным ввиду ненадлежащего исполнения ответчиками возложенных на них обязанностей по надлежащему содержанию принадлежащего им имущества. Истец полагает, что нахождение несанкционированных свалок на указанной территории ведет к нарушению прав граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Истец, ссылаясь на ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд обязать ООО «Компания АТТИКА» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать пять несанкционированных свалок отходов, расположенных на территории земельного участка с кадастровым номером № в районе стр. № здания № № по <адрес>, подтвердить передачу отходов лицу, имеющему лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязать ООО «Компания «ФОРКОМ» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории земельного участка с кадастровым номером № смежной с границами земельного участка с кадастровым номером № в районе стр. № здания № № по <адрес>, подтвердить передачу отходов лицу, имеющему лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В судебном заседании представитель истца Антонов П.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков ООО «Компания АТТИКА», ООО «Компания «ФОРКОМ» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представители третьих лиц Администрации Петрозаводского городского округа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства. В отзыве указал, что существующие несанкционированные свалки образовались из-за ненадлежащей opганизации сбора и вывоза отходов производства собственниками земельных участков и производственных помещений ООО «Компания «ФОРКОМ» и ООО «Компания АТТИКА». На территории земельных участков с кадастровыми номерами № и № отсутствовал должный контроль за регулярным удалением отходов, допускалось сжигание отходов, что свидетельствуют о ненадлежащем выполнении ООО «Компания «ФОРКОМ» и ООО «Компания АТТИКА» обязанностей по содержанию помещений и производственной территории, повлекшем нарушение положений законодательства об охране окружающей среды. На основании вышеизложенного Министерство просит удовлетворить исковое заявление Карельского межрайонного природоохранного прокурора об обязании ООО «Компания «ФОРКОМ» и ООО «Компания АТТИКА» ликвидировать пять несанкционированных свалок, расположенных на территории земельных участков с кадастровыми номерами № и № в районе стр. № здания № № по пр. <адрес>.
Заслушав представителя Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В силу положений ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Кроме того, принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления».
Статья ст. 51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» и ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривают, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В действующем законодательстве отсутствует понятие безопасного отхода, все отходы являются потенциально опасными, что в том числе подтверждается существующей классификацией отходов производства и потребления. В частности, как следует из ст. 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности, а именно: чрезвычайно опасные отходы; высокоопасные отходы; умеренно опасные отходы; малоопасные отходы; практически неопасные отходы.
Кроме того, отходы вне зависимости от класса опасности являются экотоксичными веществами.
Понятие экотоксичности содержится в положениях Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22.03.1989 года, которая была ратифицированная Россией.
Так, согласно положениям указанной Конвенции экотоксичными веществами являются вещества или отходы, которые в случае попадания в окружающую среду представляют или могут немедленно или со временем представлять угрозу для окружающей среды в результате биоаккумулирования и /или оказывать токсическое воздействие на биотические системы.
Таким образом, негативное воздействие отходов производства и потребления на окружающую среду презюмируется.
В судебном заседании установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой на территории земельных участков с кадастровыми номерами № и № в районе стр. № здания № № по <адрес> выявлены пять несанкционированных свалок отходов, видовой состав которых включает в себя отходы камнеобработки, бытовые, строительные отходы. При этом четыре свалки расположены в границах земельного участка с кадастровым номером №, а одна - частично на территории земельного участка с кадастровым номером № и частично на территории земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности ООО «Компания АТТИКА», земельный участок с кадастровым номером № - ООО «Компания «ФОРКОМ».
Размещение указанных свалок осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц.
Согласно п. 1 ст. 4 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных Решением Петросовета от 03.06.2014 года № 27/27-414, организации и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории округа, в том числе и на территориях индивидуальных жилых домов. В соответствии с ч. 3 указанной статьи организации и физические лица, за которыми закреплены для содержания, в т.ч. уборки, соответствующие территории округа, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами.
Статья 4.7 Правил устанавливает, что на территории округа не допускается несанкционированный сброс и складирование отходов и снега (п. 4.7.1 Правил)
Пунктом 2 ст. 5 Правил предусмотрено, что организации и физические лица обязаны обеспечить уборку принадлежащих им на праве собственности и ином праве земельных участков, а при наличии договора о закреплении территории для уборки также и уборку прилегающих территорий, с учетом требований о размере территорий, установленных п.п. 9, 10, 13, 15, 16 ст. 5, п. 6 ст. 21 настоящих Правил.
В соответствии с п. 16 ст. 5 Правил уборку принадлежащих на праве собственности или ином праве организациям и физическим лицам земельных участков и прилегающей к ним территории (согласно договора - п. 2 ст. 5 Правил), если иное не предусмотрено настоящими Правилами, и подъездов к ним производят указанные организации и физические лица или уполномоченные ими лица.
Кроме того, в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
В силу ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
При этом согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Представители Карельской межрайонной природоохранной прокуроры, Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия указывают, что образование несанкционированных свалок на территории указанных земельных участков стало возможным ввиду ненадлежащего исполнения ответчиками возложенных на них обязанностей по надлежащему содержанию принадлежащего имущества.
Анализ вышеприведенного законодательства свидетельствует о том, что ответственность за ликвидацию вышеуказанных несанкционированных свалок несут собственники земельных участков: № - ООО «Компания АТТИКА», № - ООО «Компания «ФОРКОМ».
Ликвидация несанкционированной свалки предполагает сбор, вывоз и последующую утилизацию (размещение) отходов производства и потребления. В силу ст.9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию. При этом, согласно ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым возложить на ответчиков обязанность по подтверждению факта передачи отходов специализированной организации, то есть организации, имеющей обозначенную выше лицензию.
При таких обстоятельствах на основании ч. 1 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, следует обязать ООО «Компания АТТИКА» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать пять несанкционированных свалок отходов, расположенных на территории земельного участка с кадастровым номером № в районе стр. № здания № № по <адрес>, подтвердить передачу отходов лицу, имеющему лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности; обязать ООО «Компания «ФОРКОМ» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории земельного участка с кадастровым номером № смежной с границами земельного участка с кадастровым номером № в районе стр. № здания № № по пр. <адрес>, подтвердить передачу отходов лицу, имеющему лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», так как наличие несанкционированной свалки повлекло за собой загрязнение природной среды, а в дальнейшем может повлечь и иные тяжкие последствия, что нарушает законные интересы и права населения, в связи с чем, прокурором подается иск в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ООО «Компания АТТИКА» и ООО «Компания «ФОРКОМ» подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Петрозаводского городского округа в размере по 3.000 руб. с каждого ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Компания АТТИКА» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать пять несанкционированных свалок отходов, расположенных на территории земельного участка с кадастровым номером № в районе стр. № здания № № по <адрес>, подтвердить передачу отходов лицу, имеющему лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Компания «ФОРКОМ» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории земельного участка с кадастровым номером № смежной с границами земельного участка с кадастровым номером № в районе стр. № здания № № по <адрес>, подтвердить передачу отходов лицу, имеющему лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Компания АТТИКА»», Общество с ограниченной ответственностью «Компания «ФОРКОМ» государственную пошлину в бюджет Петрозаводского городского округа в размере по 3.000 руб. 00 коп. с каждого ответчика.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.
Судья Е.В. Зарипова
Мотивированное решение составлено 26 июня 2017 года.