Дело № 2-300/2020 Изготовлено 6 апреля 2020 года
УИД 76RS0023-01-2019-002990-86
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 марта 2020 года г. Ярославль
Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе:
судьи Любимовой Л.А.,
при секретаре Ельникове М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой Натальи Николаевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Ярославле о признании решения недействительным, назначении досрочной страховой пенсии,
у с т а н о в и л :
Козлова Н.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Ярославле (далее – ГУ – УПФР в г. Ярославле, УПФР в г. Ярославле, УПФР) о признании решения недействительным, назначении досрочной страховой пенсии.
В исковом заявлении указала, что с момента аварии на Чернобыльской АЭС (26.04.1986 г.) по август 1991 г. проживала в г. Гомель и г. Речица Белорусской ССР, которые в соответствии с законодательством относятся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. В соответствии с этим истец имеет право на льготу по снижению установленного пенсионного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории с льготным социально-экономическим статусом. Факт проживания истца на территории г. Гомеля и г. Речица подтверждается справками Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации, ОАО «Речицкий метизный завод», Коммунальным унитарным предприятием «Речицкий райжилкомхоз», записями в трудовой книжке.
14.11.2019 г. Козлова Н.Н. обратилась в Заволжский отдел Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ярославле с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и ст. 28.1 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ярославле от 27.11.2019 г. № 379620/19 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием правоустанавливающих документов.
Полагая решение ответчика незаконным, истец просила признать Решение ГУ – УПФР в г. Ярославле от 27.11.2019 г. № 379620/19 недействительным в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, признать право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 2 года в соответствии с Законом РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с Законом РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Истец Козлова Н.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ГУ – УПФР в г. Ярославле в лице своего представителя по доверенности Сиротиной Ю.А. в судебном заседании исковые требования не признал. Представитель ответчика Сиротина Ю.А. поддержала доводы отзыва на исковое заявление, указала на то, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления пенсионных льгот на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, и подтверждающих право на льготы в соответствии с законодательством этих государств; полагала, что документы, представленные истцом в обоснование своей позиции, не подтверждают ее проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Справка № 18 от 20.02.2019 г., выданная отделом делопроизводства и контроля учреждения образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации» не содержит ссылку на документ, на основании которого выдана справка.
Судом разрешен вопрос о рассмотрении дела при имеющейся явке.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что истец на момент аварии на Чернобыльской АЭС (26.04.1986 г.) и по 1989 г. проживала и училась в г. Гомеле Республики Беларусь, была зарегистрирована по месту жительства по адресу: АДРЕС (общежитие) с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, что подтверждается Архивной справкой от 20.02.2019 г. № 18 (л.д. 36).
Согласно Справке от 04.12.2018 г. № 11 и Карточке прописки (л.д. 37) Козлова Н.Н. в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА была зарегистрирована и проживала в общежитии Речицкого метизного завода по адресу: АДРЕС.
В соответствии со Справкой о месте жительства от 06.02.2019 № 694 (л.д. 38), в периоды с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истец проживала по адресу: АДРЕС.
Письмом Государственного учреждения «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды» от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН/К-10 «О предоставлении информации» (л.д. 23) подтверждается, что среднее значение плотности загрязнения цезием-137 населенных пунктов г. Гомель и г. Речица Гомельской области составляло (в Ки/км?):
по г. Гомелю: в 1986 г. – 2,34; в 1987 г. – 2,29; в 1988 г. – 2,23; в 1989 г. – 2,19;
по г. Речица Гомельской обл.: в 1989 г. – 1,38; в 1990 г. – 1,35; в 1991 г. – 1,32.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. образует зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.
На основании статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон № 1244-1) отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31 декабря 2018 г., в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.
Согласно статье 34 гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 Закона № 1244-1 пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (статья 7 Закона № 1244-1).
Как указано в примечании к статье 35 № 1244-1, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 – 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 49 Закона № 1244-1 установлена гарантия мер социальной поддержки, предусмотренных данным Законом, гражданам пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания.
Согласно абзацу первому пункта 3 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России «О совместных действиях по минимизации и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы» от 22 июня 1996 г. № 6 выданные в установленном порядке гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации документы, удостоверяющие участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, проживание на загрязненной в результате Чернобыльской катастрофы территории, отселение и эвакуацию, принимаются соответственно в Российской Федерации и Республике Беларусь без легализации, а льготы и компенсации, предусмотренные законодательством соответствующего государства для этих категорий граждан, распространены на лиц, прибывших с такими документами из Республики Беларусь в Российскую Федерацию на постоянное проживание и наоборот. Абзацем вторым пункта 3 поименованного решения установлено, что порядок предоставления льгот и компенсаций определяется законодательством государства постоянного проживания указанных лиц.
В силу пункта 100 утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. № 958н Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).
Статьей 11 Соглашения о гарантиях прав граждан-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Поскольку Козлова Н.Н. является гражданином Российской Федерации, она в силу статей 49, 34 Закона № 1244-1 имеет право на назначение пенсии по старости со снижением общего пенсионного возраста на два года в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, исходя из того, что как законодательством Российской Федерации, так и законодательством Республики Беларусь часть территории с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, чему в соответствии с пунктом 100 Перечня, утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. № 958н, представлены подтверждающие документы - справки о регистрации и проживании в такой зоне.
Довод ответчика об отсутствии у истца удостоверения установленного образца суд считает несостоятельным, поскольку в соответствии с указанным пунктом Перечня подтверждение периода проживания допускается помимо удостоверения установленного образца «документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания)». Оснований не доверять представленным истцом документам, исходящим из компетентных источников и оформленных в соответствии с требованиями законодательства, суд не усматривает.
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 г. возраст выхода на пенсию для женщин был установлен равным 55 годам, соответственно, с учетом уменьшения общего возраста на 2 года, истец имеет право выйти на пенсию по достижении возраста 53 лет.
Козлова Н.Н. 07.12.1966 г. рождения возраста 53 лет достигла 07.12.2019 г., с заявлением о назначении пенсии обратилась в компетентный орган 14.11.2019 г.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, соответственно, страховая пенсия подлежит назначению Козловой Н.Н. с даты достижения ею возраста 53 лет, то есть с 07.12.2019 г.
Решение начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ярославле от 27.11.2019 г. № 379620/19 суд считает необходимым признать незаконным в соответствующей части.
В силу ст. 98 ГПК РФ взысканию с ответчика в пользу истца подлежит госпошлина в размере 300,00 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление Козловой Натальи Николаевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Ярославле о признании решения недействительным в части, назначении досрочной страховой пенсии удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле назначить Козловой Наталье Николаевне досрочную страховую пенсию на основании п. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и ст. 28.1 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 05.11.2019 года.
Признать решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле от 27.11.2019 г. № 379620/19 недействительным в соответствующей части.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ярославле в пользу Козловой Натальи Николаевны расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в апелляционном порядке путем подачи жалобы в Красноперекопский районный суд г. Ярославля в течение 1 месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Л.А.Любимова