Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-153/2016 ~ М-119/2016 от 04.02.2016

Дело № 2-153/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Благовещенск                                         18 февраля 2016 года

Благовещенский     районный     суд     Амурской      области      в составе председательствующего судьи     Палатовой Т.В.,

при секретаре                 Чигирин О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Золотарева С.С. к администрации Благовещенского района Амурской области о признании незаконным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка, возложении обязанности по совершению действий,

У С Т А Н О В И Л :

Золотарев С.С. обратился в суд с иском к администрации Благовещенского района Амурской области о признании незаконным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка, возложении обязанности по совершению действий.

В обоснование заявленных требований указал, что 09 февраля 2015 года Золотарев С.С. направил в администрацию Благовещенского района Амурской области (вх. № 378 от 09 февраля 2015 года) для согласования схемы расположения земельного участка заявление и пакет документов согласно административному регламенту администрации Благовещенского района по предоставлению муниципальной услуги «Прием и выдача документов о согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории Благовещенского района». 03 февраля 2016 года Золотаревым С.С. был получен ответ за № 01-14/2448 от 18 мая 2015 года, которым ему было отказано в согласовании схемы расположения земельного участка по причине не предоставления документов, указанных в п. 2.2 Административного регламента. Данный ответ был получен в судебном заседании по обжалованию бездействия администрации Благовещенского района Амурской области, выразившегося в непредоставлении ответа на запрос Золотарева С.С. от 22 октября 2015 года. Вместе с тем, истцом были представлены все необходимые документы при подаче заявления, однако администрацией Благовещенского района Амурской области было отказано в согласовании схемы расположения по причине не предоставления документов. Отказом администрации Благовещенского района Амурской области нарушены права истца по предоставлению земельного участка в собственность под ЛПХ.

На основании изложенного просил суд признать незаконным отказ администрации Благовещенского района Амурской области № 01-14/2448 от 18 мая 2015 года в согласовании схемы расположения земельного участка; возложить обязанность на администрацию Благовещенского района Амурской области согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ведения личного подсобного хозяйства по заявлению Золотарева С.С. с вх. № 378 от 09 февраля 2015 года, с учетом даты первоначального обращения.

Истец Золотарев С.С. в судебное заседание не явился, обеспечив явку своего представителя.

Представитель истца Брутская К.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования, на их удовлетворении настаивала.

Ответчик администрация Благовещенского района Амурской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела уведомлялись надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявляли.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Суд рассматрел настоящее исковое заявление в порядке гражданского процессуального законодательства в связи с наличием спора о правах по поводу формирования земельного участка в указанных границах.

Судом установлено, что 09 февраля 2015 года Золотарев С.С. обратился в администрацию Благовещенского района Амурской области с заявлением (вх. № 378) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 10 000 кв.м., в кадастровом квартале 28:10:012006 Благовещенского района Амурской области, из категории земель сельскохозяйственного назначения.

24 февраля 2015 года по итогам рассмотрения данного заявления администрацией Благовещенского района Амурской области был дан ответ № 01-14/903, в соответствии с которым Золотареву С.С. было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на том основании, что предоставленная Золотаревым С.С. копия паспорта не была заверена нотариально.

Решением Благовещенского районного суда Амурской области от 26 марта 2015 года, вступившим в законную силу 06 мая 2015 года, отказ администрации Благовещенского района Амурской области от 24 февраля 2015 года № 01-14/903 в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 10 000 кв.м., расположенного по адресу: Амурская область, Благовещенский район, квартал 28:10:012006, из категории земель сельскохозяйственного назначения, для ведения личного подсобного хозяйства, был признан незаконным; на администрацию Благовещенского района Амурской области была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Золотарева С.С. о согласовании схемы расположения земельного участка, поступившее в администрацию Благовещенского района Амурской области 09 февраля 2015 года, вх. № 378.

При повторном рассмотрении заявления Золотарева С.С. в соответствии с решением суда, вступившим в законную силу, администрацией Благовещенского района Амурской области был дан ответ от 18 мая 2015 года № 01-14/2448, в соответствии с которым Золотареву С.С. было вновь отказано в согласовании схемы расположения земельного участка. В данном случае основанием для отказа в согласовании схемы расположения земельного участка послужило то обстоятельство, что при сопоставлении представленных заявителем координат к схеме расположения земельного участка с информационной базой МБУ «ИЦБР», а так же со схемой генплана освоения садовых и огородных участков в районе озера с. Владимировское, было установлено, что запрашиваемый земельный участок накладывается на садовые участки, ранее предоставленные в пользование гражданам – членам садоводческого товарищества администрации Благовещенского района. Документов, свидетельствующих о том, что заявитель является членом данного садоводческого товарищества и ей предоставлялся земельный участок в садоводческом товариществе, истцом не представлено.

Не согласившись с данным отказом, Золотарев С.С. обратился в суд с иском о признании его незаконным и возложении на администрацию Благовещенского района Амурской области обязанности согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Рассматривая доводы Золотарева С.С., изложенные в исковом заявлении, а также основываясь на обстоятельствах, установленных в ходе судебного разбирательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

При рассмотрении настоящего дела суд руководствуется нормами Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года, поскольку спорные правоотношения сторон возникли до внесения изменений в Земельный кодекс РФ.

Согласно п. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Пункт 2 указанной статьи устанавливает, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 Земельного кодекса РФ).

В силу п. 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с административным регламентом администрации Благовещенского района по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории Благовещенского района» утвержденным постановлением администрации Благовещенского района от 15 ноября 2010 года № 1773, предоставление муниципальной услуги осуществляется администрацией Благовещенского района в лице отдела муниципальной собственности администрации Благовещенского района.

Пунктом 3.3. данного регламента предусмотрено, что специалист отдела муниципальной собственности, ответственный за предоставление муниципальной услуги, проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; обращается в муниципальное учреждение «информационный центр Благовещенского района» для согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории Благовещенского района; обращается в отдел архитектуры и градостроительства администрации Благовещенского района для согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории Благовещенского района на его соответствие генеральному плану поселения, проекту планировки, красным линиям застройки, о наличии сервитутов, о наличии подъездных путей; направляет заявителю в письменной форме уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги с указанием причин отказа.

При этом, в соответствии с п. 2.6. Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги среди прочего является наложение испрашиваемого земельного участка на территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пп. 28 п. 2.6 Регламента).

Как было установлено судом, Золотарев С.С. 09 февраля 2015 года обратился в администрацию Благовещенского района с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка площадью 10 000 кв.м., в квартале 28:10:012006 Благовещенского района Амурской области для ведения личного подсобного хозяйства из категории земель сельскохозяйственного назначения (вход. № 378).

18 мая 2015 года администрацией Благовещенского района Амурской области при повторном рассмотрении заявления Золотарева С.С. ему было отказано в согласовании схемы расположения земельного участка письмом № 01-14/2448 от 18 мая 2015 года.

    Судом так же установлено, что причиной отказа в согласовании схемы расположения земельного участка по заявлению Золотарева С.С.рова Н. Н.асположен на территории садоводческого товарищества "ичине расположени асток, учтенный в ГКН было устранено, и она в, поданному им в администрацию Благовещенского района на согласование 09 февраля 2015 года, согласно ответу № 01-14/2448 от 18 мая 2015 года, со ссылкой на п. 2.2 административного регламента являлось то, что земельный участок расположен на территории садоводческого товарищества администрации Благовещенского района, заявителем не представлено документов о предоставлении ему ранее запрашиваемого участка, а также в связи с тем, что земельный участок накладывается на земельные участки, ранее предоставленные гражданам – членам садоводческого товарищества.

Пунктом 2.2 административного регламента Благовещенского района по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории Благовещенского района» утвержденным постановлением администрации Благовещенского района от 15 ноября 2010 года № 1773, действительно предусмотрен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги: заявление согласно приложению № 2 с указанием: а) для граждан - фамилия, имя, отчество, паспортные данные, ИНН, телефон; б) для юридических лиц - наименование (с указанием организационно-правовой формы), место регистрации и место нахождения юридического лица; в) цели использования земельного участка; г) местоположение земельного участка; д) примерный размер земельного участка; акт о выборе земельного участка для строительства (при намерениях осуществить строительство).

К заявлению прилагаются следующие документы:

1) копия паспорта – для физических лиц, копии уставных документов – для юридических лиц; 2) копия документа, подтверждающего право на объект недвижимости (свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи, договор аренды, договор мены, договор дарения – если имеются); 3) копия документа, подтверждающего право на земельный участок (государственный акт, свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи, договор аренды, договор мены, договор дарения - если имеются); 4) копия доверенности (если обращение осуществляется через доверенное лицо); 5) копия технического и кадастрового паспорта объекта недвижимости (если имеется); 6) акт выбора земельного участка (в случае формирования земельного участка в целях проектирования и строительства капитальных объектов) (оригинал); 7) кадастровый паспорт земельного участка (если имеется) (оригинал); 8) описание местоположения такого земельного участка, подготовленное гражданином; заключение правления некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином. В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, администрация Благовещенского района вправе запросить дополнительно следующие документы: удостоверенная правлением данного некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения; выписка из единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении (в случае, если земельный участок составляет территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения).

Схема должна быть изготовлена в системе координат МСК28, подписана лицом, изготовившим схему, и заверена печатью организации, ее изготовившей.

Копии представляемых документов должны быть надлежащим образом заверены.

При этом, в данном пункте также содержится положение о том, что требовать от заявителей иные документы, не предусмотренные данным пунктом административного регламента, не допускается.

Положения, на которые администрация Благовещенского района ссылается в ответе, содержатся так же в п. 4 ст. 28 ФЗ РФ от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Так, согласно указанного пункта, в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:

описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;

заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

Из смысла указанной нормы права следует, что указанные документы должны предоставляться при обращении гражданина с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Суд учитывает, что согласование схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории является лишь одним из этапов предоставления земельного участка на каком-либо праве, а предоставление документов, предусмотренных п. 4 ст. 28 ФЗ РФ от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в соответствии с указанной нормой является необходимым исключительно на стадии принятия администрацией решения о предоставлении земельного участка в собственность, а не на стадии согласования схемы земельного участка.

Пункт 4 ст. 28 Федерального закона РФ 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» также предусматривает, что в случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает:

сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя);

сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В обоснование законности оспариваемого отказа администрация Благовещенского района Амурской области представила суду постановление администрации Благовещенского района Амурской области от 29 апреля 1996 года № 174 «Об утверждении схемы генплана освоения садовых и огородных участков в районе озера Владимировское работниками, предприятиями и организациями Благовещенского района» с приложенным списком на отвод и учет земель в Благовещенском районе под огороды сотрудников администрации района из 20 лиц, а так же схему генплана освоения, утвержденную указанным постановлением, с условным обозначением земельных участков, при этом количество участков превышает двадцать, то есть не совпадает с представленным списком.

Администрация Благовещенского района в ответе от 18 мая 2015 года указывает на выделение запрашиваемого земельного участка членам садоводческого товарищества администрации Благовещенского района, однако не указывает, кому именно ранее был выделен данный земельный участок.

Из представленной схемы освоения земельных участков не усматривается наложения испрашиваемого заявителем земельного участка на земельные участки садоводческого товарищества администрации Благовещенского района, в частности, на какие именно земельные участки в представленном генплане налагается земельный участок.

В оспариваемом отказе администрация Благовещенского района ссылается на то, что спорный земельный участок расположен на территории садоводческого товарищества администрации Благовещенского района Амурской области, вместе с тем, из представленных администрацией документов такого наложения не следует, каких-либо иных доказательств (заключение кадастрового инженера, схема расположения земельного участка относительно границ садоводческого товарищества) помимо вышеуказанных, администрацией не представлено.

Поскольку со стороны администрации Благовещенского района в ходе судебного разбирательства по делу не было представлено надлежащих доказательств законности оспариваемого отказа, в том числе и доказательств в подтверждение расположения спорного земельного участка на территории садоводческого товарищества администрации Благовещенского района, суд приходит к выводу о том, что отказ администрации Благовещенского района от 18 мая 2015 года № 01-14/2448 является незаконным.

Вместе с тем, требования истца о возложении на администрацию Благовещенского района Амурской области обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории суд считает не подлежащим удовлетворению, поскольку администрацией Благовещенского района Амурской области фактически по существу не была рассмотрена заявка Золотарева С.С., в аспекте соответствия формируемого истцом земельного участка требованиям земельного, градостроительного законодательства, а так же отсутствия иных препятствий к формированию земельного участка в указанных границах (нарушение прав иных лиц, которым земельные участки в данных границах были предоставлены ранее, наличие зданий, сооружений на земельном участке, иные препятствия).

Учитывая право истца, подлежащее защите, суд считает необходимым избрать следующий способ защиты нарушенного права, заключающийся в возложении на администрацию Благовещенского района Амурской области обязанности повторно рассмотреть заявление Золотарева С.С. о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории, поступившее в администрацию Благовещенского района Амурской области 09 февраля 2015 года № 378, с учетом даты первоначального обращения.

Указанный способ восстановления нарушенных прав принимается судом так же в связи с тем, что администрацией Благовещенского района фактически по существу не было рассмотрено заявление Золотарева С.С., так как заявителю было отказано только на том основании, что испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в границах садоводческого товарищества администрации Благовещенского района Амурской области, а соответственно, имеет наложение на иные земельные участки в границах данного товарищества.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Золотарева С.С. к администрации Благовещенского района Амурской области о признании незаконным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка, возложении обязанности по совершению действий – удовлетворить в части.

Признать отказ администрации Благовещенского района Амурской области от 18 мая 2015 года № 01-14/2448 об отказе Золотареву С.С. в согласовании схемы расположения земельного участка площадью 10 000 кв.м., расположенного в Благовещенском районе Амурской области, в кадастровом квартале 28:10:012006, для ведения личного подсобного хозяйства, незаконным.

Обязать администрацию Благовещенского района повторно рассмотреть заявление Золотарева С.С. о согласовании схемы расположения земельного участка площадью 10 000 кв.м., расположенного в кадастровом квартале 28:10:012006 Благовещенского района Амурской области, из категории земель сельскохозяйственного назначения, для ведения личного подсобного хозяйства, поступившее в администрацию Благовещенского района 09 февраля 2015 года, входящий номер 378, с учетом даты первоначального обращения.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

2-153/2016 ~ М-119/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Золотарев Сергей Сергеевич
Ответчики
Администрация Благовещенского района
Суд
Благовещенский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
blag-rs--amr.sudrf.ru
04.02.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.02.2016Передача материалов судье
05.02.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.02.2016Судебное заседание
23.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее