Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5995/2020 ~ М-5433/2020 от 17.08.2020

Производство№ 2-5995/2020

УИД 28RS0004-01-2020-007649-69

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 сентября 2020 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области

в составе: председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,

при секретаре Повагиной Д.В.

с участием представителя ответчика Климовой О.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назаровой Нины Викторовны к ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» о признании незаконным отказа в назначении субсидии на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, понуждении назначить субсидию с момента обращения,

установил:

Назарова Н.В. обратилась в суд с данным иском, указав, что в мае 2019 года обратилась в ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» с заявлением о назначении субсидии за период с мая 2019 года по октябрь 2019 года. В предоставлении субсидии было отказано в связи с предоставленными ООО «Чигиринская управляющая компания» сведениями о наличии задолженности. 5 ноября 2019 года повторно обратилась в ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» с заявлением о назначении субсидии за период с ноября 2019 года по апрель 2020 года. В предоставлении субсидии ответом № 17818-08 от 19 ноября 2019 года было отказано в связи со сведениями ООО «Чигиринская управляющая компания» о наличии задолженности. 26 мая 2020 года обратилась с заявлением о назначении субсидии за период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года с приложением необходимых документов. Согласно распоряжению № 2119 от 25 июня 2020 года в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отказано в связи с задолженностью по оплате жилого помещения и коммунальных услуг перед ООО «Чигиринская управляющая компания». Считает действия ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» об отказе в предоставлении субсидии за период с мая 2019 года по октябрь 2019 года, с ноября 2019 года по май 2020 года, с июня 2020 года по декабрь 2020 года незаконными, поскольку при подаче заявлений ею были представлены копии квитанций об оплате услуг ООО «Чигиринская управляющая компания» за период с октябрь 2018 года по июнь 2020 года, из которых следует, что оплата за предоставленные услуги вносилась в полном объеме. Из представленной ООО «Чигиринская управляющая компания» информации, не ясно за какой период образовалась задолженность. Полагает, что при рассмотрении настоящего спора преюдициальное значение имеет решение Благовещенского городского суда Амурской области от 18 декабря 2019 года по гражданскому делу производство № 2-10018/2019 по ее иску к ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» о признании действий незаконными, обязании возобновить выплату ежемесячной социальной выплаты, в части образования задолженности, наличия уважительных причин ее образования, в части периода образования задолженности, отсутствия интереса поставщика коммунальных услуг в погашении задолженности, а также действия поставщика услуг по не обращению в судебные органы с иском в течение общего трехгодичного срока исковой давности. Данным решением суда также установлено, что ее единственным доходом является пенсия, и она не имела объективной возможности оплатить и погасить задолженность по коммунальным платежам за квартиру № ***, расположенную в с. ***.

Просит суд признать незаконными действия об отказе ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» в предоставлении субсидии за жилое помещение, расположенное по адресу: *** за период с мая 2019 года по октябрь 2019 года, с ноября 2019 года по май 2020 года, с июня 2020 года по декабрь 2020 года; обязать ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» предоставить субсидию за жилое помещение, расположенное по адресу: *** за период с мая 2019 года по октябрь 2019 года, с ноября 2019 года по май 2020 года, с июня 2020 года по декабрь 2020 года.

В судебном заседании представитель ответчика, не согласившись с иском, указала, что Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила). Назарова Н.В. с декабря 2015 года подавала в Управление заявления установленной формы о предоставлении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу регистрации по месту жительства: ***. На основании поданных заявлений ей назначалась субсидия каждые шесть месяцев, в том числе, в период с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года. За указанный период вся сумма субсидии была ей выплачена в январе на приобретение твердого топлива. 21 мая 2019 года выяснилось, что Назарова Н.В. снялась с регистрационного учета по месту жительства по адресу: *** 16 апреля 2019 года и зарегистрировалась по другому месту жительства: ***, о чем Управление в известность не поставила. 6 июня 2019 годаУправление вынесло распоряжение об удержании излишне выплаченной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в период с 1 мая 2019 года по 30 июня 2019 года в размере 4348 рублей 56 копеек. Управление не согласно с требованиями истца о назначении ей субсидии на период с мая 2019 года по октябрь 2019 года, поскольку о предоставлении субсидии на период с мая 2019 года по октябрь 2019 года Назарова Н.В. в соответствии с п. 44 Правил должна была подать заявление с 16 апреля 2019 года по 30 апреля 2019 года. В указанные периоды заявления о предоставлении субсидии от Назаровой Н.В. не поступали. Относительно предоставления субсидии за период с ноября 2019 года по май 2020 года, то с 16 апреля 2019 года истец изменила место жительства. Одним из поставщиков коммунальных и жилищных услуг по адресу проживания по новому адресу Назаровой Н.В. в с. ***, являлось ООО «Чигиринская управляющая компания».Согласно сведениям, полученным Управлением от поставщика коммунальных и жилищных услуг, за Назаровой Н.В. числилась задолженность по оплате коммунальных услуг в размере 58782 рублей 25 копеек за период с января 2019 года по ноябрь 2019 года. На приеме в Управлении у Назаровой Н.В. специалисты отдела субсидий пытались выяснить причину сложившейся задолженности, предлагая ей представить какие-либо документы, подтверждающие уважительные причины образовавшейся задолженности.Назарова Н.В. указанные документы представить отказалась. В связи с отсутствием в Управлении сведений, подтверждающих уважительность причин сложившейся задолженности Назаровой Н.В. перед ООО «Чигиринская управляющая компания» в размере 58782 рублей 25 копеек, Управлением принято распоряжение от 13 ноября 2019 года № О/2058 об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Относительно предоставления субсидии на период с июня 2020 года по декабрь 2020 года, то заявлением на предоставлении субсидии на указанный период Назарова Н.В. обратилась 25 июня 2020 года. Из представленных ею платежных документов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг выяснилось, что произошла замена организации, осуществляющей обслуживание МКД по адресу ее проживания в ***, с декабря 2019 года обслуживанием МКД занимается ООО «Управляющая компания «Квартал 28». По сведениям, полученным Управлением от ООО «Управляющая компания «Квартал 28», задолженность у Назаровой Н.В. по оплате жилищных услуг отсутствует.Распоряжением Управления от 25 июня 2020 года № н/2706 о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Назаровой Н.В. назначена субсидия на период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года.Право на предоставление субсидии за июнь 2020 года у истца отсутствует в связи с тем, что заявление о предоставлении субсидии она подала после 16 июня. Вопрос об оспаривании задолженности по оплате коммунальных услуг Назаровой Н.В. в судебном порядке не разрешен. Относительно представленных истцом документов в подтверждение тяжелого материального положения, то согласно выплатных дел, брак между ЛН и истцом был расторгнут, вместе с тем они продолжали проживать вместе. Назарова Н.В. обязана была вносить плату за жилое помещение. Представленные ею документы не являются доказательствами уважительности причин неоплаты за жилое помещение. Переписка с управляющей компанией тоже не может расцениваться как уважительные причины неоплаты за жилое помещение. Условий для назначения истцу субсидии не имеется. У Назаровой Н.В. имеется право погасить имеющуюся задолженность, либо составить соглашение о ее оплате в рассрочку. Просит в иске отказать.

В судебное заседание не явилась истец, представитель третьего лица ООО «Чигиринская управляющая компания» о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщили, заявлений об отложении рассмотрения дела не поступало. Истец согласно заявлению в материалах дела ходатайствовала о рассмотрении дела в их отсутствие.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Ранее в судебном заседании истец на требованиях настаивала, пояснила об обстоятельствах, изложенных в иске. Дополнительно с учетом письменных дополнений в материалах дела, пояснила, чтос 2015 года обращалась с заявлениями о предоставлении субсидии по адресу: ***. Данное жилое помещение принадлежало ей на праве собственности. В апреле 2019 года жилое помещение было продано и в соответствии с п.48 Правил предоставления субсидий, ею был предоставлен пакет документов о продаже квартиры, на основании которого было вынесено распоряжение № 1240 от 6 мая 2019 года о прекращении предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных. В этот же день ею в Управление был подан пакет документов на предоставления субсидии на жилое помещение, расположенное по адресу: ***. Факт обращения с пакетом документов на предоставление субсидии за период с мая 2019 года по октябрь 2019 года, подтверждается распоряжением от 6 июня 2019 года, в котором указано, что удержание излишне выплаченной субсидии по старому адресу произвести из суммы субсидии назначенной по адресу: ***. Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ***, она является на основании договора на безвозмездную передачу жилого помещения в собственность. Задолженность по оплате коммунальных услуг образовалась за период с 2012 года по 2015 год, что подтверждается выпиской из лицевого счета ООО «Чигиринская управляющая компания». Указанное также подтверждается решением Благовещенского городского суда от 18 декабря 2019 года по гражданскому делу производство № 2-10018/2019. В указанный период по данному адресу не проживала, периодически проживал супруг – ЛН Задолженность по оплате коммунальных услуг образовалась в связи с тяжелым материальным положением, а также неоказанием управляющей компанией надлежащим образом коммунальных услуг, что подтверждается заявлениями в адрес управляющей компании. Дом старый, требовался капитальный ремонт, управляющая организация требовала поставить счетчики на воду, однако трубы были старые, необходимо было также менять и трубы. Поскольку горячей воды в доме не было, был установлен водонагреватель, который работает от электричества. Оплата за электроэнергию повысилась. С января 2016 года по декабрь 2019 года оплата вносилась и вноситься в полном объеме. С апреля 2016 года ЛН начал болеть, перенес инфаркт, нужно было дополнительное лечение, дополнительное питание. 4 августа 2016 года супруг умер, необходимы были денежные средства на похороны. 7 января 2017 года она сломала правую руку в двух местах и полгода находилась в гипсе, все туловище было загипсовано по пояс. В период с 2012 года по 2019 года проживала по адресу: ***, по данному адресу оплачивала коммунальные платежи в полном объеме. За период с 1 декабря 2014 года по настоящее время единственным доходом является пенсия, которая составляла от 7576 рублей 11 копеек до 11358 рублей 23 копеек. Возможности оплачивать коммунальные платежи по спорному адресу в размере более 6000 рублей не имела. Также в этот период ей требовалась операция, приходилось занимать деньги. Просит учесть тяжелое материальное положение, так как является не просто пенсионером, а инвалидом. Просит учесть, что ООО «Чигиринская управляющая компания» не обращалась в судебные органы в течение общего трехгодичного срока исковой давности, установленного нормами гражданского законодательства.

Выслушав доводы представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Так, согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся, в том числе инвалиды.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

В силу ст. 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2).

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила), разработанные в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 2 Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев (пункт 41 Правил).

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что Назарова Н.В. является ***, в связи с чем, с декабря 2015 года она обращалась в ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» с заявлениями о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу регистрации по месту жительства: ***.

На основании распоряжений ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» Назаровой Н.В. каждые 6 месяцев назначалась выплата субсидии. Распоряжением от 11 января 2019 года № н/688, ей, как проживающей по адресу: ***, предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года.

Как указано в п. 45 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченные органы ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги перечисляют средства на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования. Часть субсидии, приходящаяся на приобретение твердых видов топлива (при наличии печного отопления), может перечисляться (выплачиваться) за весь срок предоставления субсидии единовременно в первом месяце периода предоставления субсидии.

Судом установлено, что за период с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года вся сумма субсидии была выплачена Назаровой Н.В. в январе 20219 года на приобретение твердого топлива.

В соответствии с п. 60 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии изменения места постоянного жительства получателя субсидии.

Получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 60 настоящих Правил, обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события (п. 48 Правил).

Предоставление субсидии прекращается со дня принятия решения о прекращении предоставления субсидии в соответствии с подпунктами "а" - "в" пункта 60 настоящих Правил до окончания периода, на который субсидия предоставлялась (п. 63 Правил).

Истцом не оспаривалось и подтверждается паспортом гражданина РФ, что 16 апреля 2019 года Назарова Н.В. снята с регистрационного учета по месту жительства по адресу: ***, и в этот же день зарегистрирована по новому адресу места жительства: ***.

Распоряжением ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» № 1240 от 6 мая 2019 года с 1 мая 2019 года прекращено предоставление субсидии Назаровой Н.В., проживающей по адресу: *** на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с переменой места жительства.

В соответствии с распоряжением ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» от 6 июня 2019 года постановлено произвести удержание излишне выплаченной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 января 2019 года по 30 апреля 2019 года в размере 4348 рублей 56 копеек, в связи с превышением суммы выплаченной субсидии фактических расходов на оплату жилого помещения. Удержание произвести из суммы субсидии, назначенной по адресу: ***.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Назарова Н.В. указала, что в мае 2019 года она обратилась в ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» с заявлением о назначении субсидии за период с мая 2019 года по октябрь 2019 года. В предоставлении субсидии ей было отказано, в связи с представленными сведениями ООО «Чигиринская управляющая компания» о наличии задолженности. Полагая данный отказ незаконным, просит признать действия ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» об отказе в предоставлении субсидии за жилое помещение, расположенное по адресу: *** за период с мая 2019 года по октябрь 2019 года незаконными, обязать ГКУ «Благовещенское УСЗН» предоставить субсидию за указанный период.

Вместе с тем, субсидия предоставляется гражданам при строгом соблюдении ими условий, установленных Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением следующих документов, а также с указанием следующих сведений в заявлении:

а) сведения о документах, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства;

б) документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

в) сведения, подтверждающие право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в случае невозможности их получения в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия;

д) сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии.

Согласно п. 44 Правил, при представлении документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца.

Таким образом, с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с мая 2019 года по октябрь 2019 года Назарова Н.В. должна была обратиться в ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» в период с 16 апреля 2019 года по 30 апреля 2019 года. В этом случае, выплата субсидии при предоставлении необходимых документов могла быть назначена истцу с 1 мая 2019 года. Вместе с тем, как установлено судом, заявления Назаровой Н.В. о предоставлении субсидии за период с мая 2019 года по октябрь 2019 года в указанные сроки не поступали.

Доводы истца о том, что в мае 2019 года она обращалась в ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с мая 2019 года по октябрь 2019 года, в нарушение ст. 56 ГПК РФ допустимыми и относимыми доказательствами не подтверждены. При этом факт обращения с таким заявлением ответчиком оспаривается.

Из пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг следует, что субсидии носят заявительный характер.

В соответствии с частью 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам на основании их заявлений.

Согласно части 4 статьи 159 данного Кодекса субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Кодекса.

Устанавливая порядок предоставления субсидий, пункт 44 Правил определяет периоды, когда должны быть представлены необходимые документы для получения субсидии в текущем месяце и в следующем месяце, что корреспондирует статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующей вопросы внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Учитывая изложенное, поскольку требование о предоставлении субсидии носит заявительный характер, ограничено сроками, вместе с тем, Назарова Н.В. с заявлением о предоставлении ей субсидии за период с мая 2019 года по октябрь 2019 года в ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» не обращалась, то у ответчика не имелось оснований для выплаты ей такой субсидии.

Судом также учитывается, что заявляя требования о признании незаконными действия ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» об отказе в предоставлении субсидии за период с мая 2019 года по октябрь 2019 года, истцом доказательств принятия ответчиком решения об отказе в выплате субсидии за указанный период не представлено.

Требования истца в данной части не подлежат удовлетворению.

Рассматривая требования истца о признании незаконными действий ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» об отказе в предоставлении субсидии за период с ноября 2019 года по май 2020 года, возложении на ответчика обязанности предоставить субсидию за период с ноября 2019 года по май 2020 года, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с положениями ч. ч. 1, 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. В соответствии с ч. 5 ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Пунктом 6 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг также установлен перечень оснований для приостановления и прекращения предоставления субсидий.

Как предусмотрено пунктом 57 Правил, уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, но не более чем на один месяц.

Пунктом 58 Правил установлено, что при наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 Правил (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии.

Согласно пункту 59 Правил при отсутствии уважительных причин неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев, невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставление субсидии возобновляется по решению уполномоченного органа после полного погашения получателем субсидии задолженности, образовавшейся в течение всего срока предоставления субсидии (вслучае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока погашения задолженности).

Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования) (подпункт «г» пункта 60 Правил).

Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения в сфере оказания гражданам мер социальной поддержки (о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии).

В случае возникновения спора между гражданином и уполномоченным органом по вопросам предоставления субсидии, ее размера, об отказе в предоставлении, о приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии уполномоченный орган обязан представить доказательства, свидетельствующие о правомерности его действий по отношению к гражданину при реализации им права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Судом установлено, что с 16 апреля 2019 года Назарова Н.В. зарегистрирована по месту жительства: ***.

5 ноября 2019 года Назарова Н.В. обратилась в ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с 1 ноября 2019 года по 30 апреля 2020 года по адресу: ***.

Распоряжением ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» от 13 ноября 2019 года № О/2058 Назаровой Н.В. отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с имеющейся задолженностью по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. Указано, что в случае изменения обстоятельств, то есть оплаты задолженности либо заключения соглашения по погашению задолженности, заявитель вправе вновь обратиться за предоставлением субсидии.

Как следует из ответа ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» № 17818-08 от 19 ноября 2019 года на обращение Назаровой Н.В., при приеме 5 ноября 2019 года документов по вопросу назначения субсидии выяснилось, что у нее имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 58625 рублей 38 копеек.

Полагая действия ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» в части отказа в предоставлении субсидии, истец указала, что задолженность по оплате коммунальных услуг образовалась по уважительной причине, в связи с чем просила возложить на ответчика обязанность предоставить субсидию за период с ноября 2019 года по май 2020 года.

В пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

По смыслу норм права, регулирующих отношения по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также разъяснений, содержащихся в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22, само по себе наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении, поскольку принятию решения уполномоченным органом по вопросу предоставления гражданину субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должно предшествовать установление причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченным органом не может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки гражданину.

По смыслу пункта 57 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, неисполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, но не более чем на один месяц.

В ходе рассмотрения дела представитель ответчика указала, что при приеме в Управлении у Назаровой Н.В. специалисты отдела субсидий пытались выяснить причину сложившейся задолженности, предлагая ей представить документы, подтверждающие уважительность причин образовавшейся задолженности, от представления таких документов она отказалась.

В случае возникновения спора между гражданином и уполномоченным органом по вопросам предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ее размера, отказа в предоставлении, приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии уполномоченный орган обязан представить суду доказательства, свидетельствующие о правомерности его действий по отношению к гражданину при реализации им права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальныхуслуг (п. 10 «Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17 июня 2020 года).

Из представленной ответчиком выписки из лицевого счета, следует, что у Назаровой Н.В. перед ООО «Чигиринская Управляющая компания» имеется задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: ***, в сумме 58782 рублей 25 копеек. Указанное также подтверждается представленными истцом квитанциями на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В обоснование уважительных причин непогашения задолженности по оплате за жилое помещение в ходе рассмотрения дела истец ссылалась на тяжелое материальное положение, указала, что она является инвалидом III группы, ее единственным доходов является пенсия. Задолженность по оплате коммунальных услуг перед ООО «Чигиринская управляющая компания» образовалась за период с 2012 года по 2015 год. В указанный период по данному адресу не проживала, периодически проживал супругЛН Задолженность по оплате коммунальных услуг образовалась в связи с тяжелым материальным положением, а также неоказанием управляющей компанией надлежащим образом коммунальных услуг, что подтверждается заявлениями в адрес управляющей компании. С января 2016 года по декабрь 2019 года оплата вносилась и вноситься ею в полном объеме. Кроме того, истец указала, что в августе 2016 года умер ее супруг, необходимы были денежные средства на похороны. 7 января 2017 года она сломала правую руку в двух местах и полгода находилась в гипсе.

Оценивая совокупность представленных истцом доказательств в виде договора на безвозмездную передачу квартиры от 3 марта 1994 года выписку из истории болезни ЛН от 22 апреля 2016 года (Амурская областная клиническая больница, отделение неотложной кардиологии РСЦ), справку № 151 о нахождении ЛН на стационарном лечении в ГАУЗ АО «Благовещенская ГКБ» в период с 18 июля 2016 года по4 августа 2016 года, свидетельство о смерти ЛН, умершего 4 августа 2016 года, справку УПФР в г. Благовещенске № 537 о выплатах Назаровой Н.В. в период с 1 декабря 2014 года по 17 сентября 2020 года, выписку из лицевого счета, открытого на имя Назаровой Н.В. в ООО «Чигиринская управляющая компания» за период с декабря 2015 года помай 2019 года, письма адресованные ООО «Чигиринская управляющая компания» о ненадлежащем оказании услуг, квитанции об оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с января 2016 года по июнь 2016 года, с августа 2016 года по декабрь 2016 года, декабрь 2017 года, январь 2018 года, декабрь 29018 года, с января 2019 года по июня 2019 года, с августа 2019 года по декабрь 2019 года, суд приходит к выводу, что указанные документы не являются доказательствами, подтверждающими наличие у истца как у собственника квартиры уважительных причин неуплаты за жилое помещение и коммунальных услуг.

Не проживание истца в квартире № *** по адресу: ***, не может являться основанием для не внесения ею оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, поскольку в силу закона такая обязанность возложена на собственника объекта недвижимости.

Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Переписка с управляющей компанией относительно некачественно оказанных услуг также не является основанием для не внесения платы за жилое помещение, в случае ненадлежащего исполнения управляющей компанией своих обязанностей по управлению домом, истец не была лишена права обжаловать действия управляющей компании, в том числе в судебном порядке, либо поставить вопрос о смене управляющей компании.

Заявляя об отсутствии задолженности перед ООО «Чигиринская управляющая компания» истцом доказательств обращения в суд с иском о признании задолженности отсутствующей не представлено.

Учитывая изложенное, разрешая спор о праве НЕ на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в период с ноября 2019 года по май 2020 года и проверяя обоснованность действий приостановления выплаты компенсации, суд с учетом положений вышеприведенных норм, приходит выводу о законности действий ответчика, не установившего наличия уважительных причин для возникновения задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

При принятии решения об отказе в предоставлении субсидии у ответчика ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» имелись законные основания для этого, ввиду предоставления в рамках информационного взаимодействия информации о наличии у ответчика задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Доказательств того, что задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и того, что оплата за жилое помещение и коммунальные услуги производилась ею своевременно, задолженность по оплате отсутствует, по состоянию на 13 ноября 2019 года (дата постановки распоряжения об отказе в предоставлении субсидии), истцом не представлено.

Доводы истца о том, что по настоящему делу преюдициальное значение имеет решение Благовещенского городского суда Амурской области от 18 декабря 2019 года в части причин образования задолженности, суд находит несостоятельными, поскольку указанным решением суда рассматривалась иные требования.

Таким образом, правовые основания для признания незаконными действия ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» об отказе в предоставлении истцу субсидии за период с ноября 2019 года по май 2020 года, возложении на ответчика обязанности предоставить субсидию за период с ноября 2019 года по май 2020 года, не имеется. Требования истца в данной части не подлежат удовлетворению.

Рассматривая требования истца о признании незаконными действий ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» об отказе в предоставлении субсидии за период с июня 2020 года по декабрь 2020 года, возложении на ответчика обязанности предоставить субсидию за период с июня 2020 года по декабрь 2020 года, суд пришел к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что 25 июня 2020 года Назарова Н.В. обратилась в ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года по адресу: ***, предоставив пакет необходимых документов.

Распоряжением ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» от 25 июня 2020 года № н/2706 постановлено предоставить Назаровой Н.В. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года.

Относительно принятия ответчиком решения о предоставлении субсидии в период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года, представитель ответчика в ходе рассмотрения дела указала, что с декабря 2019 года обслуживанием МКД по адресу проживания истца занимается ООО «Управляющая компания «Квартал 28», которая предоставила сведения об отсутствии у истца задолженности по оплате за жилое помещение о коммунальные услуги перед ней. В связи с указанными обстоятельствами, ответчиком принято решение о предоставлении Назаровой Н.В.

Таким образом, судом установлено, что в период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года Назаровой Н.В. Управлением назначена выплата субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Вместе с тем, оснований для предоставления истцу субсидии за июнь 2020 года у ответчика не имелось, поскольку с заявлением о предоставлении субсидии за июнь 2020 года истец обратилась к ответчику 25 июня 2020 года.

Как было указано судом выше в пункте 44 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено, что при представлении документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца. Указанные сроки предоставления субсидии действуют также в случае представления документов, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, для осуществления перерасчета размера субсидии.

Таким образом, учитывая дату подачи заявления истцом – 25 июня 2020 года, оснований для выплаты ей субсидии за июнь 2020 года у ответчика не имелось. Для выплаты ответчиком субсидии за июнь 2020 года, истец должна была обратиться с таким заявлением не позднее 15 июня 2020 года.

Таким образом, правовых оснований для выплаты истцу субсидии за июнь 2020 года не имелось.

Учитывая установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Назаровой Н.В. требований.

Заявленный иск не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд,

решил:

Назаровой Нине Викторовне в удовлетворении исковых требований к ГКУ АО «Благовещенское УЗСН» о признании незаконными действия об отказе в предоставлении субсидии на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги по адресу:*** за период с мая 2019 года по октябрь 2019 года, с ноября 2019 года по мая 2020 года, с июля 2020 года по декабрь 2020 года, понуждении назначить субсидию на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги по адресу: *** за период с мая 2019 года по октябрь 2019 года, с ноября 2019 года по май 2020 года отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с 28 сентября 2020 года.

Судья Н.Н. Матюханова

2-5995/2020 ~ М-5433/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Назарова Нина Викторовна
Ответчики
ГКУ АО "Благовещенское УСЗН"
Другие
ООО "Чигиринская управляющая компания"
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Матюханова Н.Н.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
17.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.08.2020Передача материалов судье
24.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.09.2020Судебное заседание
18.09.2020Судебное заседание
27.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее