Гр. дело № 2-3293/17
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 ноября 2017 года г.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда города Улан-Удэ Смирнова Ю.А., при секретаре Бимбаевой О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цыден-Ешеева Аюша Дашинимаевича к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по РБ, ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ о взыскании компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Истец Цыден-Ешеев А.Д. обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просит взыскать в его пользу в счет компенсации морального вреда 800 000руб.
В обоснование требований указал, что он с середины октября 1998 г. по апрель 1999 г.содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ в нечеловеческих условиях содержания, с нарушением требований ст.23 Федерального закона от 21.06.1995 №103 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», приказа Минюста России от 14.01.2005 №189 и ст.3 Европейской конвенции. Камеры были переполнены, постельное белье, матрацы не выдавались, в камерах была повышенная влажность, стены сырые, с потолка капала вода, не было разеток, воды, на полу валялись нечистоты, отсутствовала система вентиляции, санузел не оборудован зоной приватности. В камерах обитали вши, клопы, тараканы, мыши. Пищу принимали поочередно, в холодном виде, сама пища была однообразная с низким качеством приготовления, отсутствовали рыба, мясо, молоко, свежие овощи.
Определениями суда к участию в деле привлечены в качестве соответчиков ФСИН России и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ.
В судебное заседание Цыден-Ешеев А.Д. не явился в связи с тем, что в настоящее время содержится в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю. О месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по РБ по доверенности Шатонова М.В. требования истца не признала, поскольку истцом не доказана совокупность обязательных условий деликтной ответственности.
Представитель ФСИН России по доверенности Плюснина Р.Н. просила отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме, ссылаясь на представленный письменный отзыв.
Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ по доверенности Игнатьева Е.В. в судебном заседании пояснила, что сведения о количестве койко- мест и техническом состоянии камер, где содержался истец предоставить не могут, поскольку срок хранения документов составляет 10 лет. Просила в удовлетворении иска отказать, поскольку истцом не представлено доказательств незаконности действий должностных лиц.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.3 Конвенции от 04.11.1950 г. "О защите прав человека и основных свобод" и ч.2 ст.21 Конституции Российской Федерации никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Согласно ст.1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст.1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Для наступления деликтной ответственности, являющейся видом гражданско-правовой ответственности, необходимо наличие состава правонарушения, включающего: а) наступление вреда; б) противоправность поведения причинителя вреда; в) причинную связь между двумя первыми элементами и г) вину причинителя вреда. Перечисленные основания признаются общими, поскольку для возникновения деликтного обязательства их наличие требуется во всех случаях, если иное не установлено законом.
Статья 151 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу положений ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Исходя из правовой позиции, изложенной в многочисленных судебных актах Европейского суда по правам человека, ненадлежащие условия содержания лиц в отведенных для этого местах указывают на несовместимость этих мер с уважением человеческого достоинства. Применение мер уголовного принуждения не должно причинять гражданину лишения или страдания в большей степени, чем уровень страданий, неизбежный при лишении свободы. При этом обеспечение уважения достоинства лиц, содержащихся под стражей в связи с подозрением в совершении преступления, не ставится в зависимость от финансовых или материально-технических трудностей.
Согласно ст. 1 Закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15.07.1995 г., настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В силу ст. 4 указанного Закона, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Как установлено ст. 7 Закона № 103-ФЗ от 15.07.1995 г., местом содержания под стражей являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. В силу ст. 9 указанного Закона изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей, задержанных по подозрению в совершении преступлений.
Подозреваемые и обвиняемые имеют право: получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка (п.9,11,12 ст. 17);
Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары (ст. 22).
Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (ст. 23).
В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Из представленных по запросу суда материалов следует, что истец Цыдден-Ешеев А.Д. в период с 30.10.1998 по 11.03.1999 содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ.
Согласно справке, представленной старшим инспектором режима лейтенантом внутренней службы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ Размахниным Ю.С. установить номера камер, в которых содержался Цыден-Ешеев А.Д., 11.02.1977 года рождения в период с 30.10.1998 по 11.03.1999 не представляется возможным в связи с тем, что данная информация содержится в камерной карточке на подозреваемого, обвиняемого или осужденного. Согласно требованиям указания Минюста России от 26.08.20004 №18/6/2-691-Т срок хранения камерной карточки составляет 5 лет со дня убытия либо освобождения. Количество лиц,, содержащихся совместно с Цыден-Ешеевым А.Д. также установить невозможно, поскольку данная информация содержится в книгах количественной проверки лиц, содержащихся в СИЗО, срок хранения которых также составляет 5 лет. По этим же основаниям невозможно предоставить информацию о том, поступали ли жалобы со стороны Цыдден-Ешеева А.Д. на условия содержания в следственном изоляторе, которая содержится в журнале регистрации жалоб и заявлений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, хранящемся также 5 лет.
Также, суду представлен ответ старшего помощника прокурора республики по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, согласно которому, в соответствии со ст..58а Перечня документов органов прокуратуры Российской Федерации и их учреждений с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Генерального прокурора РФ от 19.06.2008 №113 срок хранения надзорных производств по обращениям граждан составляет 3 года. Данных о рассмотрении прокуратурой Республики Бурятия обращений Цыдден-Ешеева А.Д. на условия содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ в период с октября 1998 г. по апреля 1999 г. не имеется.
Пунктом 3 статьи 10 ГК РФ закреплена презумпция разумности и добросовестности действий субъектов гражданского права. Неразумное и недобросовестное поведение приравнивается названным Кодексом к злоупотреблению правом.
Цыден-Ешеев А.Д., имея возможность осуществить защиту своих прав, предусмотренными гражданским законодательством, способами защиты, на протяжении длительного периода времени в суд с данным иском не обращался. Не обращение в суд в разумные сроки привело к невозможности исследования судом вследствие уничтожения вышеперечисленных документов, которые могли бы подтвердить или опровергать юридически значимые обстоятельства.
Тем самым, доказательства, что условия содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ в период содержания Цыден-Ешеева А.Д. не соответствовали указанным нормам, отсутствуют, ввиду чего его исковые требования о взыскании компенсации морального вреда подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Цыден-Ешеева Аюша Дашинимаевича к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по РБ, ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ о взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г. Улан-Удэ.
Решение в окончательной форме изготовлено 13.11.2017
Судья: Ю.А. Смирнова