Дело № 2-899/2020
УИД: 91RS0022-01-2019-002629-71
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
05 августа 2020 года г. Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Чибижековой Н.В.,
с участием секретаря Аблязовой Э.Р.,
представителя истца Довгаль М.Л.,
представителя ответчиков Невидомого В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коротеевой ФИО8 к Центру дошкольного образования Черноморского флота, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота» о признании приказа незаконным и признании недействительным дополнительного соглашения к трудовому договору,-
УСТАНОВИЛ:
Истец Коротеева Н.А. обратилась в суд с иском к Центру дошкольного образования Черноморского флота, Министерству обороны Российской Федерации, в котором просит признать незаконным приказ начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от 21 июня 2019 года № и признать недействительным дополнительное соглашение № от 25 июня 2019 года к трудовому договору № от 05 февраля 2018 года.
В обоснование требований указала, что в соответствии с приказом от 06 февраля 2018 года № она принята на должность воспитателя в детский сад №, расположенный по адресу: <адрес>, который в настоящее время является структурным подразделением Центра дошкольного образования Черноморского флота. 05 февраля 2018 года между ней и ответчиком заключен трудовой договор №, в соответствии с пунктом 5.1 которого, ей предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня. В соответствии с приложением № к коллективному договору от 10 ноября 2017 года (регистрационный № от 28 ноября 2017 года), срок действия которого оканчивается 09 ноября 2020 года, ей полагается отпуск аналогичной продолжительности. 21 июня 2019 года начальником Центра дошкольного образования Черноморского флота был издан приказ №, в соответствии с которым с 01 сентября 2019 года продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска администрации и педагогических работником детских садов Центра дошкольного образования Черноморского флота уменьшается до 28 календарных дней. В качестве обоснования данных действий Центр дошкольного образования Черноморского флота указал на письмо начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации, генерал-полковника ФИО4 от 15 января 2019 года №, в котором указывается на зависимость продолжительности отпуска педагогических работников от факта наличия или отсутствия лицензии на осуществление образовательной деятельности у организации-работодателя. Ссылается на то, что изменение работодателем условий договора в части сокращения продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска является неправомерным и нарушает ее трудовые права, поскольку организационная структура учреждения и технологические условия труда не изменились. Кроме того, отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности не является основанием для не предоставления удлиненного отпуска педагогическим работникам, которые являются педагогическими работниками в силу закона. В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 05 мая 2014 года № 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» до 01 сентября 2019 года Центр дошкольного образования Черноморского флота считался имеющим лицензию на образовательную деятельность. По истечении указанного времени Центр дошкольного образования Черноморского флота не совершил действий, необходимых для получения указанной лицензии.
Ссылаясь на вышеприведенное, на положения статей 74, 334, 391 Трудового кодекса Российской Федерации, просила исковые требования удовлетворить.
В соответствии с положениями статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определением Феодосийского городского суда Республики Крым к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации (протокол предварительного судебного заседания от 22 октября 2019 года).
В соответствии с положениями статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определением Феодосийского городского суда Республики Крым к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» (протокол предварительного судебного заседания от 25 ноября 2019 года).
В возражениях на исковое заявление представители ответчика – Министерства обороны Российской Федерации Сутковецкая О.Ю. и Невидомый В.В., действующие на основании доверенностей, просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, считая их незаконными и необоснованными, ссылаясь на то, что Центр дошкольного образования Черноморского флота, в трудовых отношениях с которым состоит Коротеева Н.А. в должности воспитателя, не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности. Изменение Коротеевой Н.А. продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 28 календарных дней установлено дополнительным соглашением № от 25 июня 2019 года к трудовому договору № от 05 февраля 2018 года. Указанное дополнительное соглашение подписано истцом, в связи с чем, наличие ее добровольного волеизъявления на изменение трудового договора презюмируется. Поскольку Центр дошкольного образования Черноморского флота не является образовательной организацией, осуществляющей обучение, у истца, занимающей должность воспитателя, право на предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 42 календарных дня, отсутствует.
В возражениях на исковое заявление представитель ответчика – Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» Березовский М.А., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, считая их незаконными и необоснованными, ссылаясь на то, что Центр дошкольного образования Черноморского флота не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности. Согласно письму начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации генерала-полковника ФИО4 Центр дошкольного образования Черноморского флота имеет право предоставлять услуги только по уходу и присмотру за детьми (организация питания и хозяйственно бытового обслуживания детей, общего соблюдения ими личной гигиены и режима дня). Истец подписала дополнительное соглашение к трудовому договору, которым установлена продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска в 28 календарных дней, что свидетельствует о том, что определенные сторонами условия трудового договора изменены по соглашению сторон трудового договора, в порядке, предусмотренном статьей 72 Трудового кодекса Российской Федерации. Нормами трудового законодательства не предусмотрена возможность признания недействительным дополнительного соглашения.
Истец Коротеева Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, направила своего представителя – Довгаль М.Л., действующую на основании доверенности, которая в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и дала суду пояснения аналогичные, изложенным в исковом заявлении, указав при этом, что как до, так и после внесения изменений в трудовой договор относительно продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, не изменились ни условия труда, ни продолжительность рабочего времени, ни должностные обязанности истца. Обязательным требованием к воспитателям детского сада №, расположенного по <адрес> в <адрес> Республики Крым, который является структурным подразделением Центра дошкольного образования Черноморского флота, является наличие педагогического образования. Воспитатели детского сада выполняют обязанности педагогических работников общеобразовательного дошкольного учреждения, то есть осуществляют обучение, воспитание детей, а не только уход и присмотр за детьми. До 01 сентября 2019 года истцу, как и остальным воспитателям детского сада, предоставлялся ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня, и только в связи с недобросовестным бездействием работодателя, который не предпринял каких-либо действий по получению лицензии на осуществление образовательной деятельности, продолжительность данного отпуска была уменьшена до 28 календарных дней, что нарушает права истца на предоставление ежегодного отпуска продолжительностью, которая соответствует характеру выполняемой ею образовательной деятельности в общеобразовательном дошкольном учреждении.
Представитель ответчиков Министерства обороны Российской Федерации и Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» – Невидомый В.В., действующий на основании доверенностей, возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, указав при этом, что согласно письму начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации генерала-полковника ФИО4 Центр дошкольного образования Черноморского флота имеет право предоставлять услуги только по уходу и присмотру за детьми (организация питания и хозяйственно бытового обслуживания детей, общего соблюдения ими личной гигиены и режима дня), то есть образовательная деятельность прекращена и не ведется, образовательные программы отсутствуют. В предмет договоров с родителями детей детского сада, оказание услуг образовательной деятельности не включено. Кроме того, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) в соответствии с положениями статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет предупреждение или наложение административного штрафа.
Ответчик – Центр дошкольного образования Черноморского флота о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направил и о причинах его неявки суду не сообщил.
Заслушав представителя истца, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 5 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
В соответствии с положениями статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Статьями 9, 11, 68 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; защита от безработицы и содействие в трудоустройстве; обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; равенство прав и возможностей работников.
Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (статья 56 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 61 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами
Частями 1 и 2 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В части 8 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.
При рассмотрении дела судом установлено, что Коротеева Н.А. состоит в трудовых отношениях с Центром дошкольного образования Черноморского флота и работает в его структурном подразделении – детский сад № на должности воспитателя с 05 февраля 2018 года.
Трудовым договором № от 05 февраля 2018 года, заключенным между начальником Центра дошкольного образования Черноморского флота Российской Федерации ФИО9. и Емельяновой (после регистрации ДД.ММ.ГГГГ брака – Коротеевой) Н.А. на неопределенный срок, истец принята на работу воспитателем детского сада №, расположенного по адресу: <адрес>; дата начала работы с 05 февраля 2018 года.
Согласно пункту 5.1 трудового договора № от 05 февраля 2018 года работнику устанавливается 36-часовая рабочая неделя и ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
В соответствии с Должностной инструкцией воспитателя Коротеевой (до регистрации брака – Емельяновой) Н.А., утвержденной приказом начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота (разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года № 1155, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Трудовым кодексом Российской Федерации, на основе Профессионального стандарта «Профессиональный стандарт педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года № 544н), воспитатель детского сада Центра дошкольного образования Черноморского флота является педагогическим работником; основной трудовой функцией воспитателя Коротеевой Н.А. является педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования, в рамках которой воспитатель:
- участвует в разработке основной общеобразовательной программы детского сада в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
- участвует в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды детского сада через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в детском саду;
- планирует и реализовывает образовательную работу в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами;
- разрабатывает рабочую образовательную программу воспитательно-образовательной работы с группой воспитанников; выполняет текущее и перспективное комплексно-тематическое планирование своей работы (на основе проектного метода и требований ФГОС ДО) по всем разделам и образовательным областям примерной образовательной программы;
- организовывает и проводит педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста;
- участвует в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста;
- реализовывает педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями;
- развивает профессионально значимые компетенции, необходимые для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития;
- формирует психологическую готовность детей к школьному обучению;
- создает позитивный психологический климат в группе и условия для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим в разным национально-культурным, религиозным общностям и национальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья;
- организовывает виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметную, познавательно-исследовательскую, игры (ролевые, режиссерские, с правилами), продуктивную, конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
- организовывает конструктивное взаимодействие детей в разных видах деятельности, создает условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
- обеспечивает активное использование недирективной помощи и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
В соответствии с Типовым договором присмотра и ухода за детьми детскими садами Черноморского флота, который заключается Федеральным казенным учреждением «Управление Черноморского флота» в лице начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота с родителями детей, детский сад №, кроме прочих обязанностей по присмотру и уходу за ребенком, берет на себя обязанность начинать учебный год 01 сентября текущего года и заканчивать 31 мая следующего года; обеспечивать ребенку, в частности, укрепление физического и психического здоровья, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие, воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье с учетом возрастных категорий, осуществление необходимой коррекции недостатков в речевом развитии, развивающую предметную среду в групповых и других функциональных помещениях детского сада, способствующих развитию, в соответствии с ростом и возрастом ребенка и с учетом гигиенических и педагогических требований.
Приказом начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от 21 июня 2019 года № с 01 сентября 2019 года установлена продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска администрации и педагогических работников детских садов центра дошкольного образования Черноморского флота в количестве 28 календарных дней. Основаниями для издания приказа указаны Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и письмо начальника главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от 15 января 2019 года № 173/ТК/18.
В письме начальника главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от 15 января 2019 года № 173/ТК/18 указано, что образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966, включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ. Отсутствие лицензии не позволяет детскому саду иметь статус образовательной организации, вести образовательную деятельность. По этой причине детский сад имеет право предоставлять услуги только по уходу и присмотру за детьми (организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, общего соблюдения ими личной гигиены и режима дня). Учитывая изложенное, действие постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 года № 466 на работников детских садов Центра дошкольного образования Черноморского флота не распространяется.
Во исполнение указанного приказа начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от 21 июня 2019 года № к трудовому договору № от 05 февраля 2018 года между Центром дошкольного образования Черноморского флота и Коротеевой Н.А. было заключено дополнительное соглашение № от 25 июня 2019 года, в соответствии с которым пункт 5.1 договора изложен в следующей редакции: «Работнику устанавливается ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Настоящее дополнительное соглашение распространяется на отношения, возникшие с 01 сентября 2019 года».
20 августа 2019 года внесены изменения в коллективный договор Центра дошкольного образования Черноморского флота, в соответствии с которыми из него исключен подпункт 8.14, предусматривающий продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительность 42 календарных дня следующим работникам: заведующей детским садом, заместителю заведующей детским садом, воспитателю, педагогу-психологу, инструктору по физический культуре, музыкальному руководителю, учителю-логопеду. Основанием для внесения указанных изменения указано решение, принятое на собрании Представителей коллективов 05 августа 2019 года.
В силу статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Согласно пункту 18 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Организацией, осуществляющей обучение, является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (пункт 19 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Пунктом 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование входит в систему образования Российской Федерации и включает в себя, в частности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности.
Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года № 1155 (зарегистрированным в Минюсте России 14 ноября 2013 года № 30384) утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, включающий совокупность обязательных требований к дошкольной образованию.
Согласно положениям статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2) создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение (часть 6 статьи 31 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Указанному положению корреспондирует часть 1 статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которой, образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в статье 12 определяет особенности применения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
В целях реализации указанных требований был принят Федеральный закон от 05 мая 2014 года № 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 05 мая 2014 года № 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, должны привести свою образовательную деятельность в соответствие с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов не позднее 1 сентября 2014 года.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 05 мая 2014 года № 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, и филиалы иностранных образовательных организаций, которые указаны в частях 2 и 3 настоящей статьи и имели в соответствии с законодательством Украины по состоянию на 1 января 2014 года право на осуществление образовательной деятельности, признаются имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам до получения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лицензии на осуществление образовательной деятельности, но не позднее чем до 1 сентября 2019 года.
Вместе с тем, при рассмотрении дела судом установлено, что к указанной дате лицензирование дошкольных образовательных организаций Черноморского флота не проведено.
В силу статьи 115 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 334 предусматривает предоставление педагогическим работникам ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска и относит установление его продолжительности к компетенции Правительства Российской Федерации.
Право педагогических работников на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации, закреплено в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 3 части 5 статьи 47).
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительством Российской Федерации 14 мая 2015 года издано постановление № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках», которое устанавливает продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков работникам, замещающим должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей согласно Приложению.
Должности педагогических работников предусмотрены в разделе I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2013 года № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций». В названную номенклатуру должностей включены, в том числе, должности воспитателя и педагога-психолога.
Согласно пункту 1 раздела I «Дошкольные образовательные организации» приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 года № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для педагогических работников, должности которых указаны в подразделе раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2013 года № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», за исключением должностей педагогических работников, указанных в пунктах 4 и 5 настоящего раздела, составляет 42 дня.
Частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года № 566-О-О, от 18 декабря 2007 года № 888-О-О, от 15 июля 2008 года № 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделение равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности. То есть, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
При рассмотрении дела судом бесспорно установлено, что Коротеева Н.А., являясь воспитателем детского сада № Центра дошкольного образования Черноморского флота, осуществляет педагогическую деятельность, имеет сокращенное рабочее время (36-часовую рабочую неделю), получает стимулирующую надбавку за выслугу лет как педагогический работник, а поэтому в соответствии с требованиями статьи 334 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 года № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках», номенклатурой должностей педагогических работников организаций осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2013 года № 678, в которую включена должность воспитателя, имеет право на удлиненный отпуск продолжительностью 42 календарных дня, доказательств, свидетельствующих об обратном суду не представлено и при рассмотрении дела не добыто.
Доводы представителей ответчиков – Министерства обороны Российской Федерации и Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» о необоснованности заявленных исковых требований ввиду того, что Центр дошкольного образования Черноморского флота, в трудовых отношениях с которым состоит Коротеева Н.А. в должности воспитателя, с 01 сентября 2019 года не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности, суд не принимает во внимание, как несостоятельные, поскольку то обстоятельство, что после 01 сентября 2019 года работодателем осуществляется образовательная деятельность без полученного в установленном порядке специального разрешения (лицензии) на осуществление образовательной деятельности, не может привести к ухудшению положения работника по сравнению с тем, которое существовало до тех пор, пока работодателю в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 05 мая 2014 года № 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» была предоставлена возможность осуществлять образовательную деятельность на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя; и право истца на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, установленный статьей 334 Трудового кодекса Российской Федерации, связано с родом профессиональной деятельности истца, выполняющей обязанности по обучению, воспитанию детей, и не зависит от наличия у дошкольного образовательного учреждения лицензии на осуществление образовательной деятельности, которая им своевременно не получена.
Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, а именно, что как до 01 сентября 2019 года, так и после указанной даты истец, в соответствии с условиями трудового договора выполняла обязанности по обучению и воспитанию детей, то есть осуществляла педагогическую деятельность в дошкольном образовательном учреждении; не получение работодателем, осуществляющим образовательную деятельность, в установленном законом порядке, лицензии на ее осуществление, не может привести к ущемлению трудовых прав работника, в частности, права на удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск, принимая во внимание общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми трудовым законодательством, иными законами гарантируется свобода труда, включая право каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска, равенство прав и возможностей работников, суд, установив отсутствие правовых оснований для сокращения истцу продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания незаконным приказа начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от 21 июня 2019 года № и признания недействительным дополнительного соглашения № от 25 июня 2019 года к трудовому договору № от 05 февраля 2018 года, и, как следствие, об удовлетворении исковых требований Коротеевой Н.А. в полном объеме.
Мотивированное решение изготовлено 09 августа 2020 года.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
РЕШИЛ:
Иск Коротеевой ФИО10 – удовлетворить.
Признать незаконным приказ начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от 21 июня 2019 года №
Признать недействительным дополнительное соглашение № от 25 июня 2019 года к трудовому договору № от 05 февраля 2018 года, заключенному между Центром дошкольного образования Черноморского флота Российской Федерации и Коротеевой (до регистрации брака ДД.ММ.ГГГГ – Емельяновой) ФИО1.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: подпись Чибижекова Н.В.