Дело № 12-17/2016.
Р Е Ш Е Н И Е
05 мая 2016 г. г.Дюртюли РБ
Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Нагаева И.З.,
с участием представителя МУП «<данные изъяты>» Шиц В.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Муниципального унитарного предприятия «<данные изъяты>» на постановление заместителя главного государственного инспектора РФ по РБ Росприроднадзора по РБ ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №-ню о назначении административного наказания,
у с т а н о в и л :
Постановлением заместителя главного государственного инспектораРФ по РБ Росприроднадзора по РБ ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №-ню юридическое лицо МУП «<данные изъяты>» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.10 КоАП РФ в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб.
Не согласившись с постановлением, представитель МУП «<данные изъяты>» обратился в Дюртюлинский районный суд РБ с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая, что в соответствии с требованиями постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № у предприятия имеется проект водозабора «<данные изъяты>), согласованный в ПГО «Башкиргеология» ДД.ММ.ГГГГ При этом, из постановлении о назначении административного наказания усматривается, что у предприятия технический проект отсутствует. При проведении проверки данный проект не был запрошен и изучен представителями административного органа.
В судебном заседании представитель МУП «<данные изъяты>» Шиц В.В. доводы жалобы поддержал, просил отменить постановление и прекратить производство по делу. Суду пояснил, что водозабор используется предприятием на основании ранее утверждённого проекта, который никто не отменял. Лицензия на осуществление деятельности им выдана организацией, которая утверждает проекты. При выдаче лицензии исследовался имеющийся проект использования водозабора. На обращение в Федеральное агентство по недропользованию, получен ответ о том, что если проект водозабора был утвержден в установленном законом прядке до выхода постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № и в него не вносились дополнения и изменения, разработка нового проекта и его согласование не требуется.
Представитель Управления Росприроднадзора по РБ, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не присутствовал.
Заслушав представителя юридического лица, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Как видно из представленных материалов, МУП «<данные изъяты>» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.10 КоАП РФ за выборочную (внепроектную) отработку месторождений полезных ископаемых, приводящую к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья.
В соответствии с ч.1 ст.8.10 КоАП РФ административным правонарушением признается выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья.
Установлено, что на основании приказа №-П от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка МУП «<данные изъяты>».
По результатам проверки Росприроднадзор пришел к выводу, что МУП «<данные изъяты>» осуществляет свою деятельность при добыче питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой <адрес> в <адрес> <адрес>, на основании лицензии № со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ с нарушением законодательства «О недрах» и условий пользования участком недр, о чем составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и оформлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст.8.10 КоАП РФ в отношении МУП «<данные изъяты>».
В соответствии со статей 23.2 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1 разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Согласно постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, п.9 комиссия осуществляет согласование проектной документации в отношении следующих видов полезных ископаемых:
в) подземные воды, при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод - проект водозабора.
9(1). Уполномоченный орган осуществляет согласование документации по участкам недр местного значения в отношении:
б) подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, - проекта водозабора.
Постановлением Администрации <адрес> и <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ на базе передаваемого в муниципальную собственность жилищно-коммунального хозяйства НГДУ «<данные изъяты>» <адрес> создано МУП ПУЖКХ «<данные изъяты>».
Договором № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче ведомственного жилого фонда в муниципальную собственность НГДУ «<данные изъяты>» - филиал Акционерной нефтяной компании «Башнефть» передало, а МУП ПУЖКХ «<данные изъяты>» приняло вместе объектами жилого фонда, производственную базу, оборудование, транспортные средства, водозабор 1 подъёма, объекты водоснабжения и канализации.
Постановлением Главы администрации <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ МУП ПУЖКХ «<данные изъяты>» переведено в государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан, переданное в ведение городского поселения <адрес> и <адрес> РБ.
Постановление Главы администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> РБ МУП ПУЖКХ «<данные изъяты>» переименовано в МУП «<данные изъяты>».
Использование водозабора «<данные изъяты>» предприятием осуществляется на основании лицензии серии Уфа № вид лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ действительной до ДД.ММ.ГГГГ, выданной Управлением по недропользованию по <адрес> (Башнедра).
В соответствии с журналом учета забираемой подземной воды за ДД.ММ.ГГГГ годы МУП «<данные изъяты>» ведёт водоотбор из водозаобра «<данные изъяты>» <данные изъяты> кубических метров в сутки, то есть более 100 кубических метров в сутки, что обязывает МУП «<данные изъяты>» иметь согласованный и утвержденный технический проект водозабора.
Пунктом 2 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.
В соответствии с пунктом 13 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в проектную документацию на разработку месторождений подземных вод в обязательном порядке включается мероприятия по рациональному использованию и охране недр, обеспечению требований в области охраны окружающей среды и экологической безопасности при пользовании недрами, конструкция эксплуатационных скважин, технологий производства буровых работ и оборудования водоприемной части скважин; выбора контрольно-измерительной аппаратуры для обеспечения ведения мониторинга подземных вод.
Согласно п.15 Постановлении Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о подготовке согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» согласование проектной документации пользователя недр осуществляется Федеральным агентством по недропользованию (его территориальным органом).
На территории Республики Башкортостан территориальным органом Федерального агентства по недропользованию является Башнедра, который выдал МУП «<данные изъяты>» лицензию на право пользования недрами. Кроме того лицензия выдана на основании имеющегося Паспорта проекта № от ДД.ММ.ГГГГ года «<данные изъяты>».
Паспорт проекта разработан и утверждён Башкирским государственным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским и проектным институтом нефтяной промышленности БАШНИПНЕФТЬ.
Исходя из анализа приведённых доказательств, следует, что НГДУ «<данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ году разработало и утвердило в БАШНИПНЕФТЬ паспорт проекта водозабора «<данные изъяты> На основании этого проекта предприятие использовало для водоснабжения города водозабор «<данные изъяты>». Впоследствии паспорт проекта, водозабор и все коммуникации НГДУ «<данные изъяты>» передало МУП «<данные изъяты>». В свою очередь МУП «<данные изъяты>» осуществляет свою деятельность на основании лицензии, выданной Башнедра. Лицензия выдана на основании паспорта проекта от ДД.ММ.ГГГГ
При этом, представленный паспорт проекта водоснабжения, разработанный в ДД.ММ.ГГГГ г. требованиям вышеуказанных нормативных актов не отвечает.
Доводы представителя юридического лица о том, что Федеральным агентством по недропользованию разъяснено, что разработка нового проекта не требуется, не могут повлечь отмену постановления, поскольку указанное письмо от ДД.ММ.ГГГГ не является нормативным документом.
Согласно ст.2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что МУП <данные изъяты> были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено.
При данных обстоятельствах, судья приходит к выводу об обоснованности и законности постановления заместителя главного государственного инспектора о виновности юридического лица.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ. Указанная норма дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3, в силу которых при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
Применительно к данному делу, с учетом его конкретных обстоятельств, характера совершенного административного правонарушения, имущественного положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица, которое является бюджетным учреждением, судья приходит к выводу, что наложение на предприятие административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей является чрезмерным, так как не соотносится с характером совершенного административного правонарушения, степенью вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественным и финансовым положением и, соответственно, не обеспечивает назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Принудительное взыскание штрафа в размере <данные изъяты> рублей, может негативно повлиять на процесс осуществления деятельности юридическим лицом. В связи с чем, судья считает возможным изменить постановление о назначении административного наказания, наложить на предприятие наказание в виде административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного ч.1 ст.8.10 КоАП РФ в размере <данные изъяты>
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Постановление заместителя главного государственного инспектора Росприроднадзора по РБ ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №-ню о назначении административного наказания по ч.1 ст.8.10 КоАП РФ в отношении Муниципального унитарного предприятия «<данные изъяты>» изменить, назначить Муниципальному унитарному предприятию «<данные изъяты>» административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья И.З. Нагаев