Решение по делу № 12-388/2019 от 10.07.2019

ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Р Е Ш Е Н И Е

дело № 12-388/2019

18 сентября 2019 года                                                    г. Севастополь

Судья Гагаринского районного суда города Севастополя                          Моцный Н.В.,

рассмотрев жалобу Сафроновой Светланы Евгеньевны на постановление заместителя начальника Госжилнадзора Севастополя от 19 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении инженера по эксплуатации жилого фонда ООО «УК Гагаринского района-1» Сафроновой Светланы Евгеньевны, и на решение начальника Главного управления государственного жилищного надзора г. Севастополя от 03 июля 2019 года по результатам рассмотрения жалобы,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя начальника Главного управления государственного жилищного надзора г. Севастополя от 19 июня 2019 года, оставленным без изменения решением начальника Главного управления государственного жилищного надзора г. Севастополя от 03 июля 2019 года, инженер по эксплуатации жилого фонда ООО «УК Гагаринского района-1» Сафронова С.Е. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 50 тыс. руб.

В жалобе, поданной суду, Сафронова С.Е. просит отменить названное постановление, считая его незаконным.

В обоснование жалобы указывается на то обстоятельство, что в её действиях отсутствует состав вмененного правонарушения, проверка административного органа осуществлена в нарушение действующего законодательства.

В судебном заседании Сафронова С.Е. и её защитник Михайлова Н.В., каждая в отдельности доводы жалобы поддержали, указав, что вмененное в вину нарушение, выразившееся в необеспечении чистоты и доступности прохода ко всем элементам подвала <адрес>, не проведении регулярной дезинфекции, дератизации, дезинсенкции в подвальных помещениях, не обеспечении нормируемого температурно-влажностного режима подвальных помещений и технических подполий, загрязнении и захламленности крупногабаритным мусором, является необоснованным, указанные нарушения нельзя расценивать как осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

Представитель Главного управления государственного жилищного надзора г. Севастополя Ситников А.П. не усматривал оснований для удовлетворения жалобы Сафроновой С.Е.. Пояснил, что привлечение к административной ответственности осуществлено при наличии достаточных сведений, указывающих на наличие в её действиях состава вмененного правонарушения.

Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав доводы жалобы и материалы производства, следует прийти к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие указанных обстоятельств подтверждается доказательствами, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание вины лица, а также его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

На основании ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Согласно ч. 1 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Пунктом 7 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ установлено, что, помимо лицензионных требований, прямо перечисленных в данной норме, лицензионными требованиями являются также иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.

С материалов производства следует, что в вину инженера по эксплуатации жилого фонда ООО «УК Гагаринского района-1» Сафроновой С.Е. вменено необеспечение чистоты и доступности прохода ко всем элементам подвала <адрес> в г. Севастополе, не проведении регулярной дезинфекции, дератизации, дезинсенкции в подвальных помещениях, не обеспечении нормируемого температурно-влажностного режима подвальных помещений и технических подполий, загрязнении и захламленности крупногабаритным мусором.

Указанные факты нарушения порядка содержания жилищного фонда выявлены в ходе проведения проверки согласно распоряжению о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица при осуществлении лицензионного контроля от 04.06.2019 года № 20.10-10-ВЗ/19/472, осуществленной государственным жилищным инспектором – старшим инспектором отдела контроля формирования и использования фондов капитального ремонта надзорного управления Госжилнадзора Севастополя Жарликовым А.П. и отображены в акте от 06.06.2019 года.

Как следует из акта от 06.06.2019 года выездом установлено, что подвальное помещение в районе подъезда № 7 указанного многоквартирного дома имеет неудовлетворительное санитарное техническое состояние подъезда и подвала, не проведены дезинфекция, отсутствует освежение.

Указанный факты квалифицирован должностными лицами Главного управления государственного жилищного надзора г. Севастополя как осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, совершенное инженером по эксплуатации жилого фонда ООО «УК Гагаринского района-1» Сафроновой С.Е.

Пунктом 3.4 Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" определены объемы работ по содержанию подвалом и технических подполий многоквартирных домов.

При этом в п 3.4.1 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:

температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций;

чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья;

защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак.

Вместе с тем, как следует из материалов производства, при проведении проверки 06.06.2019 года вопросы соблюдения обществом сроков проведения дератизации и дезинфекцию подвала, технических подполий многоквартирного дома, не были предметом исследования, необходимые сведения об осуществлении указанных работ, а также работ по обеспечению чистоты в подъезде, периодичность их проведения управляющей компанией, должностным лицом также оставлены без внимания.

В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491N 419 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Согласно должностной инструкции инженера по эксплуатации жилищного фонда, утвержденной 27.03.2018 года директором ООО «УК Гагаринского района-1», Сафронова С.Е., подчиняется главному инженеру и генеральному директору общества. При этом в её обязанности входит обеспечение надлежащего технического и санитарного состояния вверенного участка жилого фонда (п. 2.1).

Объектом вмененного в вину Сафроновой С.Е. правонарушения выступают общественные отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований.

Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными предусмотрено п. 4 ч. 4 ст. 1 Закона N 99-ФЗ. Положения Закона конкретизируются в Постановлении Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", которым утверждены:

а) Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

б) Положение о ведении реестра лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации;

в) Положение об осуществлении контроля за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ лицензионными требованиями являются:

а) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

б) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее;

в) наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа - единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата;

г) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

д) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

е) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;

ж) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ;

з) соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных ч. 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ;

и) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных п. п. 1 - 6.1 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ, являются следующие требования:

а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ;

в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 3.1 ст. 45 Жилищного кодекса РФ;

г) соблюдение требований, предусмотренных ч. 7 ст. 162 и ч. 6 ст. 198 Жилищного кодекса РФ.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;

г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг);

е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;

ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Как разъяснено в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 (ред. от 25.06.2019) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели, постольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное (часть 4 статьи 14.1, часть 2 статьи 14.4, часть 1 статьи 14.25 КоАП РФ). К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.

Вместе с тем, содержание должностной инструкции инженера по эксплуатации жилищного фонда, утвержденной 27.03.2018 года директором ООО «УК Гагаринского района-1», не содержит в себе сведений о наделении Сафроновой С.Е. организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в области осуществления предпринимательской деятельности общества. При этом раздел 2 должностной инструкции содержит общий перечень функций, выполняемых работником, в частности по осуществлению контроля за состоянием жилищного фонда, фиксации текущего состояния.

Таким образом, инженер по эксплуатации жилищного фонда ООО «УК Гагаринского района-1» Сафронова С.Е. в отсутствие сведений о наделении организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в области осуществления предпринимательской деятельности общества, не может являться субъектом вмененного правонарушения.

В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Указанные положения получили развитие в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Изложенное выше в совокупности и с учетом положений ст. 1.5 КоАП РФ, а также правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, не позволяет сделать вывод о наличии в действиях                    Сафроновой С.Е. вины во вмененном административном правонарушении.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника Госжилнадзора Севастополя от 19 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении инженера по эксплуатации жилого фонда ООО «УК Гагаринского района-1» Сафроновой Светланы Евгеньевны, и решение начальника Главного управления государственного жилищного надзора г. Севастополя от 03 июля 2019 года по результатам рассмотрения жалобы, подлежат отмене.

Производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

р е ш и л:

Жалобу Сафроновой Светланы Евгеньевны удовлетворить.

Постановление заместителя начальника Госжилнадзора Севастополя от 19 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении инженера по эксплуатации жилого фонда ООО «УК Гагаринского района-1» Сафроновой Светланы Евгеньевны, и решение начальника Главного управления государственного жилищного надзора г. Севастополя от 03 июля 2019 года по результатам рассмотрения жалобы – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении инженера по эксплуатации жилого фонда ООО «УК Гагаринского района-1» Сафроновой Светланы Евгеньевны прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 10 дней со дня получения его копии.

Председательствующий по делу

судья                                                        /подпись/                  Н.В. Моцный

Решение не вступило в законную силу

Копия верна:

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя                                                                  Н.В. Моцный

12-388/2019

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Сафронова Светлана Евгеньевна
Суд
Гагаринский районный суд города Севастополя
Судья
Моцный Николай Владимирович
Статьи

ст. 14.1.3 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
gagarinskiy--sev.sudrf.ru
11.07.2019Материалы переданы в производство судье
12.07.2019Истребованы материалы
29.07.2019Поступили истребованные материалы
18.09.2019Судебное заседание
18.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее