судья: Федюнина С.В.
гражданское дело № 33-416399/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 24 ноября 2020 года
Судья судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда Пономарев А.Н.,
при помощнике судьи Батеевой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-241/2015 по частной жалобе Кожевниковой М.Э. на определение Лефортовского районного суда города Москвы от 18 июня 2020 года о процессуальном правопреемстве
установил:
определением Лефортовского районного суда города Москвы от 18 июня 2020 года удовлетворено заявление Тарадина С.Н. о процессуальном правопреемстве по настоящему гражданскому делу, решение по которому о взыскании денежных средств в сумме 3760000 рублей постановлено 26 января 2015 года в отношении ответчика Садикова Э.С., наследство после смерти которого, открывшееся 5 декабря 2019 года, приняла Кожевникова М.Э.
В частной жалобе Кожевниковой М.Э. ставится вопрос об отмене указанного определения, как незаконного.
На основании части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса РФ частная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы частной жалобы, прихожу к выводу о наличии предусмотренных частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Как предусмотрено статьей 1112 Гражданского кодекса РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Таким образом, установленная судом возможность погашения наследником умершего лица его задолженности не влечет за собой безусловного перехода данной обязанности к наследникам и требует соблюдения порядка, установленного гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 1175 Гражданского кодекса РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно. Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Из приведенных выше норм права следует, что для возложения на наследника умершего лица обязанности исполнить его налоговые обязательства в порядке универсального правопреемства необходимо установить наличие обстоятельств, связанных с наследованием имущества. К таким обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения спора, в частности, относятся: факт открытия наследства, состав наследства, круг наследников, принятие наследниками наследственного имущества, его стоимость.
Совокупность этих обстоятельств судом в обжалуемом определении не установлена.
Суд ограничился тем, что Кожевниковой М.Э. выдано свидетельство о праве на наследство, состоящее из 1/3 доли квартиры *, денежных вкладов, хранящихся в ПАО Сбербанка Московской области, тогда как остались невыясненными стоимость наследственного имущества и возможность обращения взыскания на долю в праве общей собственности на жилое помещение наследодателя, без чего определение суда не соответствует задачам гражданского судопроизводства и в нарушение закона допускает обращение взыскание на имущество Кожевниковой М.Э., которое не было включено в состав наследства.
Поскольку определение принято судом при неправильном применении норм процессуального права и без учета юридически значимых обстоятельств, оно подлежит отмене с направлением вопроса на новое рассмотрение в тот же суд.
Руководствуясь статьями 333, 334, частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
определение Лефортовского районного суда города Москвы от 18 июня 2020 года отменить, направить настоящее гражданское дело для рассмотрения вопроса в порядке статьи 44 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Судья