№ 2-79/2021 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 апреля 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Панина С.А.,
при секретаре Зенкиной Л.А.,
с участием:
истицы Грибцовой Т.Н.,
представителя истицы Грибцовой Т.Н. по устному ходатайству Алмазовой М.И.,
представителя ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области по доверенности Коротеевой Д.А.,
представителя третьего лица АО «Управляющая компания Центрального района» по доверенности Шаталовой Я.А.,
представителя третьего лица ООО «ВоронежТехСтрой» директора общества Гадуловой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по гражданское дело по иску Грибцовой Тамары Николаевны к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области о возложении обязанности устранить недостатки, допущенные при проведении капитального ремонта фасада многоквартирного <адрес> в <адрес>,
установил:
Грибцова Т.Н. обратилась в суд с иском к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области о возложении обязанности устранить недостатки, допущенные при проведении капитального ремонта фасада многоквартирного <адрес> в <адрес>, ссылаясь на то, что в рамках реализации краткосрочного плана региональной программы капитального ремонта общего имущества МКД на территории Воронежской области в 2017-2019 гг. (Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы, утверждена постановлением Правительства Воронежской области от 06.03.2014г. №) Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области (далее - Фонд, Ответчик) 17.08.2018 был заключен договор №121/РТС с ООО «ВоронежТехСтрой» на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту фасада МКД № по <адрес> в <адрес>. Работы по договору были приняты заказчиком в ноябре 2018 года (информация находится в открытом доступе в сети Интернет по адресу: www.reformagkh.ru). Однако, при проведении работ по капитальному ремонту фасада МКД были допущены нарушения при монтаже плит утеплителя, вследствие чего атмосферные осадки проникают в <адрес>, собственником которой является истица. Сотрудниками управляющей компании АО «УК Центрального района» и Государственной жилищной инспекции на основании обращений истца было проведено обследование фасада дома и следов залива в квартире истицы. В ходе осмотра было установлено, что между наружной стеной фасада и утеплителем имеются зазоры, что является причиной намокания стен в квартире истицы. Грибцова Т.Н. и Управляющая компания неоднократно обращались в Фонд с требованием устранить выявленные недостатки проведенного капитального ремонта, в ответ были получены формальные письма без осуществления в дальнейшем каких-либо работ, а также без указания сроков проведения работ. Региональный оператор несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора. С учетом предполагаемой длительности и сложности, подлежащих выполнению работ истица полагает разумным установить для ответчика срок, в течение которого должны быть проведены работы, равный одному месяцу с момента вступления решения суда в законную силу. Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском (л.д. 5 – 7).
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания 02.04.2021, к производству суда принято уточненное исковое заявление Грибцовой Тамары Николаевны к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области о возложении обязанности устранить недостатки, допущенные при проведении капитального ремонта фасада МКД № по <адрес> в <адрес>, а именно: устранить нарушения при установке оконного слива в узлах примыкания слива к оконному блоку, обеспечив плотное примыкание, а также угол уклона слива согласно ГОСТу 30971-2012; установить пластиковые уголки с капельником на углах оконных проемов; установить теплоизоляционную плиту с необходимым напуском теплоизоляционной плиты внутрь проема; устранить зазор между наружной стеной фасада и теплоизоляционным материалом.
В судебном заседании истица Грибцова Т.Н., ее представитель по устному ходатайству Алмазова М.Н поддержали заявленные уточненные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просят суд их удовлетворить с учетом уточнения иска.
В судебном заседании представитель ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области по доверенности Коротеева Д.А. исковые требования не признала, просит суд отказать в их удовлетворении, считала, что обязанность по надлежащей эксплуатации фасада дома, как общедомового имущества лежит на управляющей компании.
В судебном заседании представитель третьего лица АО «Управляющая компания Центрального района» по доверенности Шаталова Я.А. полагала исковых требований обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании представитель третьего лица ООО «ВоронежТехСтрой» директор общества Гадулова Н.Г. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством РФ.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством РФ.
В силу пункта 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 42 Правил установлена ответственность управляющих организаций и лиц, оказывающих услуги и выполняющих работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, за нарушение своих обязательств и ненадлежащее содержание общего имущества дома.
Согласно п. 1 ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствие с п. 2 ст. 740 ГК РФ договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
В силу ст. 182 ЖК РФ закреплены обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в соответствии с которыми региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В пункте 2 указанной статьи предусмотрено, что региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе:
2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;
3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;
4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;
5) осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме;
11) нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений; исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Частью 6 статьи 182 ЖК РФ установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика.
В соответствии с положениями данной нормы региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлена ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.
Таким образом, в силу прямого указания закона, у регионального оператора возникает ответственность за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома. Сама ответственность регионального оператора обусловлена событием, а именно фактом ненадлежащего исполнения подрядчиком, привлеченным региональным оператором, работ по капитальному ремонту.
Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.
Из материалов дела следует, что АО «УК Центрального района» управляет многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, на основании договора № 31 управления многоквартирным домом от 27.03.2012 (л.д. 108 -112).
Согласно выписке из ЕГРН, истице Грибцовой Т.Н. принадлежит на праве собственности <адрес> (л.д. 8 – 11).
По договору № 121/РТС от 17.08.2018 подрядной организацией ООО «ВоронежТехСтрой» по заказу Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области был произведен капитальный ремонт фасада многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> (л.д. 67-77).
В соответствии с актом о приемке выполненных работ № 1 от 28 ноября 2018 года заказчиком которых являлся Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области, подрядчиком – ООО «ВоронежТехСтрой», осуществлявшим капитальный ремонт фасада многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в период с 18.08.2018 по 28.11.2018, работы от подрядной организации были приняты заместителем директора Фонда капитального ремонта МКД Воронежской области, инженером строительного контроля ООО «Регионжилстрой», зам. начальника отдела ВСПиТК Фонда капитального ремонта МКД Воронежской области, инженером отдела ВСПиТК Фонда капитального ремонта МКД Воронежской области, начальником отдела экспертизы проектов Фонда капитального ремонта МКД Воронежской области, отделом экспертизы проектов Фонда капитального ремонта МКД Воронежской области, руководителем управления ЖКХ городского округа г. Воронеж, лицом, уполномоченным решением общего собрания из числа собственников МКД, в соответствии с протоколом N 1 от 26.04.2018 (л.д. 79-98).
АО "УК Центрального района" в адрес Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области направлялось письмо с просьбой, в связи с жалобой истицы – собственника <адрес> на попадание осадков в <адрес> вышеуказанного многоквартирного дома, в результате наличия зазора между наружной стеной фасада и утеплителем, в рамках гарантийных обязательств, обязать подрядную организацию, выполнявшую капитальный ремонт фасада дома, устранить выявленный дефект в соответствии с требованиями санитарного законодательства (л.д. 14 - 17).
На указанное обращение от зам. директора Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области получен ответ, согласно которому в настоящее время в рамках реализации краткосрочного плана капитального ремонта общего имущества МКД на 2017-2019 гг., согласно договору № 121/РТС от 17.08.2018 подрядной организацией ООО «ВоронежТехСтрой» выполнялись работы по капитальному ремонту фасада МКД, расположенного по адресу: <адрес>. Работы согласно вышеуказанного договора завершены в полном объеме, согласно проектно-сметной документации утвержденной протоколом общего собрания собственников помещений № 1 от 26.04.2018 и подписаны совместно с представителями организации осуществляющей строительный контроль, уполномоченным представителем органа местного самоуправления, лицом уполномоченным решением общего собрания из числа собственников многоквартирного дома участвовать в приемке выполненных работ, в том числе и подписывать акты выполненных работ (ФИО1, <адрес>) (л.д. 15 – 17).
Государственной жилищной инспекцией была проведена проверка, по результатам которой составлен акт проверки №02-05/687 от 16 марта 2020 года; исходя из данного акта, зазоры между наружной стеной главного фасада и утеплителем фасада являются причиной намокания конструктивных элементов <адрес> (п.4.2.3.1 Правил). На основании составленного акта АО «УК Центрального района» выдано предписание № 02-7\157 от 16 марта 2020 года о выполнении работ по выявленным нарушениям. Указанное предписание обжаловано АО «УК Центрального района» в Арбитражный суд Воронежской области. Определением от 23.06.2020 данное заявление принято к производству, на дату рассмотрения настоящего искового заявления не рассмотрено (л.д. 157 - 166 оборот).
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству третьего лица АО «УК Центрального района» определением Центрального районного суда г. Воронежа от 25.01.2021 была назначена судебная строительно-техническая экспертиза (л.д. 174-175).
Согласно заключению эксперта ООО «Правовая экспертиза ЦВС» № 4415 от 11.03.2021 в ходе проведенного 20.02.2021 визуально-инструментального обследования жилого многоквартирного <адрес> и <адрес>, экспертом были зафиксированы следующие дефекты, послужившие причиной попадания атмосферных осадков в <адрес>:
- повреждены углы СФТК в оконном откосе;
- отсутствует напуск теплоизоляционной плиты на коробку окна;
- отливы оконного блока установлены с нарушением гидроизоляции, отсутствие уклона и плотного примыкания;
- имеются зазоры между наружной стеной и теплоизоляционным материалом;
- отсутствует над оконными проемами горизонтального пластикового уголка с капельником;
- нарушена целостность покрытия кровли, а именно наблюдаются зазоры, волны листов, неровности картин;
- нарушение отвода атмосферных осадков с кровли;
- отсутствует необходимый уклон балконной плиты.
Выявленные в ходе визуально-инструментального обследования зазоры могут являться как следствием некачественно проведенных работ по ремонту фасада в рамках капитального ремонта многоквартирного дома, так и следствием длительного воздействия атмосферных осадков, попадающих между наружной стеной фасада и теплоизоляционным материалом, что в свою очередь могло привезти к возникновению данного зазора, вследствие колебания температуры (циклов замерзания и оттаивания) (л.д. 183-215).
Из исследовательской части заключения эксперта следует, что согласно ГОСТ 30971-2012 «Швы монтажные узлов примыкания оконных блоков к стеновым проемам. Общие технические условия» (п. Г.2.2), при установке оконного слива в узлах примыкания к стеновому проему и коробке оконного блока необходимо обеспечивать условия, исключающие попадание влаги в монтажный шов, а под сливами следует устанавливать прокладки (гасители), снижающие шумовое воздействие дождевых капель. Угол наклона слива должен быть не менее 100° от вертикальной плоскости.
В ходе проведенного обследования, экспертом выявлены нарушения при установке оконного слива в узлах примыкания слива к оконному блоку, а именно отсутствие плотного примыкания, а также отсутствие уклона слива, что не позволяет осуществлять нормальную работу водоотведения осадков от оконной конструкции (балконного блока).
Порядок монтажа теплоизоляционного слоя СФТК регламентирован сводом правил (СП) 293.1325800.2017, в соответствии с которыми теплоизоляционный слой СФТК на вертикальных и горизонтальных внешних углах здания, углах оконных и дверных проемов, а также в местах его окончания (разрыва) усиливают пластиковыми уголками (с приклеенной к ним полосами фасадной рядовой стеклосетки или без нее). На горизонтальные углы над оконными и дверными проемами устанавливают пластиковые уголки с капельником. Если оконные и дверные блоки утоплены по отношению к плоскости фасада, а откос подлежит утеплению, то сначала устанавливают теплоизоляционные плиты основной плоскости фасада с необходимым напуском вовнутрь проема, а затем подготовленные по размеру заготовки приклеивают на откосы. Теплоизоляционные плиты следует устанавливать вплотную друг к другу, а в случае возникновения зазоров более 2 мм их необходимо заполнить материалом теплоизоляционного слоя. Подоконные отливы устанавливают в соответствии с проектной документацией. Зазоры между поверхностью СФТК и краями отливов заполняют фасадным герметиком. Тип герметика указывают в ППР. Не допускается нарушение целостности системы в процессе установки оконных отливов.
В ходе проведенного обследования, экспертом выявлены следующие нарушения: отсутствие пластиковых уголков с капельником на углах оконных проемов, отсутствие необходимого напуска теплоизоляционной плиты внутрь проема, а также наличие зазора между наружной стеной фасада и теплоизоляционным материалом.
Следует отметить, что наличие зазоров между наружной стеной главного фасада и утеплителем фасада были выявлены еще при проведении проверки ГЖИ ВО 16.03.2020 года. В соответствии с актом проверки №02-05/687 от 16.03.2020 именно наличие зазоров между стеной и фасадом является причиной намокания конструктивных элементов <адрес>, а также попадания влаги в квартиру истца.
Суд считает, что при принятии решения по настоящему спору следует руководствоваться заключением эксперта ООО «Правовая экспертиза ЦВС» №4415 от 11.03.2021. Заключение является мотивированным в своих выводах и объективным. Эксперт, составивший данное заключение, был предупрежден об уголовной ответственности за составление заведомо ложного заключения. Также суд учитывает, что ходатайств о назначении дополнительной или повторной экспертизы сторонами так же не заявлялось.
В соответствии с положениями ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.
Согласно объяснениям истицы и ее представителя в ходе рассмотрения дела протечка осадков в квартиру началась после завершения капитального ремонта фасада дома, остекление балкона было проведено раньше капитального ремонта.
Доказательства отказа истицы от оштукатуривания откосов оконного проема ответчика и третье лица ООО «ВоронежТехСтрой» суду не представили.
Учитывая, что недостатки в <адрес> многоквартирного <адрес> в виде поврежденных углов СФТК в оконном откосе; отсутствие напуска теплоизоляционной плиты на коробку окна; установка отливов оконного блока с нарушением гидроизоляции, отсутствие уклона и плотного примыкания; наличие зазоров между наружной стеной и теплоизоляционным материалом; отсутствие над оконными проемами горизонтального пластикового уголка с капельником; нарушение целостности покрытия кровли, а именно наблюдение зазоров, волны листов, неровности картин; нарушение отвода атмосферных осадков с кровли; отсутствие необходимого уклона балконной плиты, подтверждаются экспертным заключением №4415 от 11.03.2021, при этом подрядчиком, осуществлявшим капитальный ремонт фасада многоквартирного <адрес> являлось ООО «ВоронежТехСтрой», а заказчиком - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области, принимая во внимание, что попадание атмосферных осадков в квартиру имело место после завершения капитального ремонта, его недостатки подтверждены документально, суд приходит к выводу, что исковые требования Грибцовой Т.Н. к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области о возложении обязанности устранить недостатки, допущенные при проведении капитального ремонта фасада многоквартирного жилого <адрес>, указанные в просительной части уточненного искового заявления являются обоснованными и доказанными, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Возложить обязанность на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области устранить недостатки, допущенные при проведении капитального ремонта фасада многоквартирного жилого <адрес>, а именно:
- устранить нарушение при установке оконного слива в узлах примыкания слива к оконному блоку, обеспечив плотное примыкание, а также уклон согласно ГОСТу 30971-2012;
- установить пластиковые уголки с капельником на углах оконных проемов;
- установить теплоизоляционную плиту с необходимым напуском теплоизоляционной плиты внутрь проема;
- устранить зазор между наружней стеной фасада и теплоизоляционным материалом.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья С.А. Панин
Решение суда изготовлено в окончательной форме 12 апреля 2021 года.
№ 2-79/2021 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 апреля 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Панина С.А.,
при секретаре Зенкиной Л.А.,
с участием:
истицы Грибцовой Т.Н.,
представителя истицы Грибцовой Т.Н. по устному ходатайству Алмазовой М.И.,
представителя ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области по доверенности Коротеевой Д.А.,
представителя третьего лица АО «Управляющая компания Центрального района» по доверенности Шаталовой Я.А.,
представителя третьего лица ООО «ВоронежТехСтрой» директора общества Гадуловой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по гражданское дело по иску Грибцовой Тамары Николаевны к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области о возложении обязанности устранить недостатки, допущенные при проведении капитального ремонта фасада многоквартирного <адрес> в <адрес>,
установил:
Грибцова Т.Н. обратилась в суд с иском к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области о возложении обязанности устранить недостатки, допущенные при проведении капитального ремонта фасада многоквартирного <адрес> в <адрес>, ссылаясь на то, что в рамках реализации краткосрочного плана региональной программы капитального ремонта общего имущества МКД на территории Воронежской области в 2017-2019 гг. (Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы, утверждена постановлением Правительства Воронежской области от 06.03.2014г. №) Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области (далее - Фонд, Ответчик) 17.08.2018 был заключен договор №121/РТС с ООО «ВоронежТехСтрой» на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту фасада МКД № по <адрес> в <адрес>. Работы по договору были приняты заказчиком в ноябре 2018 года (информация находится в открытом доступе в сети Интернет по адресу: www.reformagkh.ru). Однако, при проведении работ по капитальному ремонту фасада МКД были допущены нарушения при монтаже плит утеплителя, вследствие чего атмосферные осадки проникают в <адрес>, собственником которой является истица. Сотрудниками управляющей компании АО «УК Центрального района» и Государственной жилищной инспекции на основании обращений истца было проведено обследование фасада дома и следов залива в квартире истицы. В ходе осмотра было установлено, что между наружной стеной фасада и утеплителем имеются зазоры, что является причиной намокания стен в квартире истицы. Грибцова Т.Н. и Управляющая компания неоднократно обращались в Фонд с требованием устранить выявленные недостатки проведенного капитального ремонта, в ответ были получены формальные письма без осуществления в дальнейшем каких-либо работ, а также без указания сроков проведения работ. Региональный оператор несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора. С учетом предполагаемой длительности и сложности, подлежащих выполнению работ истица полагает разумным установить для ответчика срок, в течение которого должны быть проведены работы, равный одному месяцу с момента вступления решения суда в законную силу. Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском (л.д. 5 – 7).
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания 02.04.2021, к производству суда принято уточненное исковое заявление Грибцовой Тамары Николаевны к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области о возложении обязанности устранить недостатки, допущенные при проведении капитального ремонта фасада МКД № по <адрес> в <адрес>, а именно: устранить нарушения при установке оконного слива в узлах примыкания слива к оконному блоку, обеспечив плотное примыкание, а также угол уклона слива согласно ГОСТу 30971-2012; установить пластиковые уголки с капельником на углах оконных проемов; установить теплоизоляционную плиту с необходимым напуском теплоизоляционной плиты внутрь проема; устранить зазор между наружной стеной фасада и теплоизоляционным материалом.
В судебном заседании истица Грибцова Т.Н., ее представитель по устному ходатайству Алмазова М.Н поддержали заявленные уточненные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просят суд их удовлетворить с учетом уточнения иска.
В судебном заседании представитель ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области по доверенности Коротеева Д.А. исковые требования не признала, просит суд отказать в их удовлетворении, считала, что обязанность по надлежащей эксплуатации фасада дома, как общедомового имущества лежит на управляющей компании.
В судебном заседании представитель третьего лица АО «Управляющая компания Центрального района» по доверенности Шаталова Я.А. полагала исковых требований обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании представитель третьего лица ООО «ВоронежТехСтрой» директор общества Гадулова Н.Г. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством РФ.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством РФ.
В силу пункта 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 42 Правил установлена ответственность управляющих организаций и лиц, оказывающих услуги и выполняющих работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, за нарушение своих обязательств и ненадлежащее содержание общего имущества дома.
Согласно п. 1 ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствие с п. 2 ст. 740 ГК РФ договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
В силу ст. 182 ЖК РФ закреплены обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в соответствии с которыми региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В пункте 2 указанной статьи предусмотрено, что региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе:
2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;
3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;
4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;
5) осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме;
11) нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений; исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Частью 6 статьи 182 ЖК РФ установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика.
В соответствии с положениями данной нормы региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлена ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.
Таким образом, в силу прямого указания закона, у регионального оператора возникает ответственность за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома. Сама ответственность регионального оператора обусловлена событием, а именно фактом ненадлежащего исполнения подрядчиком, привлеченным региональным оператором, работ по капитальному ремонту.
Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.
Из материалов дела следует, что АО «УК Центрального района» управляет многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, на основании договора № 31 управления многоквартирным домом от 27.03.2012 (л.д. 108 -112).
Согласно выписке из ЕГРН, истице Грибцовой Т.Н. принадлежит на праве собственности <адрес> (л.д. 8 – 11).
По договору № 121/РТС от 17.08.2018 подрядной организацией ООО «ВоронежТехСтрой» по заказу Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области был произведен капитальный ремонт фасада многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> (л.д. 67-77).
В соответствии с актом о приемке выполненных работ № 1 от 28 ноября 2018 года заказчиком которых являлся Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области, подрядчиком – ООО «ВоронежТехСтрой», осуществлявшим капитальный ремонт фасада многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в период с 18.08.2018 по 28.11.2018, работы от подрядной организации были приняты заместителем директора Фонда капитального ремонта МКД Воронежской области, инженером строительного контроля ООО «Регионжилстрой», зам. начальника отдела ВСПиТК Фонда капитального ремонта МКД Воронежской области, инженером отдела ВСПиТК Фонда капитального ремонта МКД Воронежской области, начальником отдела экспертизы проектов Фонда капитального ремонта МКД Воронежской области, отделом экспертизы проектов Фонда капитального ремонта МКД Воронежской области, руководителем управления ЖКХ городского округа г. Воронеж, лицом, уполномоченным решением общего собрания из числа собственников МКД, в соответствии с протоколом N 1 от 26.04.2018 (л.д. 79-98).
АО "УК Центрального района" в адрес Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области направлялось письмо с просьбой, в связи с жалобой истицы – собственника <адрес> на попадание осадков в <адрес> вышеуказанного многоквартирного дома, в результате наличия зазора между наружной стеной фасада и утеплителем, в рамках гарантийных обязательств, обязать подрядную организацию, выполнявшую капитальный ремонт фасада дома, устранить выявленный дефект в соответствии с требованиями санитарного законодательства (л.д. 14 - 17).
На указанное обращение от зам. директора Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области получен ответ, согласно которому в настоящее время в рамках реализации краткосрочного плана капитального ремонта общего имущества МКД на 2017-2019 гг., согласно договору № 121/РТС от 17.08.2018 подрядной организацией ООО «ВоронежТехСтрой» выполнялись работы по капитальному ремонту фасада МКД, расположенного по адресу: <адрес>. Работы согласно вышеуказанного договора завершены в полном объеме, согласно проектно-сметной документации утвержденной протоколом общего собрания собственников помещений № 1 от 26.04.2018 и подписаны совместно с представителями организации осуществляющей строительный контроль, уполномоченным представителем органа местного самоуправления, лицом уполномоченным решением общего собрания из числа собственников многоквартирного дома участвовать в приемке выполненных работ, в том числе и подписывать акты выполненных работ (ФИО1, <адрес>) (л.д. 15 – 17).
Государственной жилищной инспекцией была проведена проверка, по результатам которой составлен акт проверки №02-05/687 от 16 марта 2020 года; исходя из данного акта, зазоры между наружной стеной главного фасада и утеплителем фасада являются причиной намокания конструктивных элементов <адрес> (п.4.2.3.1 Правил). На основании составленного акта АО «УК Центрального района» выдано предписание № 02-7\157 от 16 марта 2020 года о выполнении работ по выявленным нарушениям. Указанное предписание обжаловано АО «УК Центрального района» в Арбитражный суд Воронежской области. Определением от 23.06.2020 данное заявление принято к производству, на дату рассмотрения настоящего искового заявления не рассмотрено (л.д. 157 - 166 оборот).
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству третьего лица АО «УК Центрального района» определением Центрального районного суда г. Воронежа от 25.01.2021 была назначена судебная строительно-техническая экспертиза (л.д. 174-175).
Согласно заключению эксперта ООО «Правовая экспертиза ЦВС» № 4415 от 11.03.2021 в ходе проведенного 20.02.2021 визуально-инструментального обследования жилого многоквартирного <адрес> и <адрес>, экспертом были зафиксированы следующие дефекты, послужившие причиной попадания атмосферных осадков в <адрес>:
- повреждены углы СФТК в оконном откосе;
- отсутствует напуск теплоизоляционной плиты на коробку окна;
- отливы оконного блока установлены с нарушением гидроизоляции, отсутствие уклона и плотного примыкания;
- имеются зазоры между наружной стеной и теплоизоляционным материалом;
- отсутствует над оконными проемами горизонтального пластикового уголка с капельником;
- нарушена целостность покрытия кровли, а именно наблюдаются зазоры, волны листов, неровности картин;
- нарушение отвода атмосферных осадков с кровли;
- отсутствует необходимый уклон балконной плиты.
Выявленные в ходе визуально-инструментального обследования зазоры могут являться как следствием некачественно проведенных работ по ремонту фасада в рамках капитального ремонта многоквартирного дома, так и следствием длительного воздействия атмосферных осадков, попадающих между наружной стеной фасада и теплоизоляционным материалом, что в свою очередь могло привезти к возникновению данного зазора, вследствие колебания температуры (циклов замерзания и оттаивания) (л.д. 183-215).
Из исследовательской части заключения эксперта следует, что согласно ГОСТ 30971-2012 «Швы монтажные узлов примыкания оконных блоков к стеновым проемам. Общие технические условия» (п. Г.2.2), при установке оконного слива в узлах примыкания к стеновому проему и коробке оконного блока необходимо обеспечивать условия, исключающие попадание влаги в монтажный шов, а под сливами следует устанавливать прокладки (гасители), снижающие шумовое воздействие дождевых капель. Угол наклона слива должен быть не менее 100° от вертикальной плоскости.
В ходе проведенного обследования, экспертом выявлены нарушения при установке оконного слива в узлах примыкания слива к оконному блоку, а именно отсутствие плотного примыкания, а также отсутствие уклона слива, что не позволяет осуществлять нормальную работу водоотведения осадков от оконной конструкции (балконного блока).
Порядок монтажа теплоизоляционного слоя СФТК регламентирован сводом правил (СП) 293.1325800.2017, в соответствии с которыми теплоизоляционный слой СФТК на вертикальных и горизонтальных внешних углах здания, углах оконных и дверных проемов, а также в местах его окончания (разрыва) усиливают пластиковыми уголками (с приклеенной к ним полосами фасадной рядовой стеклосетки или без нее). На горизонтальные углы над оконными и дверными проемами устанавливают пластиковые уголки с капельником. Если оконные и дверные блоки утоплены по отношению к плоскости фасада, а откос подлежит утеплению, то сначала устанавливают теплоизоляционные плиты основной плоскости фасада с необходимым напуском вовнутрь проема, а затем подготовленные по размеру заготовки приклеивают на откосы. Теплоизоляционные плиты следует устанавливать вплотную друг к другу, а в случае возникновения зазоров более 2 мм их необходимо заполнить материалом теплоизоляционного слоя. Подоконные отливы устанавливают в соответствии с проектной документацией. Зазоры между поверхностью СФТК и краями отливов заполняют фасадным герметиком. Тип герметика указывают в ППР. Не допускается нарушение целостности системы в процессе установки оконных отливов.
В ходе проведенного обследования, экспертом выявлены следующие нарушения: отсутствие пластиковых уголков с капельником на углах оконных проемов, отсутствие необходимого напуска теплоизоляционной плиты внутрь проема, а также наличие зазора между наружной стеной фасада и теплоизоляционным материалом.
Следует отметить, что наличие зазоров между наружной стеной главного фасада и утеплителем фасада были выявлены еще при проведении проверки ГЖИ ВО 16.03.2020 года. В соответствии с актом проверки №02-05/687 от 16.03.2020 именно наличие зазоров между стеной и фасадом является причиной намокания конструктивных элементов <адрес>, а также попадания влаги в квартиру истца.
Суд считает, что при принятии решения по настоящему спору следует руководствоваться заключением эксперта ООО «Правовая экспертиза ЦВС» №4415 от 11.03.2021. Заключение является мотивированным в своих выводах и объективным. Эксперт, составивший данное заключение, был предупрежден об уголовной ответственности за составление заведомо ложного заключения. Также суд учитывает, что ходатайств о назначении дополнительной или повторной экспертизы сторонами так же не заявлялось.
В соответствии с положениями ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.
Согласно объяснениям истицы и ее представителя в ходе рассмотрения дела протечка осадков в квартиру началась после завершения капитального ремонта фасада дома, остекление балкона было проведено раньше капитального ремонта.
Доказательства отказа истицы от оштукатуривания откосов оконного проема ответчика и третье лица ООО «ВоронежТехСтрой» суду не представили.
Учитывая, что недостатки в <адрес> многоквартирного <адрес> в виде поврежденных углов СФТК в оконном откосе; отсутствие напуска теплоизоляционной плиты на коробку окна; установка отливов оконного блока с нарушением гидроизоляции, отсутствие уклона и плотного примыкания; наличие зазоров между наружной стеной и теплоизоляционным материалом; отсутствие над оконными проемами горизонтального пластикового уголка с капельником; нарушение целостности покрытия кровли, а именно наблюдение зазоров, волны листов, неровности картин; нарушение отвода атмосферных осадков с кровли; отсутствие необходимого уклона балконной плиты, подтверждаются экспертным заключением №4415 от 11.03.2021, при этом подрядчиком, осуществлявшим капитальный ремонт фасада многоквартирного <адрес> являлось ООО «ВоронежТехСтрой», а заказчиком - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области, принимая во внимание, что попадание атмосферных осадков в квартиру имело место после завершения капитального ремонта, его недостатки подтверждены документально, суд приходит к выводу, что исковые требования Грибцовой Т.Н. к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области о возложении обязанности устранить недостатки, допущенные при проведении капитального ремонта фасада многоквартирного жилого <адрес>, указанные в просительной части уточненного искового заявления являются обоснованными и доказанными, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Возложить обязанность на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области устранить недостатки, допущенные при проведении капитального ремонта фасада многоквартирного жилого <адрес>, а именно:
- устранить нарушение при установке оконного слива в узлах примыкания слива к оконному блоку, обеспечив плотное примыкание, а также уклон согласно ГОСТу 30971-2012;
- установить пластиковые уголки с капельником на углах оконных проемов;
- установить теплоизоляционную плиту с необходимым напуском теплоизоляционной плиты внутрь проема;
- устранить зазор между наружней стеной фасада и теплоизоляционным материалом.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья С.А. Панин
Решение суда изготовлено в окончательной форме 12 апреля 2021 года.