№ 2-480/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2012 года с. Черный Яр Астраханской области
Черноярский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Джумалиева Н.Ш.,
при секретаре Супрунюк М.М.,
с участием заявителя Якубовой Н.Э.,
представителя заинтересованного лица Самитова Р.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Якубовой Н.Э. в интересах Якубова Э.А. о признании незаконным распоряжения об отказе в постановке на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязании устранить нарушения закона,
УСТАНОВИЛ:
Якубова Н.Э. обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что ее отец Якубов Энмар Абдрахманович является инвалидом второй группы, участником Великой Отечественной Войны, проживает в домовладении по ул. Н, д.** в с. Н Черноярского района Астраханкой области. Указанное домовладение требует ремонта, поскольку у него пришли в негодность стойки под домом, нижние венцы, осыпалась завалинка. Также требует ремонта пол, печь. В доме не имеется централизованного отопления, водоснабжения, газоснабжения, канализации. Ввиду преклонного возраста ее отец не может проживать в этом доме. Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945» установлено, что при наличии у ветерана ВОВ жилого помещения площадью менее 36 кв. м., он должен обеспечиваться жильем со стороны государства. Якубов Э.А. обратился в Администрацию МО «***» с заявлением о постановке его на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, но распоряжением от *** года № ** ему было отказано в удовлетворении обращения. Считая отказ необоснованным, поскольку он противоречит изложенным в заявлении доводам, Якубова Н.Э. в интересах Якубова Э. А. просила признать распоряжение незаконным и обязать постановить ее отца на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Якубов Э.А. при надлежащем извещении на судебное заседание не явился, представляющая его интересы Якубова Н.Э. поддержала заявленные требования, дополнительно пояснила, что в с. Н, где живет ее отец, не имеется централизованной канализации, водоснабжения, теплоснабжения и газоснабжения. Ее отец не может жить в своем доме и желает получить от государства квартиру, в связи с чем и обратился с заявлением о постановке его на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Представитель заинтересованного лица – глава Администрации «**» Самитов Р.З. заявил, что согласен с требованиями заявителя, поскольку Якубов Э.А. является ветераном ВОВ и заслужил право иметь отдельное жилье. Одновременно он пояснил, что село Н. не обеспечено централизованной канализацией, водоснабжением, теплоснабжением и газоснабжением. Сообщил, что после получения копии материалов дела им с участием членов комиссии по проверке жилищных условий был обсужден вопрос об отмене оспариваемого распоряжения, но члены комиссии отказались изменять принятое решение. Вместе с тем пояснил, что члены комиссии не являются специалистами в области санитарных, противопожарных, строительных, инженерных правил, не осуществляют функции контроля в указанных областях.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона РФ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Из паспорта сер *** от *** года, удостоверения сер. ** № ***, справки сер. *** № ***, регистрационного удостоверения № ** от *** года, сообщения ФМС следует, что Якубов Э.А. является участником Великой Отечественной Войны 1941-1945г. Ему присвоена вторая группа инвалидности. Он проживает в собственном доме жилой площадью ** кв. м, расположенном в с. Н Черноярского района Астраханской области по ул. Н. д.**. Кроме него, никто по указанному адресу не зарегистрирован.
В соответствии с ч. 3-7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Из акта проверки жилищных условий заявителя от *** года, распоряжения № ** от *** года следует, что Якубов Э.А. обратился с заявлением о постановке его на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Администрацию МО «***». По его заявлению было проведено обследование дома, он был признан пригодным для проживания, в удовлетворении его обращения о постановке на очередь было отказано.
Однако суд считает, что акт проверки и распоряжение администрации являются незаконными по следующей причине.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Из показаний представителя Администрации МО «****» Самитова Р.З. следует, что никто из членов комиссии, обследовавших дом заявителя, не являлся представителем органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости.
Соответственно акт проверки жилищных условий заявителя и изданное на его основании распоряжение являются незаконными. В связи с чем распоряжение подлежит отмене.
Поскольку функции по определению пригодности жилья для проживания вправе осуществлять лишь специально созданная комиссия, суд считает невозможным в процессе рассмотрения настоящего заявления решить вопрос о постановке заявителя на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Суд считает необходимым обязать Администрацию провести обследование жилищных условий заявителя силами комиссии, созданной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 и принять решение по заявлению Якубова Э.А. в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «***» ░░ *** ░░░░ № ** «░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ «***»».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «***» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 28 ░░░░░░ 2006 ░░░░ № 47 ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░