Дело № 92RS0003-01-2020-001577-54
Производство № 2-1330/2020
Категория № 2.209
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 20.07.2020 года
Мотивированное решение составлено 24.07.2020 года
г. Севастополь 20 июля 2020 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Струковой П.С.,
при секретаре судебного заседания – Цурцумия К.М.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Ленинского района г. Севастополя Белоконной Я.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района города Севастополя, поданное в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о понуждении совершить действия,
У С Т А Н О В И Л:
В Ленинский районный суд города Севастополя поступило гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района города Севастополя, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором истец просит обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, привести защитные сооружения, расположенные по адресам: <адрес> (Инв. №); <адрес> (Инв. №); <адрес> (Инв. №); <адрес> (Инв. №); <адрес> (Инв. №) в городе Севастополе, путем обеспечения защитных сооружений гражданской обороны: - журналами проверки состояния защитного сооружения гражданской обороны; сигналами оповещения гражданской обороны; планами защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; списками личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационными схемами водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационными схемами электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны; инструкциями по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкциями по использованию средств индивидуальной защиты; инструкциями по противопожарной безопасности; правилами поведения, укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны; журналами учета обращений, укрываемых за медицинской помощью; журналами регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схемами эвакуации укрываемых из очага поражения (п. 3.6 - Правил). Паспортами и обязательными приложениями к ним, (п. 1.2, п. 2.2. – Правил). Обозначениями при входах в защитные сооружения гражданской обороны, представляющими собой прямоугольник белого цвета размером не менее 50 х 60 см. Надписи - черного цвета. Высота букв - 3-5 см, ширина - 0,5-1,0 см. (п. 6.2.1 Правил). Указателями маршрута в защитное сооружение гражданской обороны с указанием расстояния в метрах до входа (п. 6.2.3 Правил). Аварийными баками с запасом воды (п. 3.2.2 п. 3.2.20, п. 4.5.2 Правил). Опечатать помещения санузлов. Оснастить помещении санузлов санитарным оборудованием (п. 3.2.2– Правил). Обеспечить противопожарным имуществом, а именно (огнетушитель - 1 шт. на каждые 300 м2 пола сооружения, ящик с песком - 1 шт. на каждые 300 м2 пола сооружения) (п. 6.1.1 Правил). Защитно-герметические двери окрасить синтетическими красками в серый цвет (п. 3.2.10 Правил). Ставни окрасить синтетическими красками в серый цвет (п. 3.2.10 Правил). На защитно-герметических дверях указать порядковой номер (номер наноситься белой краской с наружной и внутренней стороны «Дверь №1, и т.д.) (п. 6.2.2 Правил). На ставне указать порядковой номер (номер наноситься белой краской с наружной и внутренней стороны «Ставень №1, и т.д.) (п. 6.2.2 Правил). Привести в соответствие требованиям защитно-герметические свойства ЗС ГО (п. 3.2.1 Правил). Оснастить оборудованием систем вентиляции (п. 3.2.2– Правил).
Исковые требования мотивированы следующим. В ходе проведения проверки соблюдения требований об антитеррористической защищенности объектов гражданской обороны города Севастополя, прокуратурой Ленинского района города Севастополя установлено, что в нарушение требований действующего законодательства ответчиком - Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя допущены вышеуказанные нарушения, что дает прокурору право обратиться в суд, в связи с нарушением права неопределенного круга лиц на защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района города Севастополя заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Департамент по имущественным земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причин неявки суду не представили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Представил суду письменные возражения, в соответствии с которыми просил заменить ответчика по указанному гражданскому делу на Департамент по общественной безопасности города Севастополя, полагая, что все указанные нарушения находятся в пределах его компетенции.
Представители третьих лиц – Правительства города Севастополя, Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Центр», Департамента по общественной безопасности города Севастополя, Государственного казенного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба города Севастополя» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причин неявки суду не представили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав мнение представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему выводу.
На основании распоряжения Правительства Севастополя от 29.05.2015 № 463-РП «О включении в реестр собственности города Севастополя и закреплении на соответствующем праве за государственными предприятиями и учреждениями Севастополя защитных сооружений гражданской обороны города Севастополя» необходимо включить в реестр собственности города Севастополя государственное имущество, являющееся собственностью города Федерального значения Севастополя согласно приложениям 1,2,3 к настоящему распоряжению.
Согласно приложению № 1 к распоряжению Правительства Севастополя от 29.05.2015 № 463-РП на праве хозяйственного ведения за ГУПС «Управляющая компания «Центр» закреплено 25 защитных сооружений гражданской обороны (далее – ЗС ГО) города Севастополя.
Как следует из выписки ЕГРЮЛ 26.01.2019 создано юридическое лицо ООО «Управляющая компания «Центр» (далее – ООО «УК «Центр») путем реорганизации, правопредшественником является ГУПС «УК «Центр».
Вместе с тем, в результате преобразования названной управляющей компании в ООО «УК «Центр» вопрос о закреплении указанных ЗС ГО за определенным хозяйствующим субъектом до настоящего времени не решен.
Согласно распоряжению Правительства города Севастополя от 29.05.2020 года № 463-РП, указанные ЗС ГО включены в имущество казны города Севастополя.
В силу п. 5.1. распоряжения Правительства Севастополя от 29.05.2015 № 463-РП, на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя возложена обязанность по передаче имущества, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения, по актам приема передачи.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона города Севастополя от 29.09.2015 № 179- ЗС «Об имущественной казне города Севастополя» (далее Закон № 179-ЗС) имущественная казна города Севастополя формируется из движимого и недвижимого имущества, которое не передано в хозяйственное ведение государственных унитарных предприятий города Севастополя, оперативное управление казенных предприятий города Севастополя или учреждений города Севастополя и в отношении которого город Севастополь осуществляет права собственника.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны, определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне.
Статья 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», закрепляет принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, согласно которым мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.
Проверка показала, что состояние указанных ЗС ГО оценивается как неудовлетворительное, поскольку готовность к переводу на режим защитных сооружений, а также необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, не обеспечена.
Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила МЧС).
Согласно п. 1.2 Правил МЧС, их требования должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, противорадиационных укрытий и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
В силу п. 5.1. распоряжения Правительства Севастополя от 29.05.2015 № 463-РП, на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя возложена обязанность по передаче имущества, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения, по актам приема передачи.
Проверкой установлено, что до настоящего времени Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя передача имущества, указанного в п. 1 распоряжения Правительства Севастополя от 29.05.2015 № 463-РП, не осуществлена.
Судом установлено, и усматривается из материалов дела, что прокуратурой района в феврале 2020 года с участием специалистов ГУ МЧС России по городу Севастополю проведена проверка, которой выявлены нарушения при эксплуатации ЗС ГО расположенных по адресу: <адрес> (Инв. №); <адрес> (Инв. №); <адрес> (Инв. №); <адрес> (Инв. №); <адрес> (Инв. №) в городе Севастополе, о чем свидетельствует письмо УНДиПР ГУ МЧС России по <адрес> № от 11.02.2020.
В ходе проведения вышеуказанной проверки были установлены следующие нарушения: в нарушение ст. 1 Федерального закона № 28-ФЗ, ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ, ст. 7 Федерального Закона № 68-ФЗ, Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 (Правила) на защитное сооружение гражданской обороны расположенное по адресу <адрес>, отсутствуют: журнал проверки состояния защитного сооружения гражданской обороны; сигналы оповещения гражданской обороны; план защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационная схема электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкция по противопожарной безопасности; правила поведения, укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны; журнал учета обращений, укрываемых за медицинской помощью; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения (п. 3.6 - Правил). Паспорт и обязательные приложения к нему, отсутствуют (п. 1.2, п. 2.2. – Правил). Отсутствует обозначение при входе в защитных сооружений гражданской обороны, обозначения представляет собой прямоугольник белого цвета размером не менее 50 х 60 см. Надписи - черного цвета. Высота букв - 3-5 см, ширина - 0,5-1,0 см. (п. 6.2.1 Правил). Отсутствуют указатели маршрута в защитное сооружение гражданской обороны с указанием расстояния в метрах до входа (п. 6.2.3 Правил). Отсутствуют аварийные баки запасов воды (п. 3.2.2 п. 3.2.20, п. 4.5.2 Правил). Помещения санузлов не закрыты и не опечатаны, не проводятся периодические осмотры и ремонты (п. 3.2.24 Правил). В помещении санузла демонтировано оборудование (унитаз) (п. 3.2.2– Правил). ЗС ГО не обеспечено противопожарным имуществом, а именно (огнетушитель– 1 шт. на каждые 300 м2 пола сооружения, ящик с песком – 1 шт. на каждые 300 м2 пола сооружения) (п. 6.1.1 Правил). Защитно-герметические двери не окрашены синтетическими красками в серый цвет (п. 3.2.10 Правил). Ставни не окрашены синтетическими красками в серый цвет (п. 3.2.10 Правил). На защитно-герметических дверях не указан порядковой номер (номер наноситься белой краской с наружной и внутренней стороны «Дверь №1, и т.д.) (п. 6.2.2 Правил). На ставне не указан порядковой номер (номер наноситься белой краской с наружной и внутренней стороны «Ставень №1, и т.д.) (п. 6.2.2 Правил). Не обеспечена сохранность защитно-герметических свойств ЗС ГО (п. 3.2.1 Правил). Допускается демонтаж оборудования установки системы вентиляции (п. 3.2.2– Правил).
Аналогичные факты выявлены проверкой защитных сооружений расположенных по <адрес> (Инв. №); <адрес> (Инв. №); <адрес> (Инв. №); <адрес> (Инв. №) в городе Севастополе.
Таким образом, защитные сооружения гражданской обороны требуют ремонтных работ по приведению в надлежащее состояние, а уклонение от их передачи в хозяйственное ведение и, как следствие, неприведение объектов ЗС ГО в надлежащее состояние исключает возможность безопасного пребывания лиц, укрываемых в защитном сооружении, как в случае совершения террористических акций, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В силу ст. 1 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В целях реализации государственной политики в области гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны (ст.13 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998).
В соответствии с п. 2 «Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 1309 от 29.11.1999, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с приказом МЧС России № 575 от 21.07.2005 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время», содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений для безопасного пребывания в них укрываемых, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Доказательств устранения указанных нарушений ответчиком не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд считает исковые требования о понуждении ответчика к устранению нарушений законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес>, поданное в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес> – удовлетворить в полном объеме.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, привести защитные сооружения, расположенные по адресам: <адрес> (Инв. №); <адрес> (Инв. №); <адрес> (Инв. №); <адрес> (Инв. №); <адрес> (Инв. №) в городе Севастополе, путем обеспечения защитных сооружений гражданской обороны: - журналами проверки состояния защитного сооружения гражданской обороны; сигналами оповещения гражданской обороны; планами защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; списками личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационными схемами водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационными схемами электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны; инструкциями по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкциями по использованию средств индивидуальной защиты; инструкциями по противопожарной безопасности; правилами поведения, укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны; журналами учета обращений, укрываемых за медицинской помощью; журналами регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схемами эвакуации укрываемых из очага поражения (п. 3.6 - Правил). Паспортами и обязательными приложениями к ним, (п. 1.2, п. 2.2. – Правил). Обозначениями при входах в защитные сооружения гражданской обороны, представляющими собой прямоугольник белого цвета размером не менее 50 х 60 см. Надписи - черного цвета. Высота букв - 3-5 см, ширина - 0,5-1,0 см. (п. 6.2.1 Правил). Указателями маршрута в защитное сооружение гражданской обороны с указанием расстояния в метрах до входа (п. 6.2.3 Правил). Аварийными баками с запасом воды (п. 3.2.2 п. 3.2.20, п. 4.5.2 Правил). Опечатать помещения санузлов. Оснастить помещении санузлов санитарным оборудованием (п. 3.2.2– Правил). Обеспечить противопожарным имуществом, а именно (огнетушитель - 1 шт. на каждые 300 м2 пола сооружения, ящик с песком - 1 шт. на каждые 300 м2 пола сооружения) (п. 6.1.1 Правил). Защитно-герметические двери окрасить синтетическими красками в серый цвет (п. 3.2.10 Правил). Ставни окрасить синтетическими красками в серый цвет (п. 3.2.10 Правил). На защитно-герметических дверях указать порядковой номер (номер наноситься белой краской с наружной и внутренней стороны «Дверь №1, и т.д.) (п. 6.2.2 Правил). На ставне указать порядковой номер (номер наноситься белой краской с наружной и внутренней стороны «Ставень №1, и т.д.) (п. 6.2.2 Правил). Привести в соответствие требованиям защитно-герметические свойства ЗС ГО (п. 3.2.1 Правил). Оснастить оборудованием систем вентиляции (п. 3.2.2– Правил).
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.
Судья П.С. Струкова