Мотивированное решение от 26.07.2023 по делу № 02а-0301/2023 от 24.01.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2023 года        адрес

Черемушкинский районный суд адрес в составе судьи Ивакиной Н.И., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-301/23 по административному иску Серегиной * об оспаривании действий, обязании совершить действия,

 

установил:

Серегина О.А. обратилась в суд с административным иском, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, об оспаривании действий, обязании совершить действия.

В обоснование своих требований Серегина О.А. указала, что на исполнении в  Черемушкинском ОСП ГУФССП России по адрес находится исполнительное производство № 139210/22/77033-ИП, возбужденное 25 августа 2022 года в отношении должника фио, предметом исполнения которого является взыскание алиментов на содержание детей в пользу Серегиной О.А. В рамках данного исполнительного производства 03 октября 2022 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, согласно которому должнику Матюшину А.Ю. определена задолженность по уплате алиментов за период с 23.08.2019 по 13.12.2020 по состоянию на 03.10.2022 в размере сумма. С данным постановлением о расчете задолженности административный истец Серегина О.А. не согласна,  поскольку судебным приставом-исполнителем не учтена ранее числящаяся за должником  задолженность по уплате алиментов в размере сумма, определенная на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 19 октября 2017 года в рамках ранее возбужденного исполнительного производства № 37735/16/77048-ИП от 12.12.2016

Административный истец с учетом уточнений к иску просит признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Черемушкинского ОСП ГУФССП России по адрес фио, выразившиеся в вынесении постановления о расчете задолженности по алиментам от 03 октября 2022 года; обязать судебного пристава-исполнителя Черемушкинского ОСП ГУФССП России по адрес фио отменить постановление о расчете задолженности по алиментам от 03 октября 2022 года и обязать произвести перерасчет задолженности по алиментам с учетом задолженности, установленной постановлением от 19 октября 2017 года в рамках исполнительного производства №  37735/16/77048-ИП от 12.12.2016, согласно которому задолженность по алиментам фио по состоянию на 17.10.2017 составляет сумма

Административный истец Серегина О.А. и ее представитель в судебное заседание явились,  административный иск с учетом уточнений к иску поддержали в полном объеме.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Черемушкинского ОСП ГУФССП России по адрес фио в судебное заседание явилась, в удовлетворении административных исковых требованиях просила отказать ввиду их необоснованности по основаниям, указанным в отзыве на иск.

Представители административных ответчиков: Черемушкинского ОСП ГУФССП России по адрес, ГУФССП России по адрес в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заинтересованное лицо Матюшин А.Ю. в судебное заседание явился, в удовлетворении административных исковых требованиях просил отказать ввиду их необоснованности по основаниям, указанным в отзыве на иск с учетом дополнений к ним.

Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 360 КАС РФ   постановления   главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство должно осуществляться на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

В силу статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на адрес, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);  производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; взыскивать исполнительский сбор; обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;  устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам установлен частью 2 статьи 102 Закона об исполнительном производстве, согласно которой размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя, исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.

Расчет задолженности по алиментам оформляется постановлением, вынесенным в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно требованиям ст. 113 СК РФ 1. Взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию.

2. В тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа или на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного пунктом 2 статьи 107 настоящего Кодекса трехлетнего срока.

3. Размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Как следует из материалов дела, решением мирового судьи судебного участка № 61 адрес, и.о мирового судьи судебного участка № 60 адрес, от 27.11.2008 с фио в пользу Серегиной О.А. взысканы алименты на содержание двоих несовершеннолетних детей: фио, паспортные данные, фио, паспортные данные, в размере 1/3 части всех видов заработка и (или) иного дохода, ежемесячно, начиная с 23.10.2008 года и до совершеннолетия детей.

На основании дубликата исполнительного листа ВС № 068941117, выданного 17.11.2016 мировым судьей судебного участка № 61 адрес, и.о мирового судьи судебного участка № 60 адрес, 12 декабря 2016 года судебным приставом-исполнителем  МО по ВАП № 1 УФССП России по адрес в отношении фио возбуждено исполнительное производство № 37735/16/77048-ИП о взыскании алиментов на содержание детей в пользу Серегиной О.А.

19 октября 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, согласно которому должнику Матюшину А.Ю. за период с 01.07.2017 по 16.10.2017 определена задолженность в размере сумма

07 ноября 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю на основании п. 1 ч. 1 ст. 46, п. 3 ч. 1 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с подачей взыскателем Серегиной О.А. заявления о возврате исполнительного документа.

В последующем исполнительный лист не предъявлялся взыскателем Серегиной О.А. к исполнению вплоть до 23 августа 2022 года.

Как следует из материалов дела, 23 августа 2022 года Серегина О.А.  обратилась в Черемушкинский ОСП ГУФССП России по адрес с заявление о возбуждении исполнительного производства на основании дубликата исполнительного листа ВС № 068941117.

 На основании данного исполнительного листа 25 августа 2022 судебным приставом-исполнителем Черемушкинского ОСП ГУФССП России по адрес в отношении фио возбуждено исполнительное производство № 139210/22/77033-ИП о взыскании алиментов на содержание детей в пользу Серегиной О.А.

В рамках данного исполнительного производства 03 октября 2022 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, согласно которому должнику Матюшину А.Ю. за период с 23.08.2019 по 13.12.2020 по состоянию на 03.10.2022г. определена задолженность в размере сумма

Доводы административного истца о незаконности постановления от 03 октября 2022 года, о том, что при расчете задолженности судебный пристав-исполнитель должен был учесть ранее вынесенное постановление о расчете задолженности от 19 октября 2017 года, вынесенное в рамках исполнительного производства № 37735/16/77048-ИП, судом отклоняются по следующим основаниям.

Исходя из системного толкования норм права алименты за период, предшествовавший предъявлению исполнительного документа, взыскиваются независимо от трехлетнего срока, но не ранее присуждения алиментов, только в том случае, если задолженность образовалась в результате виновных действий лица, обязанного уплачивать алименты (должника в исполнительном производстве), то есть в случае уклонения от уплаты алиментов различными способами. При отсутствии вины обязанного уплачивать алименты лица задолженность может быть взыскана лишь за предшествующие предъявлению исполнительного листа три года.

Следовательно, судебный пристав вправе определить период задолженности по алиментам, превышающий три года со дня предъявления исполнительного документа, исключительно в случае установления им, обстоятельств, свидетельствующих о том, что удержание алиментов не производилось в результате виновного поведения должника.

В рассматриваемом случае ранее возбужденное в отношении фио исполнительное производство № 37735/16/77048-ИП о взыскании алиментов на содержание детей было окончено на основании п. 1 ч. 1 ст. 46, п. 3 ч. 1 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с подачей взыскателем Серегиной О.А. заявления о возврате исполнительного документа. В дальнейшем взыскание алиментов не производилось в связи с тем, что исполнительный лист находился у взыскателя и не предъявлялся Серегиной О.А. к исполнению.

При таких обстоятельствах, при отсутствии вины должника в уплате алиментов, вопреки утверждению административного истца, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для расчета задолженности за весь период, предшествовавший предъявлению исполнительного листа.

Таким образом, исследовав в совокупности все представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что административный ответчик действовал в пределах предоставленных ему полномочий, нарушений закона при ведении исполнительного производства судом не установлено. Действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о расчете задолженности соответствовали требованиям закона, целям и задачам исполнительного производства. Оспариваемое постановление соответствует требованиям закона, оснований для его отмены, а равно, как и оснований для перерасчета задолженности суд не усматривает.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что совокупность оснований для признания незаконными действий, постановления судебного пристава-исполнителя Черемушкинского ОСП ГУФССП России по адрес, как несоответствие закону и нарушение прав административного истца, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного иска следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

 

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ * ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

 

░░░░░                                                                                        ░.░. ░░░░░░░

 

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 26 ░░░░ 2023 ░░░░

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

02а-0301/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении, 19.07.2023
Истцы
Серегина О.А.
Ответчики
ОСП ГУФССП
ГУФССП России по г. Москве
Суд
Черемушкинский районный суд
Судья
Ивакина Н.И.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
26.07.2023
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее