К делу №2-298/2014г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 сентября 2014 года пос.Тульский
Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего Юрченко Н.И.
при секретаре Ходовой Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Снегурского Сергея Вячеславовича к Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз), Филиалу ФГУП «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект», Управлению лесами Республики Адыгея, Территориальному Управлению Росимущества в Республике Адыгея о признании межевания незаконным, акта согласования границ недействительным, исправлении кадастровой ошибки и установлении границ земельного участка,
у с т а н о в и л :
Снегурский С.В. обратился в суд с вышеназванным иском.
В заявлении указал следующее.
Онна основании постановления главы местного самоуправления Тульского поселкового округа № от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка, площадью 523 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, кадастровый номер № №, расположенного по адресу: <адрес> (что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ г.).
Границы указанного земельного участка были закреплены в натуре, о чем был составлен акт о закреплении границ участка от ДД.ММ.ГГГГ г.
Также был составлен акт разбивки от ДД.ММ.ГГГГ г., в котором имеется чертеж с установленными границами его земельного участка.
Кроме того, был составлен и согласован с начальником отдела архитектуры и строительства, а также с начальником пожарной инспекции Генплан застройки от ДД.ММ.ГГГГ г..
ДД.ММ.ГГГГ им было получено разрешение на право производства строительных работ по индивидуальной застройке.
Во всех указанных документах имеются сведения о длинах границ его участка. Согласно указанным документам границы моего земельного участка составляют с севера-30,0 м., с юга- 20,0 м., с востока- 24, 0 м., с запада -20,0 м..
В соответствии с разрешением на строительство и проектом он построил на указанном участке жилой дом.
Оформляя документы на построенный дом, получил на него кадастровый паспорт здания от ДД.ММ.ГГГГ, из которого видно, что часть построенного им дома, якобы, расположена на другом земельном участке.
Желая разобраться, в чем дело, выяснил, что, оказывается, было проведено межевание соседнего земельного участка с кадастровым номером №, оформленное межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ г.. Заказчиком кадастровых работ по данному межеванию является ФГУ «Рослесресурс».
В соответствии со ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно ч. 1 ст. 39 ФЗ РФ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с ч. 3 той же статьи согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками, в том числе, на праве собственности.
В силу ч.2 ст. 40 того же ФЗ местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, либо если надлежаще извещённое заинтересованное лицо не представило письменных возраженийпротив согласования местоположения границ. При этом в соответствии с ч. 7 ст. 39 ФЗ РФ согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласно ч. 8-10 ст. 39 ФЗ РФ в случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты.
Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. При проведении согласования местоположения границ земельных участков в индивидуальном порядке требования настоящей статьи о порядке извещения заинтересованных лиц не применяются.
Поэтому, если проводилось согласование границ в индивидуальном порядке, то подлежали применению прежние правила извещения заинтересованных лиц, предусмотренные пп. 8.1 и 8.2 Инструкции по межеванию земель, утв. Роскомземом 08.04.1996 года, согласно которых собственники, владельцы и пользователи размежевываемого и смежных с ним земельных участков заблаговременно, не позднее, чем за 2 дня до начала работ, извещаются о времени проведения межевых работ.
Извещения вручаются под расписку с указанием времени вручения. Извещения и расписки составляются в 2 экземплярах, один экземпляр из которых подшивается в межевое дело.
Кроме того, процедура землеустроительных работ при образовании новых и упорядочении существующих земельных участков установлена Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными руководителем Федеральной, службы земельного кадастра РФ 17.02.2003г., разработанными в соответствии с Положением о проведении территориального землеустройства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от
07.06.2002г. N 396 (далее - Методические рекомендации) (на эти методические рекомендации ссылался и сам кадастровый инженер в межевом плане от 22.09.2011г.
Пунктом 11 Методических рекомендаций предусмотрено, что лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления), не позднее, чем за 7 календарных дней до начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания. При составлении карты (плана) объекта землеустройства исполнителем работ дополнительно направляются письменные запросы о наличии на территории объекта землеустройства принадлежащих иным лицам инженерных коммуникацийи (или) их охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель.
Согласно п. 12 Методических рекомендаций Извещение (Приложение 2) передается заинтересованным лицам под расписку (Приложение 3) или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (например, регистрируемое почтовое отправление с отметкой "Вручить лично", с заказными уведомлениями о вручении непосредственно адресатам). Извещения и расписки составляют в двух экземплярах, один из которых приобщают к землеустроительному делу.
Определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей.
Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ (п. п. 14.1 и 14.4 Методических рекомендаций). 14.3. При неявке на процедуру согласования границ кого-либо из вышеуказанных лиц или отказе от участия в процедуре согласования границ (непредставление мотивированного отказа в согласовании границы) в акте согласования границ фиксируется их отсутствие или отказ от участия в процедуре согласования границ, а по границе объекта землеустройства проводится предварительное межевание.
В течение тридцати календарных дней этим лицам направляются повторные уведомления с указанием срока явки для согласования или предоставления мотивированного отказа в согласовании границ по результатам предварительного межевания. В случае неявки в течение Указанного срока или непредставления мотивированного отказа в согласовании границы, границы объекта землеустройства считаются установленными.
Однако, его как собственника земельного участка, смежного с межующимся земельным участком, никто о предстоящем межевании не уведомлял, никаких извещений ему не направлял. Никаких актов согласования границ, расписок и других документов, связанных с межеванием, он не подписывал.
Более того, с 2009 года он строил дом, и уже в момент проведения межевания, там стояла коробка с крышей, были подведены инженерные коммуникации (свет, газ), и если бы были направлены письменные запросы, предусмотренные п. 11 Методических рекомендаций, то межевание участков подобным образом (сквозь его дом) не состоялось бы.
Полагал, что поскольку уточнение местоположения границы и площади земельного участка, кадастровый номер № №, расположенного по адресу: <адрес> было определено без его надлежащего уведомления и участия, то содержащийся в межевом плане акт согласования границ, является незаконным и недействительным.
Соответственно, незаконным является и само межевание.
Согласно ч.1 ст. 28 ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» ошибками в государственном кадастре недвижимости являются техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета, а также воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости(далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В данном случае имеет место кадастровая ошибка в сведениях, допущенная при кадастровом учёте земельного участка кадастровый номер № №, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку она допущена из-за неправильного определения ответчиками границ и площади земельного участка.
В соответствии с ч. 4 ст. 28 ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, в частности, на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Поэтому в данном случае необходимо устранить кадастровую ошибку, путём исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером № №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, внесенных на основании незаконного межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ г., составленного в связи с уточнением местоположения границы земельного участка № №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
Также необходимо восстановить границы и площадь его земельного участка, площадью 523 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов -для индивидуального жилищного строительства, кадастровый номер № №, расположенного по адресу: <адрес>, существовавшие до незаконного межевания, а именно в соответствии с чертежом земельного участка, содержащимся в акте о закреплении границ в натуре от ДД.ММ.ГГГГ г..
Согласно ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости» споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ч. 1 ст. 60 и ч.1 ст. 61 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:
признания судом недействительным акта органа местного самоуправления, повлекшего за собой нарушение права на земельный участок.
В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе в случае самовольного занятия земельного участка. При этом в силу пп. 4 п. 2 указанной статьи ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Согласно ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Следовательно, он, как собственник земельного участка, вправе требовать от ответчиков устранения нарушений моего права путём восстановления его границ и площади, существовавших до проведения межевания, оформленного межевым планом.
В суде Снегурский С.В. изменил исковые требования и просил признать незаконным межевание земельного участка, кадастровый номер № №, расположенного по адресу: <адрес>, оформленное межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ по упорядочиванию границ земельного участка; признать недействительным акт согласования границ земельного участка,
кадастровый номер № №, расположенного по адресу: <адрес>, если таковой имеется в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ года; признать кадастровой ошибкой сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учёте земельного участка земельного участка, кадастровый номер № №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, внесенные на основании незаконного межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ года, составленного в связи с уточнением границ земельного участка, кадастровый номер № №, расположенного по адресу: <адрес>, и исключить их из государственного кадастра недвижимости; установить границы и площадь земельного участка кадастровый номер №№, категория земель: земли населенных пунктов - Для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с чертежом земельного участка, содержащимся в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ.
В суде Снегурский С.В. уточнил исковые требования и просил признать незаконным межевание земельного участка, кадастровый номер
№№, расположенного по адресу: <адрес>, оформленное межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ по упорядочиванию границ земельного участка; признать недействительным акт согласования границ земельного участка,кадастровый номер № №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, имеющийся в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ года; признать кадастровой ошибкой сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учёте земельного участка кадастровый номер №№, расположенного по адресу: <адрес>, внесенные на основании незаконного межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ года, составленного в связи с уточнением границ земельного участка, кадастровый номер № №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>; исправить кадастровую ошибку, признав недействительной государственную регистрацию в государственном кадастре недвижимости земельного участка кадастровый номер № №, расположенного по адресу: <адрес>, Тульское <адрес> в части описания местоположения границ и координатах точек земельного участка; обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельного участка кадастровый номер № №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>; признать кадастровой ошибкой сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учёте земельного участка кадастровый номер №№, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, внесенные на основании незаконного межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ года, составленного в связи с уточнением границ земельного участка, кадастровый номер № №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>; исправить кадастровую ошибку, признав недействительной государственную регистрацию в государственном кадастре недвижимости земельного участка кадастровый номер № №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> в части описания местоположения границ и координатах точек земельного участка; обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельного участка кадастровый номер № №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>; установить границы и площадь земельного участка кадастровый номер № №, категория земель: земли населенных пунктов - Для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с чертежом земельного участка, содержащимся в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Снегурский С.В. уточнил исковые требования и просил признать незаконным межевание земельного участка, кадастровый номер №№, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, оформленное межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ по упорядочиванию границ земельного участка; признать недействительным акт согласования границ земельного участка, кадастровый номер № №, расположенного по адресу: <адрес>, имеющийся в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ года; признать кадастровой ошибкой сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учёте земельного участка кадастровый номер №№, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> входящего в состав земельного участка с кадастровым номером №№, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, внесенные на основании незаконного межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ года, составленного в связи с уточнением границ земельного участка, кадастровый номер № №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>; исправить кадастровую ошибку, признав недействительной государственную регистрацию в государственном кадастре недвижимости земельного участка кадастровый номер № №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> в части описания местоположения границ и координатах точек земельного участка; установить границы и площадь земельного участка кадастровый номер № №, категория земель: земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с чертежом земельного участка, содержащимся в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект»
в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие и представил отзыв, в котором указал следующее.
Филиал ФГУП «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» (далее - филиал) считает, что заявление Снегурского С.В. не обоснованно и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Филиал в рамках государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ года на выполнение работ по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о лесных участках в границах лесничеств Республики Адыгея, подготовил межевой план от ДД.ММ.ГГГГ. в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно статье 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года
№ 221 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее -федеральный закон о кадастре) «согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет)».
В соответствии с п. 5-6 ст. 39 Федерального закона о кадастре согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности. Согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками.
Согласно п. 7-8 ст. 39 указанного Федерального закона о кадастре согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.
В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границвручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в
соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными п. 8 и
п. 21 ч. 2 ст. 7 Федерального закона (при наличии таких сведений),
либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.Опубликование извещения опроведении собрания о согласовании местоположения границ допускается, в случае, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения.
Пунктом 9 Федерального закона о кадастре установлено, что в извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны: сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона; сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона; кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки; порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения; место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ; сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) в письменной форме обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.
Таким образом, опубликование извещения в печатном издании для неопределенного круга лиц, допущенная законодателем, позволяет решить проблему уведомления заинтересованных лиц, при невозможности их уведомить иными, предусмотренными законом способами, либо : практической сложности уведомления, связанной с большим количеством правообладателей смежных земельных участков, установить состав которых затруднительно, как в случае с земельным (лесным) участком с кадастровым номером №, являющимся единым землепользованием, состоящим из 316 обособленных земельных участка. В связи с чем, при формировании межевого плана на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровым инженером проведено согласование границ земельного участка посредством проведения собрания заинтересованных лиц, извещение о котором было опубликовано в официальном печатном издании - газете «Маяк» № 81-82 от 06.08.2011г. Каких-либо возражений заинтересованных лиц о местоположении уточняемых границ лесного участка в письменной форме с их обоснованием представлено не было, таким образом, согласно п. 3 ст. 40 Федерального закона о кадастре местоположение соответствующих границ участка считается согласованным. Результат согласования местоположения границ оформлен кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Учитывая вышеизложенное, согласование границ земельного (лесного) участка с кадастровым номером 01:00:0000000:28 при уточнении их местоположения проведено в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, земельный (лесной) участок не является объектом землеустройства, следовательно, Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными руководителем Федеральной службы земельного кадастра РФ 17.02.2003, разработанными в соответствии с Положением о проведении территориального землеустройства утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 № 396, на которые ссылается истец в своем заявлении, не применимы в отношении выполненных кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №.
Также, следует отметить, что межевой план на земельный участок с кадастровым номером № выполнен в соответствии с утвержденными в установленном порядке материалами лесоустройства (лесоустроительными планшетами) с учетом границ кадастровых кварталов. Право собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 83 06 га, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 01-РА № от ДД.ММ.ГГГГ. Данный земельный участок лесного фонда в соответствии со ст. 8 Лесного Кодекса РФ находится в федеральной собственности и в силу положений лесного законодательства не может находиться в частной собственности.
Истец в своем заявлении ссылается на то, что границы предоставленного ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 523 кв. м с кадастровым номером №, были закреплены в натуре, о чем был составлен акт о закреплении границ участка от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, указанный акт не позволяет однозначно идентифицировать местоположение земельного участка, поскольку в нем отсутствует координатное описание границ участка и сведения о смежных с ним земельных участках. Каких-либо актов о переводе части указанного выше земельного участка, относящегося к «землям лесного фонда» в категорию «земли населенных пунктов» не происходило.
Что касается исправления кадастровой ошибки - кадастровая ошибка может быть квалифицирована только тогда, когда она выявлена в документе, на основании которого сведения внесены в Государственный кадастр недвижимости. Однако, определение местоположения границ и площади земельного (лесного) участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровым инженером проводилось в строгом соответствии с материалами лесоустройства. Межевой план, на основании которого внесены сведения об учёте изменений земельного (лесного) участка в государственный кадастр недвижимости, также соответствует действующим требованиям законодательства к его оформлению.
Просил отказать в удовлетворении требований.
Представитель Федерального агентства лесного хозяйства просил рассмотреть дело в его отсутствие и направил в суд возражения, где указал следующее.
Снегурский С.В. в обоснование своих требований ссылается на то, что на основании свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ является правообладателем земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, границы которого пересекают границы лесного участка с кадастровым номером №.
Федеральное агентство лесного хозяйства исковые требования считает незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность на основании Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736.
В силу пункта 1 указанного Положения Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Таким образом, Рослесхоз не обладает полномочиями по признанию и исключению кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, а также не обладает полномочиями по восстановлению границ и площади земельных участков населенных пунктов.
Вместе с тем на основании статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса российской Федерации.
На основании статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной области в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному постановлением Правительства российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432 Росимущество осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Согласно Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному постановлением Правительства российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Таким образом, надлежащими ответчиками по настоящему спору является Росимущество (как непосредственно, так и в лице ТУ Росимущества по Республике Адыгея) и Росреестр (как непосредственно, так и в лице Управления Росреестра по Республике Адыгея).
Также на основании Указа Президента Республики Адыгея от 11.12.2006 года № 96 «Об изменениях в структуре исполнительных органов государственной власти Республика Адыгея» Управление лесами Республики Адыгея является исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея, осуществляющим государственную политику в области лесных отношений, государственный лесной контроль и надзор, а также полномочия в области лесных отношений, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Требования о признании недействительным акта согласования границ и результатов межевания, а также признании и исключении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости являются необоснованными и незаконными.
Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ошибкой в государственном кадастре недвижимости является техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные заявителем в соответствии со статьей 22 указанного Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Федерального закона № 221-ФЗ).
В то же время нарушения процедуры постановки на кадастровый учет участка истцом не представлено.
В нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил доказательств, свидетельствующих об ошибке в документе, на основании которого в государственный кадастр недвижимости вносились сведения о земельном участке с кадастровым номером №.
Согласно данным кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 01:00:0000000:28 является землями лесного фонда общей площадью 48 708 877.00 кв. м. Сведения о границах объекта отсутствуют, земельный участок относится к ранее учтенным.
В силу части 1 статьи 40 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
В соответствии с частью 5 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.
В связи с тем, что лесной участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет без определения границ, действующим законодательством не предусмотрена обязанность по составлению акта согласования.
Требование истца о признании межевания земельного участка лесного фонда общей площадью 48 708 877.00 кв. м. является незаконным, поскольку повлечет признание недействительности материалов лесоустройства общей площади 48 708 877.00 кв. м, а не площади наложения земельного участка истца и земельного участка лесного фонда. Вместе с тем, при указанных обстоятельствах усматривается спор о праве и он не может быть разрешен путем признания кадастровой ошибки, незаконным межевания, признания незаконным акта согласования.
В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Согласно части 3 статьи 4.1 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. 201 -ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Сведения о лесных участках, внесенные в государственный лесной реестр, основаны на материалах лесоустройства.
В соответствии со статьями 67-68 Лесного кодекса Российской Федерации, нормами приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года № 516 «Об утверждении лесоустроительной инструкции» лесоустройство проводится на землях лесного фонда и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 209-ФЗ «О геодезии и картографии».
Местоположение границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных Участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Согласно статье 69 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной Документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Кроме того, согласно пункту 1 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Необходимо отметить, что земельный участок лесного фонда с кадастровым номером № относится к числу ранее учтенных объектов недвижимости.
Статьей 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет, которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Частью 6 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрен особый порядок внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, согласно которому проведение согласования местоположения границ участка лесного фонда не требуется.
Таким образом, на основании положений статей 3, 67-69 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 4.1-4.2, 4.4 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», границы земель лесного фонда в рассматриваемом случае определены.
Таким образом, считает, что требования о признании незаконным межевания и требование о признании недействительным акта согласования являются необоснованными и незаконными, так как при указанных обстоятельствах усматривается спор о праве и выбран ненадлежащий способ защиты, так как спор о праве на недвижимое имущество не может быть разрешен путем признания кадастровой ошибки, признания незаконным межевания, признания акта согласования недействительным, в отношении земельного участка лесного фонда.
Представители Управления лесами РА Магдеева Л.И., Озерина Т.В. и Бгуашев З.Н. возражали против удовлетворения исковых требований, полагая, что при межевании участка лесного фонда нарушений не было допущено.
Представитель ТУ Росимущества в РА в суд не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель Управления ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Россреестра» по доверенности Петров А.В. полагал возможным рассмотреть иск по усмотрению суда.
Представитель Администрации Тетерин Е.Г., по доверенности, полагал возможным рассмотреть дело по усмотрению суда.
Представитель Администрации МО « Майкопский район» по доверенности Лузина Т.В. полагала, что требования обоснованны.
Представитель Управления Росреестра в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно ч. 1 ст. 39 ФЗ РФ от 24.07.2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с ч. 3 той же статьи согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками, в том числе, на праве собственности.
В силу ч.2 ст. 40 вышеназванного Закона, местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, либо если надлежаще извещённое заинтересованное лицо не представило письменных возраженийпротив согласования местоположения границ. При этом, в соответствии с ч. 7 ст. 39 ФЗ РФ от 24.07.2007г. согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласно ч. 8-10 ст. 39 указанного Закона, в случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты.
Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. При проведении согласования местоположения границ земельных участков в индивидуальном порядке требования настоящей статьи о порядке извещения заинтересованных лиц не применяются.
В случае согласования границ в индивидуальном порядке подлежали применению прежние правила извещения заинтересованных лиц, предусмотренные пп. 8.1 и 8.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденные Роскомземом 08.04.1996 года, согласно которым собственники, владельцы и пользователи размежевываемого и смежных с ним земельных участков заблаговременно, не позднее, чем за 2 дня до начала работ, извещаются о времени проведения межевых работ.
Извещения вручаются под расписку с указанием времени вручения. Извещения и расписки составляются в 2 экземплярах, один экземпляр из которых подшивается в межевое дело.
Процедура землеустроительных работ при образовании новых и упорядочении существующих земельных участков установлена Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными руководителем Федеральной, службы земельного кадастра РФ 17.02.2003г., разработанными в соответствии с Положением о проведении территориального землеустройства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002г. N 396 (далее - Методические рекомендации).
Пунктом 11 Методических рекомендаций предусмотрено, что лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления), не позднее, чем за 7 календарных дней до начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания. При составлении карты (плана) объекта землеустройства исполнителем работ дополнительно направляются письменные запросы о наличии на территории объекта землеустройства принадлежащих иным лицам инженерных коммуникацийи (или) их охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель.
Согласно п. 12 Методических рекомендаций извещение (Приложение 2) передается заинтересованным лицам под расписку (Приложение 3) или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (например, регистрируемое почтовое отправление с отметкой "Вручить лично", с заказными уведомлениями о вручении непосредственно адресатам). Извещения и расписки составляют в двух экземплярах, один из которых приобщают к землеустроительному делу.
Определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей.
Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ (п. п. 14.1 и 14.4 Методических рекомендаций).
П.14.3 рекомендаций предусматривает, что при неявке на процедуру согласования границ кого-либо из вышеуказанных лиц или отказе от участия в процедуре согласования границ (непредставление мотивированного отказа в согласовании границы) в акте согласования границ фиксируется их отсутствие или отказ от участия в процедуре согласования границ, а по границе объекта землеустройства проводится предварительное межевание.
В течение тридцати календарных дней этим лицам направляются повторные уведомления с указанием срока явки для согласования или предоставления мотивированного отказа в согласовании границ по результатам предварительного межевания. В случае неявки в течение Указанного срока или непредставления мотивированного отказа в согласовании границы, границы объекта землеустройства считаются установленными.
Как установлено, Снегурскому С.В. на основании постановления главы местного самоуправления Тульского поселкового округа № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в собственность земельный участок площадью 523 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Границы указанного земельного участка были закреплены в натуре, о чем был составлен акт о закреплении границ участка от ДД.ММ.ГГГГ г.
Также был составлен акт разбивки от ДД.ММ.ГГГГ г., в котором имеется чертеж с установленными границами его земельного участка.
Кроме того, был составлен и согласован с начальником отдела архитектуры и строительства, а также с начальником пожарной инспекции генплан застройки от ДД.ММ.ГГГГ г..
ДД.ММ.ГГГГ Снегурским С.В. было получено разрешение на право производства строительных работ по индивидуальной застройке.
Согласно вышеназванным документам границы земельного участка, предоставленного истцу, составляют: с севера-30,0 м., с юга- 20,0 м., с востока- 24, 0 м., с запада -20,0 м..
Из пояснений специалиста отдела архитектуры Смыковой Л.В. следует, что она составляла акты отвода, разбивки земельного участка, предоставленного истцу по <адрес>, в <адрес>, и генплан застройки этого участка. При отводе участка в натуре никаких насаждений: деревьев, кустарников на отводимом истцу участке не было, фасад участка выходил на дорогу.
Тогда же, в ДД.ММ.ГГГГ году, истец приступил к возведению жилого дома в соответствии с генпланом застройки и полученным разрешением на строительство.
ДД.ММ.ГГГГ Снегурский С.В. зарегистрировал свое право на вышеназванный земельный участок из категории земель: земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, кадастровый номер № №.
В 2011 году, на момент межевания земельного участка филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект», дом Снегурским С.В. был уже возведен и к нему были подключены коммуникации, что подтверждается пояснениями самого Снегурского С.В., абонентской книжкой «Адыггаз» от ДД.ММ.ГГГГ и актом сдачи-приема электромонтажных работ от ДД.ММ.ГГГГ года, договором энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ года, а также представленной вышеназванным филиалом схемой расположения земельного участка Тульского сельского участкового лесничества Первомайского лесничества с кадастровым номером №, которой филиал пользовался при осуществлении межевания участка и из которой видно, что жилой дом истцом возведен под крышу
( участок с кадастровым номером № на схеме).
Таким образом, несмотря на то, что на момент межевания земель лесного фонда смежный с ними земельный участок был в собственности у Снегурского С.В., на нем был возведен жилой дом, к нему были подключены коммуникации, организацией, выполняющей межевые работы, местоположение границ участков со Снегурским С.В. в нарушение требований ч.3 ст. 39 ФЗ РФ от 24.07.2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", и Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных руководителем Федеральной, службы земельного кадастра РФ 17.02.2003г., разработанных в соответствии с Положением о проведении территориального землеустройства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002г. N 396, согласовано не было.
Доводы ФГУП «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» о том, что вышеназванные методические рекомендации не применимы в отношении выполнения кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка лесного фонда несостоятельны, поскольку кадастровым инженером, проводившим межевание, они использовались, о чем имеется указание на листе 4 тома 1 межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ года. Кроме того, согласно ч.3 ст.6 Лесного кодекса РФ, границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, при этом, в силу ст.92 Лесного кодекса РФ, государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. №221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости».
Также из пояснений допрошенного в суде в качестве специалиста кадастрового инженера Смыкова С.Н. следует, что на момент межевания земель лесного фонда, в 2011 году, действовали именно эти методические рекомендации, которыми должны были руководствоваться все кадастровые инженеры, вне зависимости от категории земель, подлежащих межеванию, в том числе, и земель лесного фонда.
Согласно п.8 ст.39 ФЗ РФ от 24.07.2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового оправления, с отметкой о невозможности его вручения.
Между тем, в извещении, опубликованном в газете «Маяк» от 6.08.2011 года, указано, что сведений об адресах правообладателей смежных земельных участков не имеется, тогда как, сведения о почтовом адресе истца имелись в кадастре недвижимости с момента регистрации в 2009 году за ним права собственности на земельный участок.
В силу п.7 ст.39 ФЗ РФ от 24.07.2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.
Как следует из извещения в газете « Маяк», согласование местоположения границ было назначено в г.Майкопе.
П.п.2 п.11 ст.39 ФЗ РФ от 24.07.2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что при проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания.
Однако, из вышеназванного извещения следует, что смежным землепользователям было предложено ознакомиться с проектами межевых планов путем личного выезда в г.Воронеж и туда же ДД.ММ.ГГГГ представить свои возражения, а ДД.ММ.ГГГГ явиться на собрание по поводу согласования границ в г.Майкоп.
Как следует из пояснений представителей Управления лесами РА, при межевании земельных участков лесного фонда филиалом границы участков определялись не на местности, а использовались данные планшетов лесоустройства и данные аэрофотосъемки (схемы), аналогичные представленной суду схеме расположения земельного участка Тульского сельского участкового лесничества Первомайского лесничества с кадастровым номером №.
Между тем, в планшете, по которому делалось межевание лесного участка, граничащего с участком Снегурского С.В. отсутствуют данные о согласовании его со смежными землепользователями (отсутствует подпись председателя комитета по земельным ресурсам и землеустройству), то есть он не был согласован.
Тогда как в соответствии со ст.67 Лесного кодекса РФ, правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией. На момент межевания участка лесного фонда действовала Инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденная Приказом Рослесхоза № от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно п.4.1.8 которой, все планшеты, имеющие смежества с другими землепользователями, должны быть заверены отделом землеустройства района, на территории которого производились лесоустроительные работы. П.4.1.5 указанной Инструкции предусмотрено, что все случаи несоответствия геодезических данных землеустройства данным натурных измерений сообщаются местным органам землеустройства и по согласованию с ними вносятся соответствующие коррективы. Все уточнения, вносимые в материалы землеустройства, оформляются актом, который подписывается представителями местных органов землеустройства и лесоустроительной партии (экспедиции).
Более того, планшеты лесоустройства не имеют масштаба, в связи с чем, по ним невозможно точно определить на местности положение границ, вышеуказанные схемы также не дают такой возможности.
Таким образом, установлено, что межевание участка с кадастровым номером № и входящего в его состав участка с номером 01:04:5611003:1070 и составление акта согласования были проведены с нарушением требований законодательства, а доводы ответчиков о том, что процедура межевания была соблюдена, не нашли своего подтверждения.
Несостоятельны и доводы Федерального агентства лесного хозяйства о том, что оно является ненадлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с п.5.4.12 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 года №736 « О Федеральном агентстве лесного хозяйства» (в редакции Постановления Правительства РФ №804 от 30.09.2011 года) именно оно осуществляет обеспечение проектирования лесничеств и лесопарков, а также закрепления на местности местоположения их границ, а также о том, что в данном случае имеется спор о праве на недвижимое имущество, поскольку в 2009 году за Снегурским С.В. было зарегистрировано право собственности на земельный участок в <адрес>, это право никем не оспорено, право собственности на земельный участок с кадастровым номером № также никем не оспаривается.
Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ошибкой в государственном кадастре недвижимости является техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные заявителем в соответствии со статьей 22 указанного Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Федерального закона № 221-ФЗ).
Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.03.2009 года №4448-ИМ/Д23 « Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков», если причиной пересечения границ является ошибка, допущенная кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка, кадастровый учет которого был осуществлен после вступления в силу закона о кадастре, такая ошибка определяется как кадастровая ошибка в сведениях и подлежит исправлению в порядке, установленном статьей 28 Закона о кадастре.
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ года, площадь земельного участка, расположенного в <адрес>, 576 кв.м., указанный земельный участок с кадастровым номером № накладывается на земельный участок с кадастровым номером №, входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. Площадь земельного участка по <адрес> в <адрес>, попадающая на участок лесного фонда составляет 396 кв.м. из общей площади участка в 576 кв.м..
Кадастровым инженером, проводившим межевание земельного участка лесного фонда, использовались «Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства» ЕСДЗем.16-05-007-03 Росземкадастр 2003г., который утратил силу 19.12.2011 года. Пунктом 11 Методических рекомендаций предусмотрено, что лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления), не позднее, чем за 7 календарных дней до начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания. При составлении карты (плана) объекта землеустройства исполнителем работ дополнительно направляются письменные запросы о наличии на территории объекта землеустройства принадлежащих иным лицам инженерных коммуникацийи (или) их охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель.
Из схемы №2 видно, что под пересечения границ вышеуказанных земельных участков подпадает жилой дом литер «А», расположенный по <адрес>, то так как данное домовладение уже в августе 2010 года было газифицировано, на что имеется в материалах дела (л.д.97-103) акт приемки-сдачи выполненных работ по газоснабжению 30/10 за август 2010 года, на что выдана абонентская книжка от ДД.ММ.ГГГГ года, до проведения работ по межеванию земельного участка лесного фонда, то кадастровый инженер, проводивший межевание земельного участка с кадастровым номером №, установил границу без учета дома и подведенных к нему инженерных коммуникаций.
Таким образом, кадастровым инженером была допущена ошибка при проведении кадастровых работ по составлению межевого плана с кадастровым номером №. Следовательно, причиной пересечения границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>, и земельного участка с кадастровым номером №, входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, является ошибка, допущенная кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка лесного фонда.
Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.03.2009 года №4448-ИМ/Д23 « Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков», если причиной пересечения границ является ошибка, допущенная кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка, кадастровый учет которого был осуществлен после вступления в силу закона о кадастре, такая ошибка определяется как кадастровая ошибка в сведениях и подлежит исправлению в порядке, установленном статьей 28 Закона о кадастре.
Кадастровая ошибка, допущенная кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, может быть исправлена только исключением сведений о границах земельного участка из государственного кадастра недвижимости.
Площадь земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>, составляет 576 кв.м. и соответствует требованиям, предъявляемым к зонам индивидуальной жилой застройки ЖЗ.101. Установить границы согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ возможно при условии исправления кадастровой ошибки, допущенной при межевании земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
Из пояснений допрошенного в судебном заседании эксперта Панькина А.В. следует, что для исправлении кадастровой ошибки не требуется снятие с кадастрового учета всего земельного участка с кадастровым номером №, изменения вносятся только в части описания местоположения границ и координатах точек земельного участка с кадастровым номером № №, входящего в состав участка с кадастровым номером № и граничащего с участком истца. Площадь земельного участка по <адрес> в <адрес>, попадающая на участок лесного фонда составляет 396 кв.м., при этом погрешность определения площади участка с кадастровым номером № составляют 123983 кв.м., в связи с чем, площадь вышеназванного участка при внесении изменений в описание местоположения границ и координат точек земельного участка с кадастровым номером № № не изменится.
Из пояснений допрошенных в качестве специалистов кадастрового инженера Смыкова С. Н. и начальника отдела филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» Ефременко В.В. следует, что кадастровыми инженерами, осуществлявшими межевание участков лесного фонда, должны были учитываться смежные участки, находящиеся в собственности, и на которых имеются строения и коммуникации, как у истца. При этом, границы участка должны были согласовываться с собственниками таких участков в соответствии с требованиями Закона "О государственном кадастре недвижимости" и Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, чего сделано не было. Межевание в случае таких нарушений может быть признано недействительным. При этом изготавливается новый межевой план, что сейчас не занимает много времени, поскольку он изготавливается на электронных носителях. Признание незаконным межевания, как и акта согласования границ, в части невозможно. Допущенная кадастровым инженером ошибка может быть исправлена исключением сведений о границах и координатах земельного участка, смежного с участком истца, из государственного кадастра недвижимости. Исключение сведений о границах и координатах земельного участка, смежного с участком истца, не повлечет снятие всего лесного массива с кадастрового учета, будут внесены только уточнение в сведения о границах и координатах земельного участка с кадастровым номером №, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером №.
При таких обстоятельствах, поскольку судом установлено, что причиной пересечения границ является ошибка, допущенная кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка лесного фонда, требования истца и в этой части обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом первым статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В силу ч.7 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Истец просил установить границы и площадь принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером № № категория земель: земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>А, в соответствии с чертежом земельного участка, содержащимся в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, установив, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок в <адрес>, площадь его, как следует из заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ года, соответствует требованиям, предъявляемым к зонам индивидуальной жилой застройки ЖЗ.101, и установить границы согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ возможно при условии исправления кадастровой ошибки, допущенной при межевании земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, а также то, что наложение границ его участка, установленных межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ года, и участка лесного фонда произошло в результате кадастровой ошибки, считает, что требования в этой части законы и обоснованны и удовлетворяет их.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить исковые требования Снегурского Сергея Вячеславовича.
Признать незаконным межевание земельного участка, кадастровый номер №№, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, оформленное межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ по упорядочиванию границ земельного участка.
Признать недействительным акт согласования границ земельного участка,кадастровый номер № №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, имеющийся в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ года.
Признать кадастровой ошибкой сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учёте земельного участка кадастровый номер №№, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером № №, внесенные на основании незаконного межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ года, составленного в связи с уточнением границ земельного участка, кадастровый номер № №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
Исправить кадастровую ошибку, признав недействительной государственную регистрацию в государственном кадастре недвижимости земельного участка кадастровый номер № №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером № №, в части описания местоположения границ и координатах точек земельного участка
Установить границы и площадь земельного участка кадастровый номер
№ №, категория земель: земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с чертежом земельного участка, содержащимся в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17.09.2014 года.
Судья: подпись.
Копия верна: Судья Н.И.Юрченко