.
Дело № 2-808/2022
УИД 33RS0017-01-2022-001171-97
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 августа 2022 года г. Собинка Владимирской области
Собинский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи - Коноваловой А.В., при секретаре судебного заседания – Нестеровой О.В., с участием представителя истца – Гаврилова Д.Ю., представителя Государственного бюджетного учреждения Здравоохранения Владимирской области «Собинская районная больница» - Филипповой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Собинского межрайонного прокурора в интересах Триколенко Е. В. к Государственному бюджетному учреждению Здравоохранения Владимирской области «Собинская районная больница», Департаменту здравоохранения Владимирской области о возложении обязанности принять меры к бесплатному обеспечению лекарственными средствами на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям, до момента отмены применения данных медицинских препаратов,
У С Т А Н О В И Л:
Собинский межрайонный прокурор (далее по тексту - Прокурор) обратился в интересах Триколенко Е.В. в суд к Государственному бюджетному учреждению Здравоохранения Владимирской области «Собинская районная больница» (далее по тексту - ГБУЗ ВО «Собинская ЦРБ»), Департаменту здравоохранения Владимирской области о возложении обязанности принять меры к бесплатному обеспечению лекарственными средствами на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям, до момента отмены применения данных медицинских препаратов. В обосновании иска указано, что Триколенко Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на диспансерном учете с диагнозом - <данные изъяты>, является <данные изъяты>. 21.01.2021 в соответствии с заключением врача – эндокринолога Триколенко Е.В. назначено лечение лекарственными препаратами: «Виндаглиптин» 50 мг по 1 таблетке, «Метформин лонг» 750 мг. по 1 таблетке. 04.03.2022 выписан рецепт на получение лекарственных препаратов «Виндаглиптин» 50 мг. № 56 в количестве 2 шт.; на «тест полоски Акку- Чек Актив № 100» в количестве 1 шт., 28.01.2022 и 22.03.2022 выписан рецепт на «тест полоски Акку- Чек Актив № 100» в количестве 1 шт, которые отпущены не были. После уточнения заявленных требований (л.д. 131-132), ссылаясь в качестве правового обоснования на нормы Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» Прокурор просил обязать Департамент здравоохранения Владимирской области, ГБУЗ ВО «Собинская ЦРБ» принять меры к бесплатному обеспечению Триколенко Е. В. лекарственными средствами: «Виндаглиптин» 50 мг.; «Метформин лонг» 850 мг.; и медицинскими изделиями «Тест полоски Акку- Чек Актив» № 100 на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом ее заболевания до момента отмены применения данных медицинских препаратов; взыскать с Департамента здравоохранения Владимирской области, ГБУЗ ВО «Собинская ЦРБ» в пользу Триколенко Е.В. 1 053, 30 рублей; решение суда обратить к немедленному исполнению.
Истец - Триколенко Е.В. извещена о дате и времени судебного заседания, на него не явилась, ранее участвуя в судебных заседаниях, просила требования удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель истца – Гаврилов Д.Ю. дал пояснения аналогичные исковому заявлению, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Ответчик – Департамент Здравоохранения Владимирской области надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания.
Представитель ответчика - ГБУЗ ВО «Собинская ЦРБ» Филиппова О.М. возражала против удовлетворения заявленных требований, полагала, что ответчиком предпринимаются исчерпывающие меры для обеспечения истца лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
С учетом требований ч. 7 ст. 113 ГПК РФ, в целях информирования участников процесса о движении дела, информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Собинского городского суда Владимирской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования: ООО «Медилон-Фармимэкс», ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» извещены о дате и времени судебного заседания надлежащим образом.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).
В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 323-ФЗ), охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ).
Согласно ст. 43 Федерального закона № 323-ФЗ, гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях (ч. 1). Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации, исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2).
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» заболевание «сахарный диабет» (Е10-Е14) включено в перечень социально значимых заболеваний.
Согласно ч. 1 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Пунктом 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
Разделом V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Федеральная программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 №1506, определено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Согласно разделу VIII Федеральной программы, территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
В абзаце 3 раздела I (Общие положения) Федеральной программы содержится предписание о необходимости принимать территориальную программу в соответствии с Федеральной программой.
Аналогичные положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1610.
Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890, лицам с заболеванием «диабет» предусмотрено бесплатное предоставление всех лекарственных средств, этилового спирта, инсулиновых шприцов, шприцов типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, игл к ним, средств диагностики.
В соответствии с Федеральным законом №323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (ч. 1 ст. 37); назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (п. 1 ч. 4 ст. 81).
Стандартом медицинской помощи взрослым <данные изъяты>, утвержденным приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 1054н, определено обеспечение лекарственными препаратами: Метформин, Вилдаглиптин.
В соответствии с положениям ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Из анализа приведенных норм следует, что федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации данной государственной гарантии в соответствии с соответствующим перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, который субъект Российской Федерации может только дополнить. Иных полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения лекарственными препаратами граждан федеральным законодательством не предусмотрено.
Положениями ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Согласно Стандарту первичной медико-санитарной помощи при <данные изъяты>, утвержденному Приказом Минздрава России от 01.10.2020 N 1054н «Об утверждении стандартов медицинской помощи взрослым при <данные изъяты>», назначение и применение лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются бесплатно, в который входит заболевание – <данные изъяты>
Согласно рекомендациям врача-эндокринолога, осуществляющего наблюдение Триколенко Е.В. по данному заболеванию, пациенту достаточно производить измерение уровня сахара 2 раза в день (л.д.18).
В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения Владимирской области, утвержденным Постановлением Губернатора Владимирской области от 27 января 2006 года № 43, Департамент здравоохранения является органом исполнительной власти области, проводящим государственную политику в сфере здравоохранения по полномочиям, возложенным на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области (л.д. 25-34).
Из материалов дела следует, что Триколенко Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является <данные изъяты> (л.д.16-17, 95).
Судом установлено, что Триколенко Е.В. имеет заболевание - <данные изъяты> (л.д.18).
20 июля 2021 года в соответствии с заключением врача эндокринолога Триколенко Е.В. в связи с имеющимся у нее заболеванием назначено лечение препаратами «Метформин лонг» 750 мг. 1 т. – после ужина 1 неделю, 1 т. – утром и вечером; «Вилдаглиптин (галвус)» 50 мг. 1 т. утром; самоконтроль глюкозы (л.д.18).
Заключением эндокринолога от 14.04.2022 Трикоекно Е.В. рекомендован прием Метформина 850 мг, Вилдаглиптина 50 мг (л.д. 96).
28 января 2022 года Триколенко Е.В. выписан рецепт на медицинское изделие «Акку- Чек Актив» - полоски № 100; 04 марта 2022 года истцу выписан рецепт на «Вилдаглиптин» 50 мг., медицинское изделие «Акку- Чек Актив» - полоски № 100; 22 марта 2022 года Триколенко Е.В. выписан рецепт на медицинское изделие «Акку- Чек Актив» - полоски № 50 (л.д. 19-22).
Как следует из информации, представленной ООО «Медилон-Фармимэкс», по рецепту от 28.01.2022 тест - полоски Триколенко Е.В. не выдавались (л.д. 61-64).
По состоянию на 01.08.2022, Метфомин выдавался последний раз 03.06.2022 по рецепту от 19.05.2022, то есть, в июле 2022 года Триколекно Е.В. Метфомином обеспечена не была; Вилдаглиптин выдавался 05.05.2022 по рецепту от 29.04.2022, таким образом, Вилдаглиптином в июне, июле 2022 года Триколенко Е.В. обеспечена не была; тест – полоски выдавались 19.05.2022 по рецепту от 19.05.2022, в июне – июле 2022 года тест – полоски не выдавались (л.д.121-124),
В связи с чем 03.08.2022 Триколенко Е.В. была вынуждена самостоятельно в ООО приобретен Метфомин 850 мг, и Галвус 50 мг стоимостью 1 053,30 рублей (л.д. 129-130).
Постановлением Губернатора Владимирской области от 27.01.2006 № 43 утверждено Положение о департаменте здравоохранения администрации Владимирской области.
Департамент здравоохранения является органом исполнительной власти области, проводящим государственную политику в сфере здравоохранения по полномочиям, возложенным на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области.
К полномочиям Департамента относится, в том числе, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (п.2.9); участие в установленном порядке в закупках лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (п. 2.19); реализация полномочий по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (п. 2.20).
Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, в который включены вышеуказанные препараты.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования, включая принятие соответствующих нормативно-правовых актов.
В силу положений ч. 1, 2 ст. 81 Федерального закона N 323-ФЗ, на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность утверждения территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в которой устанавливается перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно п. 3, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний.
Поскольку одной из основных задач Департамента является организация лекарственного обеспечения в том числе, льготного при амбулаторном обслуживании, в связи с чем, именно Департамент здравоохранения несет ответственность за осуществление указанной деятельности.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ N 1054-О от 02.07.2013, в случае недостаточности собственных средств для покрытия расходов на обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Ф. в той или иной форме финансовой помощи целевого характера.
Необеспечение Триколенко Е.В. назначенными ей лекарственными препаратами свидетельствует о лишении ее возможности использовать предоставленное ей Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями, не принятие соответствующих мер ставит под угрозу ее жизнь и здоровье, что является основанием для принятия мер по организации мероприятий, направленных на бесплатное обеспечение Триколенко Е.В. данными лекарственными препаратами. Суд приходит к выводу о возложении на Департамент здравоохранения Владимирской области и ГБУЗ ВО «Собинская районная больница» обязанностей по принятию мер в пределах своих компетенций к бесплатному обеспечению Триколенко Е.В. лекарственными средствами: «Виндаглиптин» 50 мг.; «Метформин лонг» 850 мг.; и медицинскими изделиями «Тест полоски Акку- Чек Актив» № 100 на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом ее заболевания до момента отмены применения данных медицинских препаратов.
При этом в обязанности ГБУЗ ВО «Собинская районная больница» входит выдача рецептов и направлений на осуществление инъекций, а в обязанности Департамента здравоохранения Владимирской области - организация обеспечения граждан лекарственными препаратами.
Поскольку в августе 2022 года Триколенко Е.В. за счет собственных средств приобретены необходимые ей для лечения лекарственные средства стоимостью 1 053,30 рублей, которые она имеет право получить бесплатно, следовательно данная сумма подлежит возмещению с Департамента здравоохранения Владимирской области. Суд не находит оснований для удовлетворения указанного требования за счет ГБУЗ ВО «Собинская районная больница», поскольку учреждение не имеет полномочий по обеспечению лекарственными препаратами, а лишь вправе выписать соответствующие рецепты и направить соответствующее лицо для введения инъекций в специализированное учреждение.
Принимая во внимание характер заболевания и возраст истца, суд находит подлежащей удовлетворению просьбу истца о незамедлительном исполнении решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, поскольку промедление в приеме назначенных по жизненным показаниям лекарственных препаратов может привести к ущербу для жизни и здоровья пациента.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Собинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Триколенко Е. В. к Департаменту Здравоохранения Владимирской области, Государственному бюджетному учреждению Здравоохранения Владимирской области «Собинская районная больница», Департаменту здравоохранения Владимирской области о возложении обязанности принять меры к бесплатному обеспечению лекарственными средствами на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям, до момента отмены применения данных медицинских препаратов, удовлетворить частично.
Обязать Департамент здравоохранения Владимирской области (ИНН 3327101468), Государственное бюджетное учреждение Здравоохранения Владимирской области «Собинская районная больница» (ИНН 3309001171) принять меры к бесплатному обеспечению Триколенко Е. В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт NN) лекарственными средствами: «Виндаглиптин» 50 мг.; «Метформин лонг» 850 мг.; и медицинскими изделиями «Тест полоски Акку- Чек Актив» № 100 на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом ее заболевания до момента отмены применения данных медицинских препаратов.
Взыскать с Департамента здравоохранения Владимирской области (ИНН 3327101468) в пользу Триколенко Е. В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт NN) денежные средства в размере 1 053,30 рублей.
В остальной части оставить исковые требования без удовлетворения.
Решение суда в части обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме 06.09.2022
Судья (подпись) А.В. Коновалова