Дело № 2-1345/2020
Уникальный идентификатор дела:
91RS0011-01-2020-002540-64
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 ноября 2020 г. пгт Красногвардейское
Красногвардейский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего – судьи Шевченко И.В., при помощнике судьи Карст Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чистяковой И.В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании незаконным и отмене решения об отказе в передаче в собственность бесплатно земельного участка, о понуждении совершить определенные действия, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца: администрация Амурского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
установил:
в сентябре 2020 г. представитель административного истца Чистяковой И.В. – Курбатов А.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным и отмене решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № № возложении на Министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения заявления о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 357181 кв.м с кадастровым номером №, расположенного <адрес>.
Требования мотивированы тем, что Чистяковой И.В. на основании государственного акта серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Амурским сельским советом народных депутатов, на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит вышеуказанный земельный участок с видом разрешенного использования: сельскохозяйственное использование; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
При обращении ДД.ММ.ГГГГ к ответчику с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка ей было отказано в связи с тем, что в федеральном и региональным законодательстве отсутствуют основания для регистрации прав собственности гражданина на земельный участок в случае, если до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации такой земельный участок был предоставлен в постоянное пользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Заявитель с решением, принятым административным ответчиком, не согласна.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены администрация Амурского сельского поселения <адрес> Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. Подготовка и рассмотрение дела начаты сначала.
В судебное заседание стороны по делу, третьи лица, их представители не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Ответчик, третьи лица о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не подавали.
От истца Чистяковой И.В. поступило заявление об оставлении её иска без рассмотрения.
Руководствуясь положениями частей 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие сторон и третьих лиц.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Согласно установленным обстоятельствам и материалам дела, Амурским сельским Советом народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ выдан Чистяковой (Хлюстовой) И.В. государственный акт серии № на право постоянного пользования землей, зарегистрированный в книге записей государственных актов на право постоянного пользования за № в соответствии с которым Чистяковой И.В. для организации крестьянского (фермерского) хозяйства передан земельный участок площадью 357 181 кв. м, расположенный <адрес>, кадастровый № (л.д. 9-12).
Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ Чистякова И.В. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о передаче в собственность бесплатно в силу приобретательной давности земельного участка с кадастровым номером № (так в документе), площадью 357181 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, находящийся у неё на праве постоянного (бессрочного) пользования (л.д. 13-18).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № Министерство направило ответ, согласно которому заявителю сообщено, что предоставление указанного земельного участка в собственность в силу приобретательной давности не представляется возможным. В данном письме также разъяснено, что право постоянного пользования земельным участком для ведения фермерского хозяйства, возникшее у граждан ранее на законных основаниях, сохраняется после принятия Республики Крым в состав Российской Федерации в том же объеме. Государственная регистрация прав собственности на земельные участки, предоставленные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность) осуществляется в соответствии со ст.49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется. Федеральное законодательство не содержит оснований для регистрации права собственности гражданина на земельный участок в случае, если до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации такой земельный участок был предоставлен ему в постоянное пользование для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д. 19-23).
Поскольку заявителю отказано в предоставлении указанного земельного участка в собственность, Чистякова И.В. обратилось с настоящим заявлением в суд, мотивируя свои требования наличием у неё государственного акта серии № от ДД.ММ.ГГГГ на право постоянного пользования земельным участком.
Исходя из положений статей 9, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ), обращение в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у такого лица принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав лица, обратившегося в суд.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014 № 6-ФКЗ Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Частью 3 статьи 7 Закона №-ФКЗ предусмотрено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание <адрес> вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно части 3 статьи 1, статей 23, 24 Закона №-ФКЗ, со дня принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, на территории Республики действуют законодательные и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Указа Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-У, в связи с утверждением структуры исполнительных органов государственной власти Республики Крым, ликвидируются органы исполнительной власти Республики Крым, в частности, Фонд имущества Автономной Республики Крым (далее - Фонд имущества).
Распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден ликвидационный баланс Фонда имущества. После чего было образовано Министерство имущественных и земельных отношении Республики Крым.
Согласно пункту 1.1. Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, данное министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию, контролю в сфере имущественных и земельных отношений.
К основным задачам данного Министерства, согласно пункту 2.2. вышеуказанного Положения отнесено осуществление приватизации, управления и распоряжения имуществом и землями в пределах своей компетенции.
Пунктом 4.2. Положения установлено, что Министерство в пределах своих полномочий осуществляет от имени Республики Крым в установленном порядке управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Республики Крым.
Таким образом, уполномоченным лицом по рассмотрению обращений заинтересованных лиц о предоставлении земель, находящихся в собственности Республики Крым, выступает Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Частью 1 статьи 3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" установлено, что предоставленное юридическим лицам до вступления в силу Федерального конституционного закона право постоянного пользования земельным участком соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что право постоянного пользования истцом Чистяковой И.В. земельным участком с кадастровым номером № сохраняется до настоящего времени и соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Основания для передачи в собственность истцу спорного земельного участка бесплатно отсутствуют.
В соответствии с п. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Исходя из смысла данной правовой нормы, право собственности в силу приобретательной давности может быть признано на бесхозяйное имущество и на имущество, принадлежащее юридическому либо физическому лицу на праве собственности. О применении положений указанной нормы права можно говорить в том случае, когда имущество не имеет собственника, собственник имущества неизвестен, собственник отказался от своих прав на имущество либо утратил интерес к использованию имущества.
По смыслу ст. 234 ГК РФ основанием приобретения права собственности на имущество в силу приобретательной давности является владение имуществом в отсутствие собственника, поэтому в отношении земельных участков применение приобретательной давности имеет свои особенности, эти особенности заключаются, в первую очередь, в том, что приобретательная давность может быть применена только в отношении тех земельных участков, которые находятся в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении определенных условий. Что касается всех иных земельных участков, то они не являются бесхозяйным имуществом, т.к. являются либо государственной, либо муниципальной собственностью.
В силу прямого указания закона, а именно положений п. 2 ст. 214 ГК РФ, а также п. 1 ст. 16 Земельного кодекса РФ земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, является государственной собственностью.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
На основании п. п. 1, 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату и бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в перечне оснований, по которым гражданин вправе приобрести земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, такое основание, как приобретательная давность, не предусмотрено.
В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 настоящего Кодекса.
Факт же добросовестного, открытого и непрерывного владения указанным земельным участком с 2000 г. не может являться достаточным основанием для признания права собственности за истцом на спорный земельный участок в порядке ст. 234 ГК РФ.
В свете изложенного обжалуемое решение Министерства по имущественным и земельным отношениям Республики Крым, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ № № "О рассмотрении обращения», следует признать правомерным, а требования Чистяковой И.В. о признании его незаконным и возложении на ответчика обязанности по предоставлению в собственность бесплатно земельного участка заявителю – необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Оценивая по своему внутреннему убеждению, основанному на непосредственном, всестороннем, полном и объективном исследовании, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства отдельно, а также взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
В связи с отказом в иске судебные расходы истца в соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ возмещению не подлежат.
На основании вышеизложенного суд, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении иска к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании незаконным и отмене решения об отказе в передаче в собственность бесплатно земельного участка, о понуждении совершить определенные действия Чистяковой И.В. отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Крым через Красногвардейский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В.Шевченко
Дата составления мотивированного решения – 9 ноября 2020 г.