№ 2а-824/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2017 года пгт Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Демяненко Н.А.,
при секретаре Мирюк Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Амурской области к Дорохову Андрею Андреевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец МИФНС России № 3 по Амурской области обратилась в суд с настоящим административным иском к Дорохову А.А., мотивируя свои требования тем, что гражданин Дорохов А.А. в 2015 году являлся плательщиком транспортного налога. В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются физические лица, на имя которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные суда транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно статьям 2, 4 закона Амурской области «О транспортном налоге» от 18.11.2002 № 142-ОЗ, налоговые ставки транспортного налога установлены в зависимости от мощности двигателя и валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на 1 лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, 1 регистровую тонну или единицу транспортного средства. В соответствии с п.1 ст.363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Согласно ст. 397 НК РФ срок уплаты земельного налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с п. 1 ст.23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Расчет транспортного налога за 2015 год: объект налогообложения – КРАЗ 255 Б1, с государственным регистрационным знаком А357АС28 налоговая база 240,00, доля в праве 1, налоговая ставка 65,00, количество месяцев 12, исчисленная сумма налога 15600.00 рублей. Всего по ОКТМО 10647151 – 15600.00 рублей. В отношении Дорохова А.А. выставлено требование от 21.12.2016 № 23628 и направлено по почте должнику. Требование в установленный срок не исполнено. В результате чего, налогоплательщиком допущено нарушение, предусмотренное п. 1 ст. 23 НК РФ. Налоговый орган обратился в мировой суд Амурской области по Серышевскому районному судебному участку №1 о вынесении судебного приказа. 23 мая 2017 г. мировым судьей Амурской области по Серышевскому районному судебному участку вынесен судебный приказ о взыскании с Дорохова А.А. в пользу Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Амурской области недоимки по налогу и пени. На основании возражений Дорохова А.А., судом было вынесено определение об отмене судебного приказа от 29 мая 2017 г. по делу № 2а-693/2017. В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. 31, 23, 45, 75, 48 НК РФ, ст. 125, 126, КАС РФ, просят суд взыскать с Дорохова Андрея Андреевича, ИНН: 282400042140 недоимки по транспортному налогу в размере 10585.75 руб., пени в размере 245.22 руб., на общую сумму 10830.97 рублей.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, в иске просят о рассмотрении дела без участия их представителя. В поступившем в суд письменном ходатайстве начальник МИФНС №3 по Амурской области Михайлова Д.Н. также просит провести судебное разбирательство без представителя налогового органа.
Административный ответчик Дорохов А.А., не согласившись с заявленными исковыми требованиями в ходе судебного заседания показал, что 08 ноября 2014 года автомобиль КРАЗ 255 Б1, с государственным регистрационным знаком А357АС28 он продал по договору купли-продажи. В ГИБДД с заявлением о снятии спорного автомобиля с регистрационного учета он не обращался. Покупатель ему пообещал, что поставит автомобиль на учет, однако выяснилось, что автомобиль на учет покупателем поставлен не был и числился на нем. Покупатель поставил на учет автомобиль только ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Он считает, что поскольку автомобиль отчужден, на праве собственности ему не принадлежит, поэтому с ДД.ММ.ГГГГ налог он платить не должен. Просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Руководствуясь ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть данное административное исковое заявление в отсутствие не явившихся сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.
В соответствии с п. 1, п. 3 ст. 396 НК РФ, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение, государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Исходя из п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета и подлежит исполнению в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как указано в п. п. 3 - 5 ст. 75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени уплачиваются единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как следует из обстоятельств дела, за ответчиком Дороховым А.А. в 2015 году на праве собственности был зарегистрирован автомобиль КРАЗ 255 Б1, с государственным регистрационным знаком А357АС28.
В силу статьи 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Вследствие чего, суд приходит к выводу о том, что реализация автомобиля по договору купли - продажи при отсутствии факта регистрации данных о смене владельца транспортного средства в органах ГИБДД не освобождает налогоплательщика от уплаты транспортного налога до момента снятия автомобиля с регистрационного учета либо регистрации смены его владельца.
Статьей 362 НК РФ установлено, что исчисление транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах.
Таким образом, обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования транспортного средства, и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (статья 44 НК РФ), в том числе в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
Как следует из сообщения РЭГ ОГИБДД ОМВД России по Серышевскому району автомобиль КРАЗ 255 Б1, с государственным регистрационным знаком А357АС28 был зарегистрирован на имя Дорохова А.А. с 15.04.1997 года до 17.06.2016 года.
Принимая во внимание, что в заявленный административным истцом период автомобиль КРАЗ 255 Б1, с государственным регистрационным знаком А357АС28 был зарегистрирован в органах ГИБДД на имя Дорохова А.А. (снят с учета 17.02.2016 года), что административным ответчиком не оспаривалось, то он и является плательщиком транспортного налога на указанное транспортное средство и транспортный налог за 2015 год ему начислен налоговым органом обоснованно. А следовательно, довод Дорохова А.А. о том, что с 08.11.2014 года он не является собственником автомобиля КРАЗ 255 Б1 в связи с продажей транспортного средства по договору купли-продажи, и следовательно не обязан оплачивать налог, является не обоснованным по основаниям указанных выше.
21.12.2016 года Дорохову А.А. было выставлено требование № 23628 об уплате транспортного налога за 2015 год в размере 15600 рублей 00 копеек и пени в размере 98 рублей 80 копеек. В данном налоговом уведомлении срок уплаты налога указан до 24.01.2017 года. Данное требование выгружено в личный кабинет налогоплательщика 23.12.2016 г.
За налогоплательщиком Дороховым А.А. в 2015 году числится задолженность по транспортному налогу в размере 15600,00 рублей.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье – физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье – заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем 3 п.2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Иное предусмотрено абзацами 2 и 3 п. 2 ст. 48 НК РФ.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с абзацем 3 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из вышеприведенных положений НК РФ следует, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования, общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган вправе в течение шести месяцев обратиться в суд с заявлением о взыскании лишь со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, не превысила 3 000 рублей, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев лишь со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования.
При этом, под общей суммой налога, пеней понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате определенного налога, по которым истек срок исполнения. Суммы различных налогов, даже если они включены в одно требование об уплате налога, суммированию не подлежат. Для разных налогов установлены различные правила, определяющие порядок и сроки их уплаты, соответственно, и право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки по каждому из налогов возникает самостоятельно.
Судом установлено, а сторонами не оспаривается, что в установленные законодателем сроки административный ответчик налог не уплатил.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Налоговый орган 22.05.2017 года обратился к мировому судье Амурской области по Серышевскому районному судебному участку №1 с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Дорохова А.А. недоимки и пени. 23.05.2017 г. мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Дорохова А.А. в пользу Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Амурской области задолженности недоимки по налогам и пени. В связи с поданными Дороховым А.А. возражениями относительно исполнения судебного приказа, 29.05.2017 года мировым судьей Амурской области по Серышевскому районному судебному участку №1 было вынесено определение об отмене судебного приказа от 23.05.2017 года, взыскателю разъяснено, что заявленное требование им может быть предъявлено в порядке административного искового производства.
Как следует из указанных выше требований, общая сумма недоимки по транспортному налогу и пени составляет 15698 рублей 80 копеек. В этой связи, при исчислении срока на обращение в суд с заявлением о взыскании подлежали применению положения абзаца 2 п. 2 ст. 48 НК РФ. Таким образом, Межрайонная ИФНС России № 3 по Амурской области обратилась к мировому судье с заявлением о взыскании недоимок по налогам с Дорохова А.А. В.И. в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Учитывая, что в соответствии с направленным в адрес ответчика требованием срок исполнения требования об уплате налога истекает 24 января 2017 года, то установленный п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок для подачи заявления о взыскании налога с Дорохова А.А. налоговым органом, обратившимся к мировому судье пропущен не был.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В связи с чем, налоговый орган был вправе обратиться в суд в порядке искового производства до 29 ноября 2017 года.
Настоящий административный иск, с поступил в Серышевский районный суд 29 ноября 2017 года, а отправлен по почте 28 ноября 2017 года, то есть в установленный законом срок, в течение шести месяцев со дня вынесения мировым судом определения об отмене судебного приказа.
Доказательств, опровергающих правомерность начисления налога, и подтверждающих исполнение обязательств по уплате налога в установленный законом срок, административным ответчиком не представлено. Суд, проверив представленный административным истцом расчет налога и пени, полагает его верным, сумма налога определена налоговым органом правильно.
В статье 62 КАС РФ указано, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу ст. 59 КАС РФ доказательствами являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видео-конференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов, электронные документы.
Вместе с тем, административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих уплату налогов, опровергающих правильность и обоснованность их начисления, а также обращения в налоговый орган с заявлением о предоставлении льготы по налогам.
При таких обстоятельствах, суд пришёл к выводу о том, что требование Межрайонной ИФНС России № 3 по Амурской области о взыскании налога и пени, подлежит удовлетворению.
В силу ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с административного ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в сумме 627 рублей 95 копейки.
Руководствуясь ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Амурской области к Дорохову Андрею Андреевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени, - удовлетворить.
Взыскать с Дорохова Андрея Андреевича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Амурской области недоимку по транспортному налогу в размере 15600 рублей 00 копеек, пени в размере 98 рублей 80 копеек, а всего: 15698 рублей 80 копеек (пятнадцать тысяч шестьсот девяносто восемь рублей 80 копеек).
Взыскать с Дорохова Андрея Андреевича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 627 рублей 95 копеек (шестьсот двадцать семь рублей 95 копеек).
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Серышевский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, то есть с 25 декабря 2017 года.
Судья Н.А. Демяненко