Определение суда апелляционной инстанции от 04.02.2019 по делу № 33а-1274/2019 от 30.01.2019

судья: Васильев А.А. 

адм. дело №33а-1274

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

04 февраля 2019 года                                                                                г. Москва

 

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,

судей Михайловой Р.Б., Гордеевой О.В., 

при секретаре Алексееве М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-276/2018 по административному исковому заявлению Чмырева Алексея Владимировича к Военному комиссариату Зеленоградского административного округа города Москвы о признании незаконным отказа в выдаче направления для повторного медицинского освидетельствования, обязании устранить допущенные нарушения

по апелляционной жалобе административного истца Чмырева А.В. на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 06 ноября 2018 года об отказе в удовлетворении требований.

Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б., возражения представителя административного ответчика Военного комиссариата Зеленоградского АО г. Москвы по доверенности Шараповой И.И., судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Чмырев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Военному комиссариату Зеленоградского административного округа города Москвы (далее по тексту – Военный комиссариат Зеленоградского АО г. Москвы), в котором просил признать незаконным отказ № 1-5511 от 07 ноября 2017 года в направлении на повторное медицинское освидетельствование, обязании устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что в 2004 году был зачислен в запас как ограниченно годный к военной службе; в настоящее время его состояние здоровья изменилось, он имеет намерение поступать в учебное заведение гражданской авиации; для прохождения врачебно-летной комиссии (ВЛЭК) нуждается в повторном медицинском освидетельствовании.

Решением Зеленоградского районного суда г. Москвы от 06 ноября 2018 года в удовлетворении требований Чмырева А.В. отказано.

В апелляционной жалобе административный истец Чмырев А.В. просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о нарушении норм материального и процессуального прав, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.

Относительно доводов апелляционной жалобы административным ответчиком представлены возражения.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав объяснения представителя административного ответчика Военного комиссариата Зеленоградского АО г. Москвы по доверенности Шараповой И.И., полагавшей решение суда законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не явившегося в заседание суда апелляционной инстанции, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего об отложении слушания дела, проверив решение, судебная коллегия полагает его подлежащим отмене по следующим основаниям.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение административного ответчика соответствует закону, прав и интересов Чмырева А.В. не нарушает; Чмыревым А.В. не представлено медицинских документов, обосновывающих изменения его состояния здоровья для целей направления на повторное медицинское освидетельствование, в частности, об отсутствии ранее имевшегося заболевания.

Оснований согласиться с такими выводами суда не представляется возможным, так как они противоречат нормам материального права, сделаны с нарушением норм процессуального права.

Применительно к части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела судом было установлено, что Чмырев А.В. состоит на воинском учете в ОВК Зеленоградского АО г. Москвы.

Решением Призывной комиссии по Зеленоградскому АО от 12 ноября 2004 года административный истец Чмырев А.В. освобожден от призыва на военную службу и зачислен в запас Вооруженных сил Российской Федерации в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе по пункту «*» статьи ** части ** Расписания болезней – ************* ***** * ********************* ********** **** * **** * ****, ******** ***** *********** ******************* **********, *** *********** ********* * *********** ******** ****** ***** ***************, * ********** ************* *** *** **** ***** ** ********* * *** *** ***** ***** ** ******** ******** ********* * **************** ****** (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 123 от 25.02.2003 г., действовавшего на момент принятия указанного решения).

Чмырев А.В. полагал, что состояние его здоровья в настоящее время изменилось, он имеет намерение пройти врачебно-летную экспертную комиссии для целей поступления в учебное заведение гражданской авиации; ранее принятое заключение о его состоянии здоровья этому препятствует, как и его обучению на специалиста авиационного персонала.

01 ноября 2017 года посредством почтового отправления от 20.10.2017 г. Чмырев А.В. обратился в Военный комиссариат Зеленоградского АО г. Москвы с заявлением от 19.10.2017 г. о проведении в отношении него повторного медицинского освидетельствования (л.д. 23-24) в связи с изменением состояния здоровья (л.д. 36-43).

Письмом Военного комиссариата Зеленоградского АО г. Москвы № 1-5511 от 07 ноября 2017 года Чмыреву А.В. было отказано в повторном медицинском освидетельствовании с указанием на то, что административный истец на дату обращения за переосвидетельствованием пребывал в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, являлся гражданином непризывного возраста, вследствие чего не мог быть призван для прохождения военной службы по призыву; оснований для проведения в отношении него повторного медицинского освидетельствования не имеется; законодательство такую обязанность в отношении лиц непризывного возраста, ранее освобожденных от службы в армии по состоянию здоровья, на военные комиссариаты не возлагает.

В соответствии с Федеральными авиационными правилами "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", утвержденными приказом Минтранса России от 22.04.2002 N 50 (ред. от 26.06.2017), обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат кандидаты, поступающие в учебные заведения гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров, бортпроводников, специалистов по организации воздушного движения (подпункт 1 пункта 1); согласно порядку медицинского освидетельствования освидетельствуемый кандидат к обучению в учебных заведениях гражданской авиации среди прочего обязан предъявить во ВЛЭК ГА военный билет (для лиц, наличие военного билета у которых предусмотрено в соответствии с законодательством в области воинской обязанности и военной службы), медицинскую справку по форме 086/у; медицинские заключения психиатра и врача психиатра-нарколога и дерматовенеролога; результаты анализов на ВИЧ-инфекцию, гепатиты B и C, RW.

Из взаимосвязанных положений частей 1 и 2 статьи 58, пункта 1 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что состояние здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую и иную деятельность устанавливается при проводимом в установленном порядке исследовании, в том числе в рамках военно-врачебной экспертизы, целью которой является определение годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью).

Пунктами 1, 2 и 3 статьи 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, а также в иных случаях, предусмотренных законом, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей, по результатам которого дается заключение о годности гражданина к военной службе.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 вышеназванной статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:

А - годен к военной службе;

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В - ограниченно годен к военной службе;

Г - временно не годен к военной службе;

Д - не годен к военной службе.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 (далее - Положение).

Согласно пункту 1 Положения военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, а также для решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).

В соответствии с пунктами 3 и 4 Положения на военно-врачебную комиссию возлагается проведение медицинского освидетельствования, в том числе граждан, поступающих на приравненную службу, а также граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.

Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.

В силу пункта 9 Положения военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.

При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию, в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.

При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.

Для проведения освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу или на военные сборы, граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, граждан, не состоящих на военной службе и поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, граждан, изъявивших желание пройти и проходящих военную подготовку в учебных военных центрах, на факультетах военного обучения (военных кафедрах) при образовательных организациях, граждан, прошедших военную подготовку в учебных военных центрах, на факультетах военного обучения (военных кафедрах) и оканчивающих образовательную организацию, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, а также контрольного освидетельствования граждан, получивших отсрочку и освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по заявке начальника отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию, военного комиссара субъекта Российской Федерации выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием.

Исходя из содержания пунктов 84 и 85 Положения граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми. Организация освидетельствования таких граждан возлагается на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации и отделы военных комиссариатов.

В силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 и пункта 1 статьи 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, признанные при призыве ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от призыва на военную службу и зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации. Гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 4 статьи 52). Положением установлено, что освидетельствование и обследование граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе, организуют федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), за исключением граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (статья 69 раздела VI).

Таким образом, на военно-врачебную комиссию возлагается проведение медицинского освидетельствования, в том числе повторного граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе, не проходивших военную службу по состоянию здоровья, и пребывающих в запасе.

Как отмечено в Кассационном Определении Верховного Суда РФ от 8 февраля 2017 г. № 81-КГ16-27, действующее законодательство в его совокупности не устанавливает запрета на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

 

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции законным и обоснованным не является, принято с нарушением норм материального права, а потому на основании пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований, поскольку административным ответчиком доказательств соответствия оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые правоотношения, не представлено, напротив, административный истец указывающий о том, что ранее принятое заключение о признании его ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья является неактуальным и препятствует обучению, представил доказательства о нарушении его прав и законных интересов и соблюдении срока обращения в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309-311, судебная коллегия 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 06 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 07 ░░░░░░ 2017 ░░░░ № 1/5511.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░) ░░░░░░.

 

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

 

 

 

 

░░░░░

6

 

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33а-1274/2019

Категория:
Административные
Статус:
Отменить судебное постановление полностью, принять новое решение, 04.02.2019
Истцы
Чмырев А.В.
Ответчики
Военный комиссариат Зеленоградского АО г. Москвы
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
04.02.2019
Определение суда апелляционной инстанции
06.11.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее