УИД 77RS0017-02-2022-013359-19
дело № 2а-689/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
09 ноября 2022 года адрес
Нагатинский районный суд адрес
в составе председательствующего судьи Калашниковой М.В.,
при помощнике судьи фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России № 24 по адрес к Давлетшиной Асии Салеховне о взыскании недоимки по уплате налога на доходы физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России № 24 по адрес обратилась в суд с административным исковым заявлением к Давлетшиной А.С. о взыскании недоимки по уплате налога на доходы физических лиц.
Требования мотивированы тем, что налогоплательщику фио был исчислен налог на доход физического лица за 2020 год в размере сумма, в связи с тем, что налог уплачен не был, налоговым органом, в соответствии со ст. 69 НК РФ, было выставлено требование об уплате налога на доход физического лица и пени за несвоевременную уплату № 200792 от 15.12.2021 г. Задолженность по налогу на доход физического лица не была погашена и 17.03.2022 г. мировым судьей был вынесен судебный приказ по административному делу № 02-20/2022 по заявлению ИФНС России № 24 по адрес о вынесении судебного приказа на взыскание недоимки по налогу на доходы физического лица с Давлетшиной А.С., который определением мирового судьи от 23.03.2022 г. был отменен, в связи с подачей возражений относительно исполнения судебного приказа. Уточнив заявленные требования, административный истец просит взыскать с Давлетшиной А.С. недоимку по уплате налога на доходы физических лиц в размере сумма
Представитель административного истца фио в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил административное исковое заявление удовлетворить.
Административный ответчик в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, уполномочила на представление интересов представителя, действующего по доверенности фио, которая в судебном заседании уточненные административные исковые требования признала, не возражала против их удовлетворения.
В силу ст. 150 КАС РФ суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в п. 1 ст. 3 НК РФ, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
На основании ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании п. 1 ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками - физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц. Пунктом 4 статьи 226 НК РФ установлено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 228 НК РФ обязанность по исчислению и уплате налога в случае, если он не был удержан налоговым агентом, возлагается на самих налогоплательщиков - физических лиц. При этом согласно пункту 1 статьи 229 и пункту 4 статьи 228 НК РФ такие физические лица обязаны представить в налоговой орган по месту жительства налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также обязуется уплатить исчисленную сумму налога в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу абз. 1 п. 1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается 13 процентов - если сумма налоговых баз, указанных в пункте 2.1 статьи 210 настоящего Кодекса, за налоговый период составляет менее сумма или равна сумма.
В соответствии со ст. 216 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В силу п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета по формам, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ). Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (ст. 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из п. 4 ст. 57 НК РФ.
Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления (Определение от 8 апреля 2010 года N 468-О-О).
Из материалов дела следует, что Давлетшина А.С. являлась собственником 22 земельных участков, расположенных по адресу: адрес. Данные земельные участки в 2020 году были Давлетшиной А.С. проданы различным физическим лицам, в связи с чем, исходя из суммы доходы налоговым органом исчислен налог на доход физического лица за 2020 год в размере сумма
В связи с тем, что налог уплачен не был, налоговым органом, в соответствии со ст. 69 НК РФ, было выставлено требование от 15.12.2021 г. № 200792 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) направленное через личный кабинет налогоплательщика.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней.
Поскольку обязанность по уплате налога на доходы физических лиц административным ответчиком исполнена не была исполнена, ИФНС России № 24 по адрес было подано заявление о вынесении судебного приказа.
17.03.2022 г. мировым судьей судебного участка № 107 адрес был вынесен судебный приказ по административному делу №02а-20/2022 в отношении Давлетшиной А.С. о взыскании недоимки, который ввиду поступления от должника возражений относительно его исполнения определением мирового судьи от 23.03.2022 г. был отменен.
Возражая против удовлетворения исковых требований, административный ответчик ссылалась на то, что сумма налога на доходы физических лиц за 2020 год была исчислена налоговым органом, исходя из кадастровой стоимости проданных земельных участков. Поскольку кадастровая стоимость проданных земельных участков значительно превысила их рыночную стоимость, Давлетшина А.С. обратилась в ГУ адрес «Областное бюро технической инвентаризации» с заявлениями об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости. По результатам рассмотрения заявлений, решениями ГУ адрес «Областное бюро технической инвентаризации» от 21.07.2022 г. кадастровая стоимость ранее принадлежавших Давлетшиной А.С. земельных участков снижена, установлена в размере рыночной стоимости земельных участков. Таким образом, по мнению административного ответчика, имеются основания для перерасчета суммы налога на доходы физических лиц.
Также в ходе рассмотрения дела, административным ответчиком представлена копия налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), поданная Давлетшиной А.С. в ИФНС № 24 по адрес 31.08.2022 г., согласно которой сумма налога, подлежащая уплате, составляет сумма
С данными доводами Давлетшиной А.С. согласился административный истец, уточнив в ходе рассмотрения сумму заявленных требований, указав, что с административного ответчика подлежит взысканию недоимка по уплате налога на доходы физических лиц в размере сумма
Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).
Расчет недоимки судом проверен, данный расчет является правильным, соответствует требованиям законодательства и материалам дела, расчет административным ответчиком фактически не оспорен.
Принимая во внимание вышеизложенное и отсутствие в материалах дела допустимых и относимых доказательств исполнения административным ответчиком обязанности по уплате налога, исковые требования подлежат удовлетворению в связи с тем, что они основаны на законе, предъявлены обоснованно, подтверждены материалами дела, данные требования административного истца административным ответчиком не оспорены.
Таким образом, изложенные административным истцом доводы суд находит верными и обоснованы, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Учитывая изложенное, с Давлетшиной А.С. подлежит взысканию недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в размере сумма
С административного ответчика также подлежит взысканию госпошлина, так как в силу ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, судебные расходы по делу подлежат взысканию с ответчика в размере сумма
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 24 ░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 24 ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 24 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
1