Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Севастополь 24 октября 2017 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Фисюк О.И. при секретаре- Остапенко А.А. с участием представителя истца – Бондаря Е.Н., представителя ответчика – Юникова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Одарюк Ольги Ивановны к Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Севастополе (межрайонное) о признании незаконным решения о перерасчете пенсии и обязании произвести перерасчет пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась с иском к ответчику, уточнив исковые требования, просит признать незаконным решение о перерасчете пенсии и обязать произвести перерасчет пенсии до 15 494,96 руб.
Требования обоснованы тем, что согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ № ответчиком принято решение о перерасчете пенсии, в результате которого ее пенсия уменьшена на 1 000 руб. Истец считает указанное решение незаконным, согласно заключению эксперта пенсия истца должна составлять 15 494,96 руб., в связи с чем она обратилась в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца поддержал иск по изложенным основаниям.
Представитель ответчика иск не признал в полном объеме, пояснил, что пенсия истцу назначена в соответствии с действующим законодательством, заключение эксперта является недопустимым доказательством, поскольку не основано на законе, является необъективным.
Заслушав участников, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее — Федеральный закон № 400-ФЗ) размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно статье 23 Федерального закона № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее — Федеральный Закон № 173-ФЗ) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, противоречащей настоящему Федеральному закону.
Статьей 30 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что в связи с введением в действие настоящего Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по определенной формуле, одним из показателей которой является расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 30 указанного Закона.
Согласно пункту 3 статьи 30 данного Закона отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается размер не свыше 1,2.
Для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, установлено более высокое, чем для других граждан, соответствующее соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, учитываемое при оценке пенсионных прав, а именно:
- не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
- не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
- не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.04.2003 N 22 по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации утверждено Разъяснение N 3 от 22.04.2003 "О порядке применения положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей.
В силу пункта 4 Разъяснения N 3 от 22.04.2003 лицам, по состоянию на 01.01.2002 проживающим за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также за пределами территории Российской Федерации, повышенное отношение заработков определяется на основании сведений о заработке за периоды, предусмотренные п. 2 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, то есть за 2000-2001 либо за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в состав заработка, приходящегося на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
В случаях, когда в справке о заработке отсутствуют сведения о размере начисленного районного коэффициента, по желанию лица, подтвержденного письменным заявлением, повышенное отношение заработков устанавливается на основании сведений о размере непроизводственного районного коэффициента, установленного в том районе Крайнего Севера и приравненной к нему местности, где протекала трудовая деятельность лица, продолжительностью не менее одного полного месяца. При этом, если трудовая деятельность не менее указанной продолжительности имела место в нескольких районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то в учитываемом периоде принимается во внимание размер непроизводственного районного коэффициента по району или местности последней работы, приходящийся на этот период.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями" определено, что впредь до установления размера районного коэффициента при назначении указанным лицам пенсий применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 года, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.
В соответствии с пунктом 2 названного Постановления Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации уполномочено давать разъяснения по применению районных коэффициентов.
Согласно пункту 8 Информационного письма Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 N 670-9, ПФ РФ от 09.06.2003 N 25-23/5995 районом, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1.20, является <адрес>.
Согласно материалам выплатного дела № Одарюк Ольга Ивановна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем страховой пенсии по старости, размер пенсии с ДД.ММ.ГГГГ составлял 14 667,67 руб.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Одарюк О.И. обратилась в Управление с заявлением о перерасчете пенсии в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ. К заявлению были приложены: паспорт гражданина РФ, справки, подтверждающие среднемесячный заработок за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. в учреждении ЯБ-257/7(ИТК-7) УИТУ УВД Хабаровского крайисполкома <адрес>.
Распоряжением Управления был произведен перерасчет размера пенсии, в ходе которого была выявлена допущенная сотрудниками Управления ошибка - неверно рассчитанное отношение заработной платы 1,381.
Пунктом 4 статьи 28 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Из материалов дела и пояснений представителя ответчика следует, что пенсионное дело Одарюк О.И. было приведено в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, размер пенсии с ДД.ММ.ГГГГ составил 13 698,11 руб.
Суд полагает, что у ответчика отсутствуют законные снования для перерасчета Одарюк О.И. размера пенсии с учетом отношения ее среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в размере более чем 1,2, поскольку предоставленные справки о заработной плате не содержат информацию о периодах работы, за которые заработная плата начислялась с применением коэффициента 1,381.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ судом назначена судебная бухгалтерская экспертиза.
Согласно заключению судебной бухгалтерской экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Заключение) ФБУ Севастопольской ЛСЭ Минюста России размер пенсии Одарюк Ольги Ивановны с учётом расчёта данных, содержащихся в материалах её выплатного дела, составил: с ДД.ММ.ГГГГ - 12 659,62 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ - 14 103,13 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ - 14 667,67 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ - 15 459,65 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ - 15 494,96 руб.
На основании части 1 статьи 85 ГПК РФ эксперт обязан принять к производству порученную ему судом экспертизу и провести полное исследование представленных материалов и документов; дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам и направить его в суд, назначивший экспертизу; явиться по вызову суда для личного участия в судебном заседании и ответить на вопросы, связанные с проведенным исследованием и данным им заключением.
В силу требований частей 1 и 2 статьи 86 ГПК РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. В случае, если эксперт при проведении экспертизы установит имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции" разъяснено, что при исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность содержащихся в нем выводов.
Суд полагает, что экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ ФБУ Севастопольская ЛСЭ Минюста России составлено с нарушением требований части 1 статьи 79, части 1 статьи 85, части 2 статьи 86 ГПК РФ.
Так, в заключении (л.д.155) перечислены документы, в которых указан размер отношения заработка 1,381, в то время, как в материалах пенсионного дела есть иные документы с отношением заработка в размере 1,2.
Эксперт обращает внимание на то, что в материалах пенсионного дела имеется результат расчёта пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, в котором месяц исправлен вручную с «2» на «3», однако другие исправления, такие как исправление отношения заработка с 1,4 на 1,2, во внимание не берет.
Из заключения усматривается, что экспертом проведено выборочное исследование материалов пенсионного дела Одарюк О.И., для расчета пенсии взяты не все имеющиеся данные.
Эксперт ссылается на сайт – https://assistentus.ru, который не является официальным источником органов государственной власти и не поименован в перечне нормативных актов, которые использовались при проведении экспертного исследования. Размеры районных коэффициентов, указанные на данном сайте, применяются к заработной плате рабочих и служащих, а не при определении размера пенсии в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (л.д. 160).
В заключении эксперт ссылается на письмо ПФР №, указывается районный коэффициент в <адрес> - 1,5, однако на самом деле в письме значится районный коэффициент в размере 1,2 (л.д. 159).
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи. Таким образом, законом предусмотрены несколько вариантов расчета размера пенсии, однако в заключении данная норма раскрыта не в полном объеме, а указано: «2. Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо» (л.д. 157).
В заключении (л.д. 157-159) эксперт ссылается на нормативно-правовые акты, которые определяют порядок применения повышенного отношения заработка (свыше 1,2), однако при расчете размера пенсии данные нормы не применяет.
В определении Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ суд указал эксперту об осуществлении всех возможных вариантов расчета пенсии Одарюк О.И. при наличии противоречия данных, содержащихся в материалах пенсионного дела. Эксперт таких вариантов не представил, тогда как в материалах дела имеются как расчет пенсии, произведенный истцом, так и расчет пенсии, произведенный ответчиком.
Экспертом не приложены к заключению документы, подтверждающие сведения о высшем образовании, дополнительном профессиональном образовании по конкретной экспертной специальности, определяющие уровень квалификации эксперта и право производить судебную экспертизу.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что заключение не отвечает требованиям, предъявляемым действующим законодательством к экспертному заключению, а потому не является допустимым доказательством по делу.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех имеющихся доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, учитывая изложенные выше обстоятельства, оценивая пояснения представителей сторон, материалы пенсионного дела Одарюк О.И. (л.д.40-145), заключение судебной бухгалтерской экспертизы, иные письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
При таких обстоятельствах, исходя из положений ст. 98 ГПК РФ, судебные расходы истца на оплату государственной пошлины и судебной экспертизы возмещению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 98, 196 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Одарюк Ольги Ивановны к Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Севастополе (межрайонное) о признании незаконным решения о перерасчете пенсии и обязании произвести перерасчет пенсии отказать.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины и судебной экспертизы отнести на истца.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья –