УИД 36RS0006-01-2021-006138-44
№ 2а-3888/21
Строка 3.024а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«11» октября 2021 года Центральный районный суд г.Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при секретаре Агаповой А.Ю.,
с участием:
представителя административного истца по доверенности Пищугиной Э.А..,
представителя административного ответчика по доверенности Шамариной А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Козлова Ильи Игоревича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконными отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
установил:
Козлов И.И. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он обратился к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы перераспределения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Решением от 08.06.2021 № Козлову И.И. было отказано в удовлетворении данного заявления по тем основаниям, что на представленной схеме излишне отражено нежилое строение, обозначенное «Н», расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером № рассматриваемый земельный участок расположен в границах зоны регулирования застройки хозяйственной деятельности (ЗРЗ-1) объекта культурного наследия регионального значения «<адрес>» (<адрес>), что не указано в представленной схеме; на дополнительном земельном участке, включенном в порядке перераспределения земель, находится нежилое строение, на которое не представлены копии правоустанавливающих документов или правоудостоверяющих документов (л.д.5-8).
Административный истец Козлов И.И. считает данное решение незаконным, просит его отменить и возложить обязанность на административного ответчика повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы перераспределения земельного участка, ссылаясь на то, что сведения о зоне охраны искусственных объектов, её площади и координатном описании были отражены в схеме расположения применительно к данному земельному участку; находящееся на присоединяемом земельном участке нежилое строение не находится в собственности иных граждан и юридических лиц, а также в государственной или муниципальной собственности и административный ответчик мог самостоятельно осуществить запрос сведения о зарегистрированных правах на нежилое здание в рамках межведомственного взаимодействия; вопрос о признании права собственности на самовольную постройку при отсутствии земельного участка под нежилым строением в судебном порядке решен быть не может; земельный участок обнесен искусственным ограждением и находящаяся на нем постройка не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан (л.д.5-6).
Административный истец Козлов И.И. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель административного истца по доверенности Пищугина Э.А. поддержала исковые требования, пояснила изложенное, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Шамарина А.Г. в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражала, считала отказ в утверждении схемы перераспределения земельного участка обоснованным.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании части 11 указанной статьи, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 статьи 226 – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействия).
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п.1 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещения которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.2 ст. 11.10 ЗК РФ).
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Согласно п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с п.1 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Согласно п.8 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
В силу п.9 ст.39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса (п.п.3 п.9 ст.39.29 ЗК РФ);
- имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (п.п.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ);
- приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (п.п.12 п.9 ст.39.29 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 (ред. от 13.10.2016) утверждены Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (далее – Требования).
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (далее - Требования) устанавливают правила оформления схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) (п.1 Требований).
Согласно п.п.3, 4 Требований схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить. Схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Как следует из материалов дела, Козлову И.И. на основании договора купли-продажи от 23.09.2020 принадлежит на праве собственности земельный участок кадастровый №, площадью 449 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: <адрес> что подтверждается копией выписки из ЕГРН (л.д.13-15).
12.05.2021 административный истец Козлов И.И. обратился к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы перераспределения земельного участка (л.д.11) на кадастровом плане территории для дальнейшего проведения кадастровых работ по перераспределению земельных участков для последующего заключения соглашения о перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, государственная (муниципальная) собственность на которые не разграничена, в котором указал, что перераспределение земельных участков необходимо для увеличения площади земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> (л.д.30).
В соответствии с законом Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области, законом Воронежской области от 30.12.2014 № 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области», положением о департаменте, утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее – Департамент) является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, а также земельными участками, находящимися в городском округе город Воронеж, право государственной собственности на которые не разграничено.
13.05.2021 Департаментом был направлен запрос в Управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж о предоставлении информации о вышеуказанном земельном участке на кадастровом плане территории и согласно поступившему ответу от 18.05.2021 земельный участок полностью расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ-1) объекта культурного наследия регионального значения «<адрес>» (<адрес>). На представленной схеме расположения земельный участок площадью 683 кв.м включает в свой состав земельный участок площадью 489 кв.м (кадастровый №) с разрешенным использованием «индивидуальное жилищное строительство», который согласно данным публичной кадастровой карты портала услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии состоит на кадастровом учете с 18.12.2001 и дополнительный земельный участок, площадью 194 кв.м, который с учетом его расположения, конфигурации и площади, не может быть использован в качестве самостоятельного для строительства капитальных объектов (л.д.36-38).
14.05.2021 ОГБУВО «Управление природных ресурсов» была произведена выездная проверка с фотофиксацией земельного участка площадью 683 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по итогам которой составлен акт проверки (л.д.40). Согласно акту проверки земельный участок площадью 683 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, фактически занимает площадь 810 кв.м и на нем расположена часть жилого дома с пристройкой и навесом, нежилое строение, зеленые насаждения, ограждение, элементы благоустройства. Установлен факт самовольного занятия земель, государственная собственность на которые не разграничена, приблизительной площадью 127 кв.м. (л.д.40, 41-43).
Решением Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 08.06.2021 № Козлову И.И. было отказано в утверждении схемы указанного выше земельного участка на основании п.п.3, 11, 12 п.9 ст.39.29 ЗК РФ (л.д. 7-10) по тем основаниям, что на представленной схеме излишне отражено нежилое строение, обозначенное «Н», расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером №. Согласно информации управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж, рассматриваемый земельный участок расположен в границах зоны регулирования застройки хозяйственной деятельности (ЗРЗ-1) объекта культурного наследия регионального значения «<адрес>» (<адрес>), что не указано в представленной схеме; на дополнительном земельном участке, включенном в порядке перераспределения земель, находится нежилое строение, на которое Козловым И.И. не представлены копии правоустанавливающих документов или правоудостоверяющих документов.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административный истец в обоснование заявленных исковых требований ссылается на то, что сведения о зоне охраны искусственных объектов, её площади и координатном описании были отражены в схеме расположения применительно к данному земельному участку.
Однако суд полагает данный довод необоснованным, поскольку в схеме перераспределения земельного участка, представленной на утверждение административному истцу, не указано наименование зоны регулирования застройки хозяйственной деятельности (ЗРЗ-1) объекта культурного наследия регионального значения <адрес>» (<адрес>), площадь формируемого земельного участка составляет 683 кв.м, а зона охраны искусственных объектов на схеме указана площадью 669 кв.м.
Довод административного истца о том, что находящееся на присоединяемым земельном участке нежилое строение не находится в собственности иных граждан и юридических лиц, а также в государственной или муниципальной собственности и административный ответчик мог самостоятельно осуществить запрос сведения о зарегистрированных правах на нежилое здание в рамках межведомственного взаимодействия суд не принимает во внимание, поскольку из ответа Департамента от 20.08.2021 № 52-17-15218 следует, что по сведениям публичной кадастровой карты находящееся на земельном участке нежилое строение не состоит на государственном кадастровом учете и направить запрос в Управление Росреестра по Воронежской области о предоставлении выписки из ЕГРН о зарегистрированных правах не представляется возможным (л.д.48-49).
Доводы административного истца о том, что вопрос о признании права собственности на самовольную постройку при отсутствии земельного участка под нежилым строением в судебном порядке решен быть не может и о том, что земельный участок обнесен искусственным ограждением и находящаяся на нем постройка не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, суд отклоняет как необоснованные, по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Право собственности на самовольную постройку, возведенную лицом на принадлежащем ему земельном участке, может быть признано судом, если лицо имеет право на земельный участок и соблюдено целевое назначение этого участка, если сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также если лицом соблюдены установленные градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные правила и нормативы. При несоблюдении указанных требований применяется п. 2 ст. 222 ГК РФ, в котором предусмотрен снос строения, запрет распоряжения строением.
Согласно п.2 ст.222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Споры о праве собственности на самовольную постройку не относятся к спорам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий и не подлежат рассмотрению в рамках КАС РФ.
Административным истцом в ходе судебного разбирательства не представлено правоустанавливающих или правоудовтоверяющих документов на нежилое здание, расположенное на дополнительном земельном участке, включенном в порядке перераспределения земель.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Оценивая представленные доказательств в совокупности, суд приходит к выводу о том, что поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что в представленная административным истцом схема перераспределения земельного участка не соответствует Требованиям, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 (ред. от 13.10.2016), у административного истца отсутствуют правоустанавливающие или правоудовтоверяющие документы на нежилое здание, расположенное на дополнительном земельном участке, включенном в порядке перераспределения земель; в схеме не нашел отражения тот факт, что рассматриваемый земельный участок расположен в границах зоны регулирования застройки хозяйственной деятельности (ЗРЗ-1) объекта культурного наследия регионального значения «Здание Лесотехнического института», то у административного ответчика имелись правовые основания для принятия решения об отказе в утверждении представленной административным истцом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения, вынесено обоснованно.
Требования истца о возложении обязанности утвердить схему перераспределения земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> из земель, государственная собственность на которые не разграничена, являются производными от требований, в удовлетворении которых административному истцу отказано, следовательно, данные требования не подлежат удовлетворению.
Кроме того, суд полагает, что не может быть возложена на ответчика обязанность утвердить схему перераспределения указанного земельного участка, поскольку это будет подменять полномочия Департамента по принятию решения о предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.
С учетом вышеизложенного суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Козлова Ильи Игоревича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконными отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судьи Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 18.10.2021.
УИД 36RS0006-01-2021-006138-44
№ 2а-3888/21
Строка 3.024а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«11» октября 2021 года Центральный районный суд г.Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при секретаре Агаповой А.Ю.,
с участием:
представителя административного истца по доверенности Пищугиной Э.А..,
представителя административного ответчика по доверенности Шамариной А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Козлова Ильи Игоревича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконными отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
установил:
Козлов И.И. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он обратился к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы перераспределения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Решением от 08.06.2021 № Козлову И.И. было отказано в удовлетворении данного заявления по тем основаниям, что на представленной схеме излишне отражено нежилое строение, обозначенное «Н», расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером № рассматриваемый земельный участок расположен в границах зоны регулирования застройки хозяйственной деятельности (ЗРЗ-1) объекта культурного наследия регионального значения «<адрес>» (<адрес>), что не указано в представленной схеме; на дополнительном земельном участке, включенном в порядке перераспределения земель, находится нежилое строение, на которое не представлены копии правоустанавливающих документов или правоудостоверяющих документов (л.д.5-8).
Административный истец Козлов И.И. считает данное решение незаконным, просит его отменить и возложить обязанность на административного ответчика повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы перераспределения земельного участка, ссылаясь на то, что сведения о зоне охраны искусственных объектов, её площади и координатном описании были отражены в схеме расположения применительно к данному земельному участку; находящееся на присоединяемом земельном участке нежилое строение не находится в собственности иных граждан и юридических лиц, а также в государственной или муниципальной собственности и административный ответчик мог самостоятельно осуществить запрос сведения о зарегистрированных правах на нежилое здание в рамках межведомственного взаимодействия; вопрос о признании права собственности на самовольную постройку при отсутствии земельного участка под нежилым строением в судебном порядке решен быть не может; земельный участок обнесен искусственным ограждением и находящаяся на нем постройка не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан (л.д.5-6).
Административный истец Козлов И.И. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель административного истца по доверенности Пищугина Э.А. поддержала исковые требования, пояснила изложенное, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Шамарина А.Г. в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражала, считала отказ в утверждении схемы перераспределения земельного участка обоснованным.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании части 11 указанной статьи, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 статьи 226 – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействия).
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п.1 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещения которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.2 ст. 11.10 ЗК РФ).
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Согласно п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с п.1 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Согласно п.8 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
В силу п.9 ст.39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса (п.п.3 п.9 ст.39.29 ЗК РФ);
- имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (п.п.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ);
- приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (п.п.12 п.9 ст.39.29 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 (ред. от 13.10.2016) утверждены Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (далее – Требования).
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (далее - Требования) устанавливают правила оформления схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) (п.1 Требований).
Согласно п.п.3, 4 Требований схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить. Схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Как следует из материалов дела, Козлову И.И. на основании договора купли-продажи от 23.09.2020 принадлежит на праве собственности земельный участок кадастровый №, площадью 449 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: <адрес> что подтверждается копией выписки из ЕГРН (л.д.13-15).
12.05.2021 административный истец Козлов И.И. обратился к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы перераспределения земельного участка (л.д.11) на кадастровом плане территории для дальнейшего проведения кадастровых работ по перераспределению земельных участков для последующего заключения соглашения о перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, государственная (муниципальная) собственность на которые не разграничена, в котором указал, что перераспределение земельных участков необходимо для увеличения площади земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> (л.д.30).
В соответствии с законом Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области, законом Воронежской области от 30.12.2014 № 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области», положением о департаменте, утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее – Департамент) является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, а также земельными участками, находящимися в городском округе город Воронеж, право государственной собственности на которые не разграничено.
13.05.2021 Департаментом был направлен запрос в Управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж о предоставлении информации о вышеуказанном земельном участке на кадастровом плане территории и согласно поступившему ответу от 18.05.2021 земельный участок полностью расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ-1) объекта культурного наследия регионального значения «<адрес>» (<адрес>). На представленной схеме расположения земельный участок площадью 683 кв.м включает в свой состав земельный участок площадью 489 кв.м (кадастровый №) с разрешенным использованием «индивидуальное жилищное строительство», который согласно данным публичной кадастровой карты портала услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии состоит на кадастровом учете с 18.12.2001 и дополнительный земельный участок, площадью 194 кв.м, который с учетом его расположения, конфигурации и площади, не может быть использован в качестве самостоятельного для строительства капитальных объектов (л.д.36-38).
14.05.2021 ОГБУВО «Управление природных ресурсов» была произведена выездная проверка с фотофиксацией земельного участка площадью 683 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по итогам которой составлен акт проверки (л.д.40). Согласно акту проверки земельный участок площадью 683 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, фактически занимает площадь 810 кв.м и на нем расположена часть жилого дома с пристройкой и навесом, нежилое строение, зеленые насаждения, ограждение, элементы благоустройства. Установлен факт самовольного занятия земель, государственная собственность на которые не разграничена, приблизительной площадью 127 кв.м. (л.д.40, 41-43).
Решением Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 08.06.2021 № Козлову И.И. было отказано в утверждении схемы указанного выше земельного участка на основании п.п.3, 11, 12 п.9 ст.39.29 ЗК РФ (л.д. 7-10) по тем основаниям, что на представленной схеме излишне отражено нежилое строение, обозначенное «Н», расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером №. Согласно информации управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж, рассматриваемый земельный участок расположен в границах зоны регулирования застройки хозяйственной деятельности (ЗРЗ-1) объекта культурного наследия регионального значения «<адрес>» (<адрес>), что не указано в представленной схеме; на дополнительном земельном участке, включенном в порядке перераспределения земель, находится нежилое строение, на которое Козловым И.И. не представлены копии правоустанавливающих документов или правоудостоверяющих документов.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административный истец в обоснование заявленных исковых требований ссылается на то, что сведения о зоне охраны искусственных объектов, её площади и координатном описании были отражены в схеме расположения применительно к данному земельному участку.
Однако суд полагает данный довод необоснованным, поскольку в схеме перераспределения земельного участка, представленной на утверждение административному истцу, не указано наименование зоны регулирования застройки хозяйственной деятельности (ЗРЗ-1) объекта культурного наследия регионального значения <адрес>» (<адрес>), площадь формируемого земельного участка составляет 683 кв.м, а зона охраны искусственных объектов на схеме указана площадью 669 кв.м.
Довод административного истца о том, что находящееся на присоединяемым земельном участке нежилое строение не находится в собственности иных граждан и юридических лиц, а также в государственной или муниципальной собственности и административный ответчик мог самостоятельно осуществить запрос сведения о зарегистрированных правах на нежилое здание в рамках межведомственного взаимодействия суд не принимает во внимание, поскольку из ответа Департамента от 20.08.2021 № 52-17-15218 следует, что по сведениям публичной кадастровой карты находящееся на земельном участке нежилое строение не состоит на государственном кадастровом учете и направить запрос в Управление Росреестра по Воронежской области о предоставлении выписки из ЕГРН о зарегистрированных правах не представляется возможным (л.д.48-49).
Доводы административного истца о том, что вопрос о признании права собственности на самовольную постройку при отсутствии земельного участка под нежилым строением в судебном порядке решен быть не может и о том, что земельный участок обнесен искусственным ограждением и находящаяся на нем постройка не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, суд отклоняет как необоснованные, по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Право собственности на самовольную постройку, возведенную лицом на принадлежащем ему земельном участке, может быть признано судом, если лицо имеет право на земельный участок и соблюдено целевое назначение этого участка, если сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также если лицом соблюдены установленные градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные правила и нормативы. При несоблюдении указанных требований применяется п. 2 ст. 222 ГК РФ, в котором предусмотрен снос строения, запрет распоряжения строением.
Согласно п.2 ст.222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Споры о праве собственности на самовольную постройку не относятся к спорам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий и не подлежат рассмотрению в рамках КАС РФ.
Административным истцом в ходе судебного разбирательства не представлено правоустанавливающих или правоудовтоверяющих документов на нежилое здание, расположенное на дополнительном земельном участке, включенном в порядке перераспределения земель.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Оценивая представленные доказательств в совокупности, суд приходит к выводу о том, что поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что в представленная административным истцом схема перераспределения земельного участка не соответствует Требованиям, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 (ред. от 13.10.2016), у административного истца отсутствуют правоустанавливающие или правоудовтоверяющие документы на нежилое здание, расположенное на дополнительном земельном участке, включенном в порядке перераспределения земель; в схеме не нашел отражения тот факт, что рассматриваемый земельный участок расположен в границах зоны регулирования застройки хозяйственной деятельности (ЗРЗ-1) объекта культурного наследия регионального значения «Здание Лесотехнического института», то у административного ответчика имелись правовые основания для принятия решения об отказе в утверждении представленной административным истцом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения, вынесено обоснованно.
Требования истца о возложении обязанности утвердить схему перераспределения земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> из земель, государственная собственность на которые не разграничена, являются производными от требований, в удовлетворении которых административному истцу отказано, следовательно, данные требования не подлежат удовлетворению.
Кроме того, суд полагает, что не может быть возложена на ответчика обязанность утвердить схему перераспределения указанного земельного участка, поскольку это будет подменять полномочия Департамента по принятию решения о предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.
С учетом вышеизложенного суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Козлова Ильи Игоревича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконными отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судьи Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 18.10.2021.