Дело № 2-166/2020
УИД-28RS0№-48
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 октября 2020 года с. Ромны
Ромненский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Коломеец М.А.,
при секретаре Косицыной И.И.,
с участием: помощника прокурора Ромненского района Амурской области Самойленко А.С.,
представителя ответчика - исполняющего обязанности главного врача ГБУЗ АО «Ромненская больница» Федченко Т.С., действующей на основании приказа о возложении обязанностей от №
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ромненкого района Амурской области, в интересах неопределенного круга лиц, к ГБУЗ АО «Ромненская больница» о признании приказа исполняющего обязанности главного врача ГБУЗ АО «Ромненская больница» № «Об отмене выплат стимулирующего характера медицинского персоналу» незаконным и его отмене,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ромненского района обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя его тем, что 17.12.2018 главным врачом ГБУЗ Амурской области «Ромненская больница» утверждено Положение об оплате труда работников ГБУЗ Амурской области «Ромненская больница», которое согласованно с профсоюзной организацией ГБУЗ Амурской области «Ромненская больница» (далее - Положение). В ходе проверки установлено, что в соответствии с п. 4 Положения предусмотрены выплаты стимулирующего характера. В соответствии с п. 4.3 Положения об оплате труда, механизм, периодичность, размер и другие аспекты осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с Приложением № 6 «Порядок распределения и осуществления выплат стимулирующего характера за высокие результаты работы» (далее - Порядок) к данному Положению. Согласно указанного Порядка размер и условия осуществления выплат стимулирующего характера предусматриваются в трудовом договоре с работником (дополнительном соглашении к трудовому договору). При отсутствии в учреждении средств, решением руководителя учреждения, начисление выплат стимулирующего характера работникам учреждения может быть прекращено полостью или до истечения установленного срока. Показатели эффективности деятельности работников увязываются с удовлетворенностью граждан качеством оказания медицинской помощи и отсутствием обоснованных жалоб. Также учитывается соблюдение трудовой дисциплины и кодексов профессиональной этике. Таким образом, основанием для отмены выплат стимулирующего характера является: наличие обоснованных жалоб граждан; нарушения трудовой дисциплины и кодексов профессиональной этики. Приказом и.о. главного врача ГБУЗ Амурской области «Ромненская больница» от 16.07.2019 № 129 «Об отмене выплат стимулирующего характера медицинскому персоналу» из-за недостатка финансовых средств и наличия просроченной кредиторской задолженности согласно п. 5 о выплатах стимулирующего характера дополнительного соглашения от 02.07.2018 к трудовому договору приостановлено временно начисления выплат стимулирующего характера до улучшения финансового состояния учреждения. Вместе с тем, дополнительные соглашения 02.07.2018 к трудовым договорам с работниками ГБУЗ АО «Ромненская больница» не заключались, в связи с чем, данный локальный нормативный акт не содержит нормы трудового права, и его действие на работников учреждения здравоохранения не может распространятся. Кроме того, указанные основания для отмены выплат стимулирующего характера не предусмотрены Порядком распределения и осуществления выплат стимулирующего характера. Таким образом, приказ и.о. главного врача ГБУЗ Амурская область «Ромненская больница» от 16.07.2019 № 129 «Об отмене выплат стимулирующего характера медицинскому персоналу» является незаконным и подлежит отмене. По результатам проверки прокуратурой района 25.05.2020 на данный приказ принесен протест, с требованием его отмены, как изданного незаконно. До настоящего времени ответ о результатах рассмотрения данного протеста в прокуратуру района не поступил, приказ не отменен и продолжает действовать, в связи с чем, нарушаются права работников ГБУЗ Амурской области «Ромненская больница» на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. В связи с чем, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился с данным заявлением в суд в защиту трудовых прав коллектива работников ГБУЗ АО «Ромненская больница», круг лиц которых как он считает, является неопределённым в связи невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также, в отношении которых невозможно решить вопрос о правах иобязанностях каждого из них при разрешении дела.
20 октября 2020 года в Ромненский районный суд от ответчика поступил отзыв на исковое заявление, согласно которого ответчик указывает, что в ГБУЗ АО «Ромненская больница» кредиторская задолженность, начиная с 2016 г., складывалась следующим образом в 2016 году - № рублей; 2017 году - № рублей, 2018 году - № рублей (была оказана помощь Министерством здравоохранения Амурской области по погашению кредиторской задолженности), 2019 году - № рублей. По состоянию на 01.10.2020 г. - № рублей. В дополнительном соглашении к трудовому договору 01.01.2016 г. п. 5 прописано «При отсутствии или недостатке финансовых средств (наличие кредиторской задолженности), и в случае уменьшения бюджетных средств по независящим от учреждения причинам, администрация имеет право снять стимулирующие доплаты и надбавки, либо приостановить их выплату, либо пересмотреть их размеры». В связи с тем, что в 2019 г. сложилась высокая кредиторская задолженность (№) был издан приказ по ГБУЗ АО «Ромненская больница» и. о. главного врача И.. от № «Об отмене выплат стимулирующего характера медицинским работником» при этом была допущена ошибка при ссылке на дополнительное соглашение вместо 01.01.2016 г. напечатано от 02.07.2018 г. По состоянию на 19.10.2020 г. в ГБУЗ АО «Ромненская больница» кредиторская задолженность составляет № рублей и нет финансовых средств для выплат стимулирующего характера.
В судебном заседании помощник прокурора Ромненского района Самойленко А.С. исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснив, что при изучении лицевых счетов каждого работника здравоохранения видно, что до периода вынесения приказа об отмене этих стимулирующих выплат, они начислялись и выплата производилась. после издания этого приказа, эта выплата прекратилась. в 2020 году она тоже не начисляется и не выплачивается. в ходе проверки было установлено, что данная выплата, это выплата стимулирующего характера, это выплата за интенсивность и высокие результаты работы. В приказе который отменяет эти стимулирующие выплаты, там не конкретизировано, какие это выплаты, в приказе ссылка на дополнительное соглашение от 2018 года. Согласно положения о стимулирующих выплатах, нет основания по дополнительному соглашению. Там имеются другие основания. Считает, что данный приказ незаконен и подлежит отмене.
Представитель ответчика – и.о. главного врача ГБУЗ АО «Ромненская больница» Федченко Т.С. исковые требования признала в части, дополнительно пояснив, что считает приказ и.о. главного врача от ДД.ММ.ГГГГ. № 129 «Об отмене выплат стимулирующего характера медицинским работником» законным и соответствующим условиям, определенных в дополнительных соглашениях к трудовым договорам с работниками. В ГБУЗ АО «Ромненская больница» сложились финансовые трудности, 15 млн. рублей кредиторской задолженности, в связи с чем, учреждение издало данный приказ, имея полномочия, отраженные в пункте 5 дополнительных соглашений, в случае финансовых затруднений приостанавливать выплаты стимулирующего характера медицинским работникам. Между тем признаёт ошибку в оформлении приказа, так как в тексте приказа допущена ошибка при ссылке как основания его издания на дополнительное соглашение от 02.07.2018 года. С указанной датой дополнительные соглашения с работниками не заключались. Кроме этого, представитель ответчика пояснила, что в данном приказе администрация учреждения под временным приостановлением начислений выплат стимулирующего характера подразумевалась стимулирующая надбавка за высокие результаты работы, то есть за работу сверх нормы. Выполнение показателей по каждому специалисту оформляется отдельно, потому что у каждого свои показатели. До 100 % выполнение объемов работ оплачиваются из средств медицинского страхования (ФОМСом). Когда они выполняют норму, это просто заработная плата, всё что свыше, это стимулирующая выплата. Они это рассматривали ежемесячно по каждому специалисту в соответствии с положением об оплате труда. В связи с финансовыми трудностями, учреждению не может выплачивать данную стимулирующую выплату. Остальные все стимулирующие выплаты продолжаются выплачиваться медицинским работникам по настоящее время.
Выслушав помощника прокурора района Самойленко А.С., представителя ответчика, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.
Учитывая, что в ГБУЗ АО «Ромненская больница» осуществляет трудовую деятельность 136 медицинских работников, круг лиц, которых затрагивает обжалуемый локальный нормативный акт, количество работников постоянно изменяется в связи с увольнением и приёмом на работу новых работников, невозможно индивидуализировать (определить) и привлечь в процесс в качестве истцов всех работников, а также указать их в решении суда, в связи с чем, суд признает право прокурора Ромненского района на обращение в суд с конкретным исковым заявлением в защиту трудовых прав коллектива работников ГБУЗ АО «Ромненская больница», круг которых является неопределённым.
В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В силу положений статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно абз. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
В соответствии с ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Одним из основных принципов формирования систем оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений Амурской области как следует из ст. 3 Закона Амурской области от 31.12.2009 № 294-ОЗ «Об основах установления систем оплаты труда работников областных бюджетных, автономных и казенных учреждений», соблюдение государственных гарантий по оплате труда работников, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и области; является обеспечение зависимости заработной платы каждого работника учреждения от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы без ограничения заработной платы максимальным размером; обеспечение работодателем равной оплаты труда равной ценности при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера; обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников учреждений.
Этим же Законом Амурской области от 31.12.2009 № 294-ОЗ предусмотрено, что основным элементом оплаты труда работников учреждений осуществляется в соответствии с системами оплаты труда по видам экономической деятельности и включает в себя: оклады (должностные оклады), ставки заработной платы; выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера. (ч.1 ст. 2)
В силу ч. 1 и 3 ст. 6 Законом Амурской области от 31.12.2009 № 294-ОЗ виды выплат компенсационного и стимулирующего характера, входящих в систему оплаты труда работников учреждений, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также в соответствии с перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера, утверждаемыми Правительством области.
Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников данных учреждений.
Из положений ч. 2 ст. 7 Законом Амурской области от 31.12.2009 № 294-ОЗ следует, что фонд оплаты труда работников областного бюджетного, автономного учреждений формируется на календарный год исходя из размера субсидий областному бюджетному, автономному учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объема средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области, направленных на возмещение затрат учреждения на оказание медицинских услуг, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
В соответствии с п. 1 Положения об установлении систем оплаты труда работников областных бюджетных, автономных и казенных учреждений и работников органов государственной власти и иных государственных органов Амурской области по должностям, не отнесенным к государственным должностям и должностям государственной гражданской службы, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 28.04.2010 № 209 (далее- Положение), системы оплаты труда работников областных бюджетных, автономных и казенных учреждений (далее - областные учреждения) и работников органов государственной власти и иных государственных органов Амурской области (далее - государственные органы области) по должностям, не отнесенным к государственным должностям и должностям государственной гражданской службы (далее - работники областных учреждений, работники), которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами области, а также настоящим Положением.
Согласно п. 6 данного Положения, размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера работникам (за исключением руководителей областных учреждений) устанавливаются в соответствии с пунктом 2.1 настоящего Положения, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами с учетом разрабатываемых в областном учреждении, государственном органе области показателей и критериев оценки эффективности труда работников этих учреждений (органов).
Конкретные выплаты стимулирующего характера (надбавки, премии, повышающие коэффициенты и иные поощрительные выплаты) устанавливаются исходя из целевых направлений (видов выплат стимулирующего характера), указанных в приложении № 2 к настоящему Положению.
Из приложения № 2 к настоящему Положению следует, что устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы; выплаты за наличие ученой степени, почетных званий.
Пунктом 2.1. коллективного договора ГБУЗ АО «Ромненская больница» на 2019 - 2021 годы, утвержденного и.о. главного врача учреждения, председателем профсоюзного комитета и зарегистрированным управлением занятости населения Амурской области 05.08.2019 года, предусмотрено, что заработную плату производить в соответствии с едиными ежегодными рекомендациями Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по установлению на федеральном, региональном и местном уровне систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Оплату труда работников производить из фонда оплаты труда, формируемого за счет поступлений бюджетных средств, средств обязательного медицинского страхования.
Из п. 2.1.7 коллективного договора учреждения следует, условия оплаты труда, определенные настоящим коллективным договором, локальными нормативными актами (приказами) организации, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными ТК РФ, законами, иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно п. 2.20.1 данного коллективного договора, надбавки стимулирующего характера регламентируются Положением по оплате труда работников ГБУЗ АО «Ромненская больница».
Как следует из пунктов 4.1. и 4.2 Положения об оплате труда работников ГБУЗ АО «Ромненская больница», с изменениями введенными в действие с 01.03.2019 года, установленным приложением № 2 к Положению об установлении систем оплаты труда работников областных бюджетных, автономных и казенных учреждений и работников органов государственной власти и иных государственных органов Амурской области по должностям, не отнесенным к государственным должностям и должностям государственной гражданской службы, утвержденного постановлением Правительства области от 28.04.2010 № 209, работникам могут устанавливаться в пределах фонда оплаты труда выплаты стимулирующего характера:
а) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы:
надбавка за высокие результаты работы;
персональный повышающий коэффициент к окладу (должностному окладу);
надбавка за работу в учреждении (структурном подразделении), расположенном в сельской местности;
б) выплаты за качество выполняемых работ:
надбавка медицинским работникам за наличие квалификационной категории;
в) выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет:
надбавка работникам медицинских организаций (учреждений) за стаж непрерывной работы учреждении здравоохранения;
г) премиальные выплаты по итогам работы (месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год, единовременные за выполнение особо важных и срочных работ).
В целях стимулирования к качественному результату труда и поощрения работников за выполненную работу, стимулирующая надбавка к окладу (должностному окладу) за высокие результаты работы устанавливается с учетом выполнения установленных критериев эффективности работы по показателям деятельности, позволяющим оценить результативность и качество их работы.
Размеры и условия осуществления надбавки за высокие результаты работы устанавливаются на основе показателей и критериев эффективности работы в соответствии с Порядком формирования и распределения фонда стимулирующих выплат, который является приложением к данному Положению. Размеры стимулирующих выплат устанавливаются в процентном отношении к окладам (ставкам) без учета повышающих коэффициентов или в абсолютном размере. Оценку эффективности работы различных категорий работников для принятия решения об установлении им выплат стимулирующего характера проводят соответствующие комиссии учреждений с участием выборного профсоюзного органа.
Согласно Приложению № 6 к Положению об оплате труда работников ГБУЗ АО «Ромненская больница», выплаты стимулирующего характера направлены на стимулирование к качественному результату труда и поощрение работников за выполненную работу. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера предусматриваются в трудовом договоре с работником (дополнительном соглашении к трудовому договору). При отсутствии в учреждении средств, решением руководителя учреждения, начисление выплат стимулирующего характера работникам учреждения может быть прекращено полностью или до истечения установленного срока.
В силу абз. 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Как следует из положений Порядка распределения и осуществления выплат стимулирующего характера за высокие результаты работы работникам государственного бюджетного учреждения здравоохранения Амурской области «Ромненская больница» Приложения № 6 к Положению об оплате труда работников ГБУЗ АО «Ромненская больница», базовый размер стимулирующей выплаты - часть суммы оплаты труда, направляемой на выплату надбавки за высокие результаты работы, до учета влияния результативности ключевых показателей эффективности.
Распределение денежных средств, направляемых на стимулирующие выплаты медицинским работникам, производится в соответствии с базовыми размерами:
10000 рублей в месяц врачам-терапевтам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-педиатрам участковым;
5000 рублей в месяц медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, медицинским сестрам участковым врачей-педиатров участковых, медицинским сестрам участковым врачей общей практики (семейных врачей);
3500 рублей в месяц фельдшерам и акушеркам фельдшерско-акушерских пунктов;
3500 рублей в месяц фельдшерам скорой медицинской помощи;
2500 рублей в месяц медицинским сестрам фельдшерско-акушерских пунктов;
Для остальных категорий работников базовый размер для начисления стимулирующих выплат за высокие результаты работы по критериям эффективности деятельности определяется приказом руководителя ежемесячно, комиссионно с учетом финансово-экономического состояния учреждения. Базовые размеры выплаты пересматриваются ежемесячно комиссией и устанавливается приказом руководителя учреждения.
Из предоставленных истцом, ответчиком, и исследованных в судебном заседании трудовых договоров и дополнительных соглашений к ним, отдельных медицинских работников ГБУЗ АО «Ромненская больница» следует, что в январе 2016 года работодателем с работниками заключены дополнительные соглашения, в п. 4 которых предусмотрено, что за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренным трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата в соответствии с Положением об оплате труда, утвержденным приказом ГБУЗ АО «Ромненская больница» состоящей из оклада, компенсационных выплат (районного коэффициента, процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), выплат стимулирующего характера (надбавки за наличие квалификационной категории (врачам), за наличие ученой степени, надбавки за выслуг лет, надбавки за работу в сельской местности) а также фиксированного базового размера, в соответствии с Положением об оплате труда, стимулирующей надбавки за высокие результаты работы (дополнительный объем работ) исходя из установленных критериев эффективности деятельности, которая устанавливается ежемесячно приказом главного врача.
Из условий дополнительных соглашений к трудовым договорам и трудовых договоров следует, что при отсутствии или недостатке финансовых средств, наличия кредиторской задолженности и в случае уменьшения бюджетных средств по независящим от учреждения причинам администрация имеет право снять стимулирующие доплаты и надбавки, либо приостановить их выплату, либо пересмотреть их размеры согласно приказу главного врача.
В последующем работодателем с работниками ГБУЗ АО «Ромненская больница» в декабре 2018 года заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам в связи с изменением размеров должностных окладов.
Приказом и.о. главного врача ГБУЗ АО «Ромненская больница» от 26.07.2019 года № 129 «Об отмене выплат стимулирующего характера медицинскому персоналу» из-за недостатка финансовых средств и наличия просроченной кредиторской задолженности согласно п. 5 о выплатах стимулирующего характера приостановлено временное начисление выплат стимулирующего характера до улучшения финансового состояния учреждения.
Вместе с тем, как следует из пояснений истца, отзыва ответчика, представленных лицевых счетов за 2019 и 2020 годы, отдельных работников ГБУЗ АО «Ромненская больница», администрацией учреждения здравоохранения по май 2019 года ежемесячно к заработной плате медицинскому персоналу осуществлялась выплата стимулирующей надбавки за высокие результаты работы (за выполнение работ сверх нормы) в размере определенном Порядком распределения и осуществления выплат стимулирующего характера за высокие результаты работы работникам государственного бюджетного учреждения здравоохранения Амурской области «Ромненская больница», являющегося Приложением № 6 к Положению об оплате труда работников ГБУЗ АО «Ромненская больница». В связи с изданием приказа и.о. главного врача ГБУЗ АО «Ромненская больница» от ДД.ММ.ГГГГ выплата стимулирующей надбавки за высокие результаты работы (за работы сверх нормы) прекращена, остальные предусмотренные локальными нормативными актами и трудовым договором стимулирующие выплаты продолжают выплачиваться по настоящее время.
Учитывая, что в исследованных судом дополнительных соглашениях к трудовым договорам и трудовых договорах, Положение об оплате труда работников учреждения и приложениях к нему, указано, что заработная плата состоит из должностного оклада, компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера, к которым в соответствии с локальными нормативными актами, относится и стимулирующая надбавка за высокие результаты работы (за выполнение работ сверх нормы), а также то, что в ней заложены конкретные показатели стимулирования, которые носят постоянный характер, размер которой определялся с учетом критериев оценки трудовой деятельности работника за месяц, и выплачивалась до прекращения начислений данной надбавки ежемесячно, суд считает, в дополнительных соглашениях к трудовым договорам и трудовых договорах работников ГБУЗ АО «Ромненская больница», в Положении об оплате труда учреждения закреплено, что стимулирующие выплаты, в том числе выплачивающаяся в качестве поощрения за высокие результаты работы (за выполненную работу сверх нормы), являются составной частью ежемесячной системы оплаты труда медицинских работников. По сути, работодатель в данном случае определил для себя условия, при которых стимулирующие выплаты становятся его обязанностью, а не правом.
Таким образом, стимулирующая выплата (надбавка) выплачивающаяся в качестве поощрения за высокие результаты работы (за выполненную работу сверх нормы), входит в состав заработной платы и системы оплаты труда учреждения в целом, установлена трудовым договором, локальными нормативными актами работодателя - Положением об оплате труда работников ГБУЗ АО «Ромненская больница», коллективным договором учреждения, связана непосредственно с выполнением трудовых обязанностей, в связи с чем, выплата такой стимулирующей доплаты не может быть прекращена или приостановлена по усмотрению работодателя в связи с его финансовыми трудностями, а является постоянной и обязательной, и не выплачивается лишь в случаях не достижения работником в отработанном месяце установленных критериев оценки его трудовой деятельности.
К обязательным выплатам, входящим в систему оплаты труда медицинских работников, данную стимулирующую надбавку за высокие результаты работы относит и региональное законодательство (ст. 2 Закона Амурской области от 31.12.2009 № 294-ОЗ «Об основах установления систем оплаты труда работников областных бюджетных, автономных и казенных учреждений, Приложение № 2 к Положению об установлении систем оплаты труда работников областных бюджетных, автономных и казенных учреждений и работников органов государственной власти и иных государственных органов Амурской области по должностям, не отнесенным к государственным должностям и должностям государственной гражданской службы, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 28.04.2010 № 209), нарушать которое наряду с локальными нормативными актами и трудовым законодательством в соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель не вправе.
В соответствии с ч. 5 ст. 135 ТК РФ, условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Из положений п.п. «а» п. 4.2 коллективного договора ГБУЗ АО «Ромненская больница» на 2019 - 2021 годы, следует, что работодатель обязуется не допускать случаев изменения условий трудового договора без письменного соглашения работника, а также не включать в трудовой договор условия, ухудшающие положение работника по сравнению с Трудовым Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашением.
Согласно ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
В соответствии со ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Аналогичные положения отражены в п.п. 1,2,3 п. 9 дополнительных соглашений к трудовым договорам и трудовых договорах работников ГБУЗ АО «Ромненская больница».
В силу п. 7.4.7 и 7.4.8 коллективного договора учреждения, Работодатель в целях обеспечения социальной защищенности своих работников обязуется принимать решения, затрагивающие трудовые и социально-экономические права, интересы работников, с учетом мнения Профкома. Проекты соответствующих решений направляются в Профком не менее, чем за две недели до их принятия. В течение этого срока профком обязан рассмотреть проекты данных решений и сообщить свое мнение Работодателю. Невыполнение требований настоящего пункта любой стороной данного договора дает основание признать принятый нормативный акт не имеющим юридической силы. Работодатель согласовывает с Профкомом все решения, касающиеся оплаты труда, занятости, рабочего времени и времени отдыха, охраны и безопасности труда, социальных льгот и гарантий работникам.
В соответствии с абз. 1 и 2 ст. 372 Трудового кодекса РФ работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, пояснениями представителя ответчика, что работодателем с работниками ГБУЗ АО «Ромненская больница» дополнительные соглашения об изменении условий оплаты труда в июле 2018 года, а также с июня 2019 года по настоящее время не заключались, работники о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодателем в письменной форме не позднее чем за два месяца не уведомлялись. В профсоюзный комитет учреждения проект локального нормативного акта (приказа от ДД.ММ.ГГГГ № №) о прекращении части выплат стимулирующего характера работникам не направлялся, мотивированного мнения на изменение условий оплаты труда работников письменно не давал.
Кроме этого, изучение приказа и.о. главного врача ГБУЗ АО «Ромненская больница» от ДД.ММ.ГГГГ № № показало, что текст изданного локального нормативного акта носит юридико – лингвистическую неопределенность, так как из его текста не представляется возможным определить начисление стимулирующие выплат какого вида, их части или в целом всех, приостанавливается в связи с недостатком финансовых средств.
В соответствии с пп. "б" п. 4 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2019, протокол № 11) системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются на основе в т.ч. принципа недопущения снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с п.п. «а» п. 37 вышеуказанных Единых рекомендаций, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения при формировании систем оплаты труда работников необходимо учитывать недопущение в 2020 году снижения установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" показателей оплаты труда медицинских работников.
Указанный вывод в полной мере относится и к такому элементу заработной платы, как стимулирующие выплаты, включая различные надбавки стимулирующего характера, определяемые коллективным и трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, которые не должны противоречить нормам трудового законодательства и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, а применительно к государственным и муниципальным учреждениям должны учитывать Единые рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и недопустимость ухудшения размеров и условий оплаты труда работников учреждений здравоохранения, по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и региональным законодательством в данной сфере.
Таким образом, приведенными выше нормами Конституции Российской Федерации, федерального и регионального законодательства, локальных нормативных актов работодателя, гарантировано право работника на получение справедливой заработной платы своевременно и в полном объеме, без каких-либо ограничений в зависимости от обстоятельств, в том числе связанных с финансовыми проблемами работодателя, а также недопущение без его согласия снижения и изменений ему размеров оплаты труда.
В силу абз. 2 ст. 9 Трудового кодекса РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
В соответствии с абз. 4 ст. 8 Трудового кодекса РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Рассматривая доводы ответчика о прекращении начислений стимулирующей выплаты за высокие результаты работы и издании приказа в соответствии с условиями, предусмотренными в дополнительных соглашениях к трудовым договорам с работниками ГБУЗ АО «Ромненская больница», позволяющих администрации учреждения при отсутствии в учреждении финансовых средств, решением руководителя учреждения, начисление выплат стимулирующего характера работникам учреждения прекратить полностью или до истечения установленного срока, суд считает, что данные условия в трудовых договорах и в утвержденном Порядке распределения и осуществления выплат стимулирующего характера за высокие результаты работы работникам государственного бюджетного учреждения здравоохранения Амурской области «Ромненская больница» Приложении № 6 к Положению об оплате труда работников ГБУЗ АО «Ромненская больница», противоречат положениям ст.ст. 8, 9 Трудового кодекса РФ, в связи со снижением уровня гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и соответственно не подлежат применению.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что приказ исполняющего обязанности главного врача ГБУЗ АО «Ромненская больница» от 26.07.2019 года № 129 «Об отмене выплат стимулирующего характера медицинскому персоналу» принят с нарушениями порядка изменения определенных сторонами условий трудовых договоров и без получения мотивированного мнения профсоюзного комитета учреждения здравоохранения, что противоречит нормам трудового законодательства и действующим локальным нормативным актам ГБУЗ АО «Ромненская больница», ухудшает положение работников учреждения на своевременное и полное вознаграждение за труд, в связи с чем, является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 и п. 14 ч. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет 300 рублей.
В силу ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит зачислению в бюджет муниципального района.
В связи с этим, учитывая, что ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины, размер подлежащей взысканию с ГБУЗ АО «Ромненская больница» в доход бюджета муниципального образования Ромненский район Амурской области государственной пошлины в соответствии со ст. 333.19 НК РФ, по требованиям неимущественного характера составляет 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 197-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ромненского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Амурской области «Ромненская больница» о признании незаконным приказа исполняющего обязанности главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Амурской области «Ромненская больница» от 16.07.2019 № 129 «Об отмене выплат стимулирующего характера медицинского персоналу» и его отмене - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить приказ исполняющего обязанности главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Амурской области «Ромненская больница» от 16.07.2019 № 129 «Об отмене выплат стимулирующего характера медицинского персоналу».
Взыскать в доход бюджета муниципального образования Ромненский район Амурской области с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Амурской области «Ромненская больница» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ромненский районный суд Амурской области, в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение суда в соответствии с главой 41 ГПК РФ может быть обжаловано в суд кассационной инстанции - Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток, ул. Светланская, д.54) в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, путем подачи кассационной жалобы через Ромненский районный суд Амурской области.
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 23.10.2020 года.
Председательствующий М.А. Коломеец