Дело № 2а-28/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2017 года город Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
Председательствующего судьи Пуцыкиной Н.Ю.,
При секретаре Рогальской И.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Горват-Серебряковой Марины Александровны к администрации Питкярантского городского поселения о признании незаконным пункта 3 постановления администрации Питкярантского городского поселения № 332-П от 09 июня 2016, о признании незаконным бездействия
УСТАНОВИЛ:
Горват-Серебрякова М.А. обратилась с административным иском к администрации Питкярантского городского поселения и просила признать незаконным пункт 3 постановления администрации Питкярантского городского поселения от 09.06.2016 № 332-п и незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в невыполнении процедуры, предусмотренной статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно в непредъявлении истцу как собственнику жилого помещения требования о сносе дома в разумный срок.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником квартиры <адрес>. Согласно акту межведомственной комиссии указанный жилой дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Постановлением администрации Питкярантского городского поселения № 332-п от 09.06.2016 вышеуказанное заключение утверждено. Дом признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом третьим постановления определен срок отселения- до 2026 года.
Административный истец полагает, что пунктом третьим постановления нарушены ее жилищные права, а также ее малолетних детей на благоприятные и безопасные условия проживания в доме, поскольку действующим законодательством не предусмотрено право и полномочия ответчика по определению срока для отселения граждан, проживающих в аварийном доме. Кроме того, в нарушение положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации администрация Питкярантского городского поселения не направила истцу, как собственнику помещения, требование о сносе дома, и соответственно лишила его права выбора способа обеспечения жилищных прав.
В судебном заседании административный истец Горват-Серебрякова М.А. и ее представитель Зайцева Н.С., административный иск поддержали по вышеизложенным основаниям. Пояснили, что обжалуемое постановление получено административным истцом только после ее обращения к административному ответчику 13.10.2016.
Представитель административного ответчика Клименков С.Г., действует на основании доверенности, иск не признал. Пояснил, что дом <адрес> в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен. Срок отселения граждан из аварийного дома в оспариваемом постановлении определен, что соответствует Положению, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006 года. Также пояснил, что в нарушение ч.10 ст. 32 ЖК РФ административному истцу до настоящего времени не направлено требование о сносе дома, что планируется сделать в ближайшее время.
Суд, изучив материалы дела, заслушав стороны, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 9 статьи 226 и статьей 11 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. Обязанность доказывания указанного обстоятельства, возлагается на лицо, обратившееся в суд. Именно на административного истца возложена обязанность по предоставлению суду доказательств, что действиями должностных лиц, либо государственного органа допущено нарушение его прав и законных интересов.
В силу статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Статья 25 Всеобщей Декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Согласно пунктам 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с абзацем 2 пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006, в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или признания необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ соответствующий орган местного самоуправления на основании полученного заключения комиссии принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц.
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения лиц, в нем проживающих, является компетенцией органа местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что квартира <адрес> находится в собственности истца Горват –Серебряковой М.А. с 08.02.2012.
Указанная квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м. состоит из двух жилых комнат и помещений вспомогательного использования.
На момент рассмотрения дела в квартире имеют временную регистрацию административный истец и ее малолетний сын- ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Заключением межведомственной комиссии от 09.06.2016 жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации Питкярантского городского поселения от 09 июня 2016 № 332-п многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу; определен срок отселения – до 2026 года.
Таким образом, требования, предусмотренные пунктом 49 указанного положения, администрацией Питкярантского городского поселения выполнены, сроки отселения жильцов определены, в связи с чем, доводы административного истца о том, что действующим законодательством не предусмотрено право и полномочия органа местного самоуправления по определению срока для отселения граждан, не основаны на законе.
С учетом положений статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01. 2006 № 47, в соответствии с которыми к компетенции органа местного самоуправления отнесено признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодным для проживания и принятие решений о дальнейшем использовании таких помещений, сроках отселения физических и юридических лиц, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в части признания незаконным пункта 3 постановления администрации Питкярантского городского поселения № 332-п от 09 июня 2016 года.
Переселение граждан из аварийного жилья осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» по региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017, которая финансируется за счет средств всех уровней, в которую включены дома, признанные аварийными и подлежащими сносу по состоянию на 01.01.2012 года. Судом установлено, что спорный жилой дом в Программу не включен.
В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3,5-9 настоящей статьи.
Судом установлено, что в нарушение статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации администрация Питкярантского городского поселения не направила Горват-Серебряковой М.А., как собственнику помещения, требование о сносе дома в разумный срок за счет собственных средств. При этом, представитель административного ответчика пояснил в суде, что такое требование администрация Питкярантского городского поселения намерена направить собственникам жилых помещений в спорном доме в ближайшее время.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что бездействие органа местного самоуправления противоречит действующему законодательству и нарушает права Горват-Серебряковой М.А. на проживание в жилом помещении, отвечающем установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, так как дом признан аварийным, а дальнейших шагов ответчик не предпринимал.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд возлагает на административного ответчика обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу предъявить к Горват-Серебряковой Марине Александровне требование о сносе дома <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Питкярантского городского поселения в не предъявлении к Горват-Серебряковой Марине Александровне требования о сносе дома <адрес>.
Возложить на администрацию Питкярантского городского поселения обязанность предъявить к Горват-Серебряковой Марине Александровне требование о сносе дома <адрес> в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Питкярантский городской суд Республики Карелия в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Ю. Пуцыкина
Мотивированное решение в порядке ст. КАС РФ составлено 24 января 2017 года.