ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33-4502
г. Махачкала 13 января 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Гаджиева Б.Г.,
судей - Алиевой Э.З. и Гебековой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Магомедовой З.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы администрации МР «<адрес>» ФИО8 на решение суда <адрес> Республики Дагестан от <дата>, которым постановлено: « Удовлетворить исковое заявление прокурора <адрес> РД в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах ФИО4, ФИО2, ФИО1 и ФИО3
Обязать Администрацию MP «<адрес>» РД предоставить ФИО4, ФИО1, ФИО2 и ФИО3 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений».
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО15, объяснения ФИО4, полагавшего решение суда законным, Судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
<адрес> РД обратился в суд с исковыми заявлениями в интересах: ФИО1, <дата> года рождения, отец которой ФИО9 умер <дата> года, мать Каратова P.M. умерла <дата> года; ФИО4, <дата> года рождения, отец которого ФИО10 умер <дата>, мать ФИО11 болеет туберкулезом; ФИО3, <дата> года рождения, отец которой ФИО3 КА. умер <дата> года, матери ФИО12 местонахождение не установлено; ФИО2, <дата> года рождения, отец которой ФИО16 АА. умер <дата> года, мать ФИО13 болеет онкологическим заболеванием. В обоснование иска указано, что постановлениями администрации района от <дата> ФИО4, ФИО3, ФИО1 и ФИО2. поставлены на учет для обеспечения жильем в соответствии с Постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> № « Об утверждении Порядка обеспечения жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджете Республики Дагестан». Целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения за счет бюджета РД ФИО4, ФИО3, ФИО1 и ФИО2. не предоставлялась. Отсутствие денежных средств в бюджете района на цели для приобретения жилья или отсутствие муниципального жилого фонда в администрации района не освобождает Администрацию MP «<адрес>» от обязательств, предусмотренных федеральным законодательством. ФИО4, ФИО3, ФИО1 и ФИО2. в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. По изложенным основаниям прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации MP «<адрес>», обязав ответчика обеспечить ФИО4, ФИО1, ФИО2 и ФИО3 жилым помещением не ниже установленных социальных норм, а в случае отсутствия жилья - приобрести его в муниципальный жилищный фонд и передать указанным лицам на условиях договора социального найма жилого помещения.
Определением Левашинского районного суда РД от <дата> заявления прокурора <адрес> РД в интересах ФИО4, ФИО2, ФИО1 и ФИО3 объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
В письменных возражениях главы Администрации MP «<адрес>» РД ФИО8 указано, что финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе содержится просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения. Жалоба мотивирована тем, что обеспечение жильем детей-сирот является расходным обязательством субъекта России.
В суд апелляционной инстанции прокурор <адрес>, ФИО3, ФИО1, ФИО2. и представитель администрации МР «<адрес>» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили. В связи с изложенным судебная коллегия рассмотрела дело в порядке п. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации- в отсутствии указанных лиц.
Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( в ред. Федеральных законов от 29.02.2012 года № 15-ФЗ, от 02.07.2013 года № 167-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 приведенной нормы, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания указанным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания указанным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с ними договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены приведенной нормой, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Законом Республики Дагестан N 57 от 04.12.2008 г. "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 лет до 23 лет.
В целях реализации указанного Закона Правительство Республики Дагестан Постановлением от 2 июня 2009 г. N 161 утвердило Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, согласно которому дети-сироты, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан: за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемых в виде субвенций, в соответствии с действующим законодательством приобретают жилые помещения не ниже установленных социальных норм, заключают договор купли-продажи жилого помещения и осуществляют перечисление средств продавцу жилья после подписания акта приема-передачи; приобретенные жилые помещения предоставляют на основании договоров социального найма лицам, указанным в пункте 2 Порядка, по акту приема-передачи.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Судом на основании исследованных материалов дела установлено, что согласно Постановлениям главы Администрации MP «<адрес>» №№ 241, 251, 239 и 243 от <дата>, ФИО2, <дата> года рождения, проживающая в <адрес>
<адрес> РД; ФИО3, <дата> года рождения, проживающая в <адрес> РД; ФИО4, <дата> года рождения, проживающий в <адрес> РД; ФИО1, <дата> года рождения, проживающая в <адрес> РД в соответствии с Постановлением Правительства РД от <дата> № «Об утверждении Порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан», поставлены на учет для обеспечения жильем;
Данное обстоятельство ответчиком не отрицается.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из приведенных выше норм права и, с учетом указанных обстоятельств, пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
При этом судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы представителя ответчика о том, что администрация МР «<адрес>» не может исполнить требования Федерального закона и закона Республики Дагестан, так как обязанность по обеспечению жильем детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть возложена на Правительство Республики Дагестан, распоряжающееся средствами республиканского бюджета. Судом правильно и обоснованно указано, что приведенными выше нормами предусмотрено, что такая обязанность возложена на органы местного самоуправления - администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан.
Из решения суда видно, что при рассмотрении дела судом применены нормы закона, подлежащие применению в данном споре, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованы и оценены доказательства, представленные сторонами по делу.
Между тем, по мнению Судебной коллегии, решение суда первой инстанции и изложенные в решении выводы суда являются правильными и обоснованными лишь в отношении ФИО1, которая, как следует из материалов дела, действительно в восьмимесячном возрасте в связи со смертью родителей осталась круглой сиротой и не имеет своего жилья.
В соответствии с частью второй статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.
Из материалов дела видно, что ФИО4,№ года рождения, ФИО3, № года рождения, и ФИО2, № рождения, к моменту обращения прокурора в суд в защиту их интересов, нельзя отнести к детям, поскольку достигли совершеннолетия, не являются круглыми сиротами, а на учет нуждающихся в обеспечении жильем администрацией МР «<адрес>» приняты в возрасте совершеннолетия.
При этом судом не принято во внимание, что Федеральный закон №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановление Правительства РД № 161 от 02.06.2009 года, Закон Республики Дагестан N 57 от 04.12.2008 г. "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и т.д.распространяются только на детей.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют надлежаще оформленные доказательства, из которых следует: факт болезни ФИО14 ( матери ФИО4) туберкулезом, а ФИО13 ( матери ФИО2) – онкологическим заболеванием, а также постановления суда о признании умершей ФИО12- матери ФИО2.
При изложенных обстоятельствах, по мнению Судебной коллегии, принятое судом первой инстанции в отношении ФИО4№ года рождения, ФИО3, № года рождения, и ФИО2, № года рождения, решения нельзя признать законным и обоснованным, подлежит отмене, с принятием по делу в указанной части нового решения об отказе в иске.
Кроме того, Судебная коллегия считает, что в отношении ФИО1 будет правильным и соответствующим требованиям закона и мотивировочной части решения, если резолютивную часть решения суда первой инстанции дополнить указанием на то, что предоставляемое ФИО1 жилое помещение должно быть не ниже установленных социальных норм.
Из требований статьи 198 ГПК РФ и правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении « О Судебном решении», следует, что в резолютивной части судебного решения должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право и т.д. Кроме того, судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем, чтобы решение суда не вызывало затруднений при исполнении.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан
определила:
Решение Левашинского районного суда Республики Дагестан от <дата> в отношении ФИО1 оставить без изменения, дополнив резолютивную часть решения следующим содержанием: « Обязать администрацию МР «<адрес>» предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда размером не ниже установленных социальных норм и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет», а в остальной части решение суда отменить, с принятием в части отмены нового решения об отказе в удовлетворении иска прокурора.
Председательствующий –
Судьи: