Дело № №
РЕШЕНИЕ
г. Балашиха Московской области ДД.ММ.ГГГГ
Судья Балашихинского городского суда Московской области Самозванцева М.В., рассмотрев жалобу защитника ЗАО Агрофирма «Первое Мая» по доверенности Рабеко А.Л. на постановление № № старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Миненко Л.Н. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.2 Закона Московской области от 04.05.2016 № 37/2016 – ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», в отношении ЗАО Агрофирма «Первое Мая»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № № старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Миненко Л.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, ЗАО Агрофирма «Первое Мая» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.2 Закона Московской области от 04.05.2016 № 37/2016 – ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник ЗАО Агрофирма «Первое Мая» по доверенности Рабеко А.Л. обжалует его, просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, мотивируя свои требования тем, что учитывая, что срок просрочки предоставления сведений, используемых для ведения кадастра отходов Московской области, составил менее 2 месяцев, а также то, что ни характер совершенного правонарушения, ни роль правонарушителя, ни размер вреда или тяжесть наступивших последствий не представляет какое-либо существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений, ЗАО Агрофирма «Первое Мая» полагает, что оно подлежит освобождению от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. Кроме того, заявитель просит учесть, что просрочка представления сведений, используемых для ведения кадастра отходов Московской области, допущена ЗАО Агрофирма «Первое Мая» впервые и при этом отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб, ЗАО Агрофирма «Первое Мая» полагает, что если оно не будет освобождено от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, то административный штраф может и должен быть правомерно заменен на предупреждение. Автор жалобы указывает, что также имеются основания для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ и, в случае если ЗАО Агрофирма «Первое Мая» или его директор как должностное лицо все же будет привлечено к административной ответственности в виде штрафа, то размер административного штрафа должен быть снижен и составить не более половины минимального размера административного штрафа.
В судебном заседании защитник ЗАО Агрофирма «Первое Мая» по доверенности Рабеко А.Л. доводы жалобы поддержал в полном объеме, дав пояснения, аналогичные изложенным в жалобе.
ЗАО Агрофирма «Первое Мая» извещено о месте и времени рассмотрения жалобы посредством направления извещения по адресу электронной почты.
Восточный отдел Управления государственного экологического надзора, извещен о месте и времени рассмотрения жалобы посредством направления извещения по адресу электронной почты.
Заслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, суд считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ст.24.1, 26.1 КоАП РФ при рассмотрении каждого дела (жалобы на постановление по делу об административном правонарушении) судья полно, всесторонне и объективно устанавливает обстоятельства дела, проверяет наличие события, состава административного правонарушения, устанавливает лицо, совершившее правонарушение, проверяет, правильно ли должностным лицом установлены обстоятельства дела, проверяет законность и обоснованность постановления должностного лица по делу об административном правонарушении.
В силу положений ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ч.2 ст. 9.2 Закона Московской области от 04.05.2016 № 37/2016 – ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», несвоевременное представление сведений, используемых для ведения кадастра отходов Московской области, представление недостоверных сведений, представление сведений в неполном объеме - влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Обязанность предоставления сведений, используемых для ведения кадастра отходов Московской области, определяется законодательством субъекта федерации, а именно п.2 ст. 4.1 Закона Московской области от 08.11.2001 года № 1771/2001-ОЗ «Об отходах производства и потребления в Московской области», согласно которого органы местного самоуправления, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, представляют сведения, используемые для ведения кадастра отходов Московской области в соответствии с порядком, установленным уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.01.2016 № 41 – РМ «Об утверждении Порядка ведения кадастра отходов Московской области» утвержден Порядок ведения кадастра отходов производства и потребления Московской области и сроки предоставления сведений.
В соответствии с пунктом 3 Порядка, кадастр включает в себя, в том числе перечень индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, включая сведения о зданиях, сооружениях и помещениях, при эксплуатации которых осуществляется деятельность по обращению с отходами.
Пунктом 17 Порядка установлено, что хозяйствующие субъекты ежегодно, в срок до 20 апреля заполняют в электронном виде сведения об отходах в информационной форме исходных сведений Системы сбора данных Кадастра отходов Московской области «Образуемые отходы» (приложение № 3 к Порядку) на официальном сайте Министерства.
Согласно пункту 25 Порядка юридические лица, индивидуальные предприниматели и должностные лица, в обязанности которых входит представление сведений в соответствии с Порядком, несет ответственность за: непредставление, несвоевременное представление, предоставление недостоверных сведений, необходимых для формирования и ведения Кадастра, а также представление указанных сведений в неполном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
В соответствии с пунктом 26 Порядка хозяйствующие субъекты ежегодно, в срок до 20 апреля (за исключением случаев, если настоящим Порядком предусмотрены иные сроки) заполняют необходимые для формирования и ведения Кадастра в электронном виде информационные формы исходных сведений Системы сбора данных Кадастра отходов Московской области на официальном сайте за отчетный календарный год в соответствии с разделами III – V Порядка. Соответствующие информационные формы исходных сведений (пакет сведений) могут быть подписаны электронной подписью должностного лица хозяйствующего субъекта в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63 – ФЗ «Об электронной подписи».
В соответствии с пунктом 27 Порядка хозяйствующие субъекты, чьи пакеты сведений были поданы без электронной подписи, в течение 10 рабочих дней после получения в Системе сбора данных Кадастра отходов Московской области отметки о принятии пакета сведений должны предоставить в Министерство на бумажном носителе заверенное печатью (при наличии) и подписанное уполномоченным лицом сопроводительное письмо пакета свдений формируется средствами Системы сбора данных Кадастра отходов Московской области и помимо контрольной суммы информации пакета сведений включает в себя штрих – код идентификации пакета сведений.
Окончательным этапом приема от хозяйствующего субъекта сведений без электронной подписи является поступление в Минэкологии Московской области заверенного сопроводительного письма пакета сведений. Сопроводительное письмо пакета сведений должно быть направлено в конверте с пометкой «Кадастр отходов Московской области».
Также в соответствии с пунктом 29 Порядка хозяйствующий субъект направляет в Министерство письменное обоснование с указанием объективных причин невозможности заполнения хозяйствующим субъектом необходимости для формирования и ведения Кадастра в электронном виде информационных форм исходных сведений Системы сбора данных Кадастра отходов Московской области на официальном сайте за отчетный календарный год в соответствии с разделами III – V Порядка.
Министерство в течение 10 рабочих дней со дня поступления такого обоснования рассматривает его и принимает решение о возможности представления информации. На бумажном носителе. При этом Министерство вправе продлить срок представления необходимых сведений на срок, не превышающий 30 дней. В таком случае, обязанность хозяйствующего субъекта по предоставлению сведений в Кадастр считается исполненной при поступлении в Министерство сведений по прилагаемым к Порядку формам в установленный Министерством по итогам рассмотрения письменного обоснования срок или по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма в адрес Министерства, содержащего соответствующие сведения.
Как следует из материалов административного дела, представленного по запросу суда, в нарушение требований п.2 ст.4.1 Закона Московской области от 08.11.2001 года № 171/2001 – ОЗ «Об отходах производства и потребления в Московской области», п. 25-29 Порядка ведения кадастра отходов Московской области, утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.01.2016 № 41 – РМ, ЗАО Агрофирма «Первое Мая» до 20 апреля 2019 года не представило сведения, используемые для ведения кадастра отходов природопользования Московской области в установленном порядке в Министерство экологии и природопользования Московской области по адресу: <адрес> за <данные изъяты>
Постановлением № № старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Миненко Л.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, ЗАО Агрофирма «Первое Мая» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.2 Закона Московской области от 04.05.2016 № 37/2016 – ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым должностным лицом была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Таким образом, государственный инспектор в области охраны окружающей среды Миненко Л.Н. пришел к выводу о виновности ЗАО Агрофирма «Первое Мая» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.9.2 Кодекса Московской области об административных правонарушениях.
Не оспаривая существо правонарушения заявитель просит применить положения ст.2.9, ч. 2 ст. 3.4 и ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Указание в жалобе на то, что срок просрочки предоставления сведений, используемых для ведения кадастра отходов Московской области, составил менее 2 месяцев, не влечет удовлетворение жалобы и отмены постановления должностного лица.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, а именно требований п.2 ст.4.1 Закона Московской области от 08.11.2001 года № 171/2001 – ОЗ «Об отходах производства и потребления в Московской области», п. 25-29 Порядка ведения кадастра отходов Московской области.
Содержащийся в жалобе довод о малозначительности совершенного правонарушения также является несостоятельным.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.2 Закона Московской области от 04.05.2016 № 37/2016 – ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
С учетом характера противоправного деяния оснований для признания его малозначительным и освобождения ЗАО Агрофирма «Первое Мая» от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Довод жалобы о наличии оснований для применения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ также подлежит отклонению.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
Исходя из изложенного, действующее законодательство предусматривает два условия, при одновременном наличии которых имеются основании для применения нормы ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ - внесение организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, также отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Между тем, анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на общество административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц, которая в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от совершенного правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к установленному законодательством порядку действий, направленных на соблюдение требований п.2 ст.4.1 Закона Московской области от 08.11.2001 года № 171/2001 – ОЗ «Об отходах производства и потребления в Московской области», п. 25-29 Порядка ведения кадастра отходов Московской области.
Таким образом, факт принадлежности вышеназванного юридического лица к субъектам малого и среднего предпринимательства не может повлечь изменение оспариваемого акта, поскольку наличие указанного обстоятельства не является достаточным основанием для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ в отсутствие совокупности всех обстоятельств, перечисленных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, в таком случае возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
Административное наказание назначено ЗАО Агрофирма «Первое Мая» в пределах санкции ч. 2 ст. 9.2 Закона Московской области от 04.05.2016 № 37/2016 – ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения. Законных оснований для снижения наказания ЗАО Агрофирма «Первое Мая» не установлено.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления должностного лица.
Постановление о привлечении ЗАО Агрофирма «Первое Мая» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления должностного лица, по делу не имеется.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление должностного лица является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения - не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление № № старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Миненко Л.Н. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.2 Закона Московской области от 04.05.2016 № 37/2016 – ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», в отношении ЗАО Агрофирма «Первое Мая», оставить без изменения, жалобу защитника ЗАО Агрофирма «Первое Мая» по доверенности Рабеко А.Л. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения.
Судья – подпись
Копия верна: судья М.В. Самозванцева