Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-320/2012 ~ М-97/2012 от 01.02.2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Боровичи Новгородской области 09 февраля 2012 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе

судьи Киселёва И.А.,

при секретаре Пуйка А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дмитриевой <данные изъяты> к Администрации Боровичского городского поселения о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ и об обязании совершить определенные действия,

установил:

Дмитриева К.Ф. обратилась в суд с заявлением к Администрации Боровичского городского поселения, указав в обоснование требований, что она является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны ФИО1, инвалидом 2 группы пожизненно, труженицей тыла, ветераном труда. Как вдова инвалида Великой Отечественной войны она обратилась с заявлением в Администрацию Боровичского городского поселения о принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении и внесении в списки граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения на основании Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Указа Президента РФ «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 07 мая 2008 года №714.

Согласно п.II Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Боровичского городского поселения ей было отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по тем основаниям, что она обеспечена жилым помещением более учётной нормы, которая составляет в г.Боровичи - 14 кв.м.

Она зарегистрирована в 3-х комнатной квартире, принадлежащей ей и её дочери Дмитриевой Л.Н. по праву общей долевой собственности на основании договора передачи жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с АО «<данные изъяты>», зарегистрированного в Боровичском городском комитете по управлению муниципальным имуществом ДД.ММ.ГГГГ. В указанной квартире кроме них зарегистрирован и проживает её внук. Собственником 2/3 доли квартиры, в которой она проживает, является её дочь, которая проживает со своим сыном. Совместного хозяйства она с семьёй дочери не ведет, у них отдельные семейные бюджеты. Она имеет тяжелое заболевание, является практически «лежачей» больной, с 2009 года для передвижения по квартире использовала ходунки, в связи с заболеванием <данные изъяты>, в декабре 2011г. в связи с ухудшением состояния здоровья ей в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида выдано техническое средство реабилитации - комнатная кресло-коляска. Диагноз: <данные изъяты> <данные изъяты>, требующие применения инвалидных кресел-колясок. Планировка квартиры такова, что она фактически занимает комнату, площадью 12,7 кв. м, совмещённую с нею комнату занимает её внук - 15-летний подросток. Жить в ней, рядом с практически взрослым внуком, осуществлять лечение, проводить все необходимые, в том числе гигиенические, процедуры, при такой степени заболевания очень сложно. Поскольку планировка квартиры не позволяет максимально учесть интересы всех проживающих, она в течение длительного времени вынуждена ограничивать себя.

Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее -Федеральный закон № 5-ФЗ) определяет ветеранов как особую категорию граждан, которые в силу совершенного ими подвига, представляющего огромную ценность для Российского государства, заслуживают особое уважение и наделяются специальными льготами и преференциями, предусмотренными настоящим федеральным законом, льготам и преференциями наделяются и члены семьи погибших (умерших) ветеранов.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона № 5-ФЗ к числу мер социальной поддержки членов семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны отнесено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семьей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Норма обеспечения такой категории лиц жильем установлена ст.23.2 ФЗ «О ветеранах»: общая площадь жилья на человека- 36 квадратных метров.

Ст. 51 ЖК РФ установлен перечень граждан, которые признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе и не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Из статьи 51 ЖК РФ усматривается, что нуждаемость в улучшении жилищных условий не зависит от факта наличия или отсутствия у гражданина в собственности жилого помещения. Обязательным условием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является уровень обеспеченности его и членов его семьи (бывших членов семьи) общей площадью жилого помещения менее учётной нормы. Поэтому нахождение в её собственности доли жилого помещения, не может служить препятствием для признания нуждающейся в жилом помещении.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотрена иная норма общей площади на одного человека. По постановлению Правительства РФ от 21.12.2004 г. №817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», она имеет право на дополнительную жилую площадь (п. 7 данного перечня: заболевания опорно-двигательной системы, со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел- колясок). Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании изложенного просит суд признать распоряжение Администрации Боровичского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части её постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию Боровичского городского поселения признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить её в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.

В судебное заседание заявитель Дмитриева К.Ф. не явилась, о времени судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель истца по доверенности Дмитриева Л.Н. заявленные Дмитриевой К.Ф. требования по основаниям, указанным в заявлении, поддержала. Дополнительно пояснила, что со своей матерью они ведут раздельное хозяйство, поскольку она получает пенсию, у нее имеются еще дети, своими деньгами она распоряжается самостоятельно. Питается она также отдельно, поскольку в связи с ее состоянием здоровья ей требуется приготовление иной пищи. Переселить мать в иную комнату, не являющуюся смежной с другой, возможности не имеется, поскольку в квартире очень хорошая слышимость, тонкие перегородки, изолированная комната граничит с кухней, при мытье посуды, приготовлении пищи в этой комнате все очень слышно, а по состоянию здоровья мать нуждается в покое. Данная квартира была приватизирована на троих, после смерти ее отца 1/3 доля квартиры перешла в её собственность в порядке наследования. Полагает, что льгота о праве заявителя на дополнительную площадь должна быть учтена до принятия на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель Администрации городского поселения города Боровичи по доверенности Странникова И.А. в судебном заседании заявленные Дмитриевой К.Ф. требования не признала, пояснив, что в соответствии с новой редакцией Устава муниципальное образование стало иметь наименование городское поселение город Боровичи. Заявителю было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пп.2 п.1 ст.51 ЖК РФ, поскольку она является собственником жилого помещения и обеспеченна общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, которая в соответствии с Решением Совета депутатов Боровичского городского поселения от 27.02.2007г. № 4 составляет 14 кв.метров. На долю заявительницы приходится 24,5 кв. метров общей площади квартиры (73,67 кв.м/3), где она проживает. Данная площадь также соответствует положениям ч.6 ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Данное жилое помещение является благоустроенной квартирой, непригодным для проживания в установленном законом порядке не признавалось. Норма предоставления жилой площади для инвалидов и участника войны в размере 36 кв.метров учитывается при предоставлении жилого помещения лицам, вообще не обеспеченным жилым помещением, то есть являющимся нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит, что заявление Дмитриевой К.Ф. не подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

При рассмотрении настоящего дела для его правильного разрешения надлежит выяснить, имеет ли Администрация городского поселения город Боровичи полномочия на совершение обжалуемых действий, соблюден ли порядок принятия решений, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий.

Ст.21 ч.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно ч.2 указанной статьи супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.

В соответствии со ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Частью 11 указанной статьи установлено, то определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.1 Областного закона Новгородской области от 07.05.2010 N 752-ОЗ (ред. от 31.01.2011) «Об установлении порядка предоставления жилых помещений по договору социального найма либо в собственность отдельным категориям граждан» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма либо в собственность, в соответствии с настоящим областным законом, имеют отдельные категории граждан, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном областным законом от 06.06.2005 N 490-ОЗ «О порядке ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и о периоде, предшествующем предоставлению такого жилого помещения гражданину, в течение которого учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями» (за исключением необходимости признания гражданина малоимущим), местом жительства которых является территория Новгородской области, из числа лиц, указанных в Федеральном законе от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», в том числе члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.

Согласно ст. 3 указанного Областного закона для обеспечения жильем граждане, указанные в статье 1 настоящего областного закона, представляют в орган местного самоуправления (городского округа, поселения) по месту жительства заявление о предоставлении жилого помещения по договору социального найма либо в собственность по форме согласно приложению 1 к настоящему областному закону и документы согласно указанному перечню. Орган местного самоуправления (городского округа, поселения) формирует на заявителя учетное дело, содержащее заявление и документы, указанные в части 1 настоящей статьи, и правовой акт органа местного самоуправления (городского округа, поселения) о признании гражданина нуждающимся в жилых помещениях. Орган местного самоуправления (городского округа, поселения) по результатам рассмотрения заявления и документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней со дня представления заявления и документов, принимает муниципальный правовой акт о включении в список граждан, имеющих право и изъявивших желание на предоставление жилых помещений по договору социального найма либо в собственность, или об отказе во включении в список в случаях, предусмотренных статьей 4 настоящего областного закона. Выписка из правового акта направляется гражданину в срок не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия правового акта.

Согласно ч.4 указанного Областного закона гражданину отказывается во включении в списки, указанные в части 5 статьи 2, части 3 статьи 3 настоящего областного закона, в случае, если:

1) лицо, подавшее заявление, не относится к категориям граждан, указанным в статье 1 настоящего областного закона;

2) гражданин не является нуждающимся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;

3) документы, предусмотренные частью 1 статьи 3 настоящего областного закона, представлены не в полном объеме и (или) содержат недостоверную информацию;

4) выявлены факты совершения гражданином намеренных действий с жилыми помещениями, приведшие к ухудшению его жилищных условий.

Согласно ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

В соответствии с ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Дмитриева <данные изъяты> является вдовой инвалида ВОВ, ДД.ММ.ГГГГ Комитетом социальной защиты населения Администрации Боровичского муниципального района Дмитриевой К.Ф. выдано удостоверение, согласно которому она имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих. (л.д.15)

На основании договора передачи жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ Дмитриева К.Ф. является собственником 1/3 доли в праве собственности на трехкомнатную благоустроенную квартиру <адрес>. Собственником 2/3 долей в праве собственности на указанную квартиру является дочь истца Дмитриева Л.Н.. (л.д.14) Истец проживает в указанной квартире с дочерью и несовершеннолетним внуком.

Дмитриевой К.Ф. с 2005 года установлена вторая группа инвалидности бессрочно по причине общего заболевания (л.д.16).

Распоряжением Администрации Боровичского городского поселения Боровичского района ДД.ММ.ГГГГ Дмитриевой К.Ф. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и внесении в списки граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в связи с обеспеченностью жилым помещением в соответствии с учетной нормой общей площади жилого помещения в соответствии со ст.54 Жилищного кодекса РФ. (л.д.7)

Доказательств, что Дмитриева К.Ф. страдает каким-либо заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 во исполнение ст.51 Жилищного кодекса РФ, истцом суду не представлено.

То обстоятельство, что заявительница страдает заболеванием, которое входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 817, не является само по себе основанием для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях без учета степени обеспеченности общей площадью в соответствии с положениями законодательства, поскольку данное обстоятельство учитывается непосредственно при предоставлении жилого помещения.

Кроме того, из материалов дела следует, что заявитель Дмитриева К.Ф. обращалась в Администрацию Боровичского городского поселения с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий именно как вдова инвалида Великой Отечественной войны и ставила вопрос о включении ее в списки граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения на основании Федерального закона «О ветеранах».

При этом заявления о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с учетом ее статуса инвалида и положений ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» Дмитриевой К.Ф. в Администрацию Боровичского городского поселения не подавалось.

С учетом изложенного, распоряжение Администрации Боровичского городского поселения Боровичского района Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Дмитриевой <данные изъяты> в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, следует признать законным и обоснованным.

Доводы заявителя направлены на иное толкование фактических обстоятельств дела и основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Дмитриевой <данные изъяты> к Администрации Боровичского городского поселения о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в принятии на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий и о возложении обязанности признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня вынесения.

Судья     И.А. Киселёв

2-320/2012 ~ М-97/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Дмитриева Клавдия Фёдоровна
Другие
Администрация Боровичского городского поселения
Суд
Боровичский районный суд Новгородской области
Судья
Киселев Илья Александрович
Дело на сайте суда
borovichsky--nvg.sudrf.ru
01.02.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2012Передача материалов судье
02.02.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2012Судебное заседание
10.02.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2012Дело оформлено
29.05.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее