адм. дело №2а-287/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2019г. Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сахаровой Е.А.
при секретаре Бурлуцкой Е.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Клименко Ирины Вячеславовны к Департаменту имущественных и земельный отношений Воронежской области о признании незаконным действия, выразившегося в издании приказа №91з от 31.01.2018г. в части исключения из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, отмене приказа №91з от 31.01.2018г. в части касающейся исключения из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, признании права на предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствие с п.5 ч.1 ст.13 Закона Воронежской области №25-ОЗ от 13.05.2008, возложении обязанности восстановить в Реестре многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков с даты постановки на учет с 07.02.2013, возложении обязанности направить предложение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования городского округа г. Воронеж,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец обратилась в суд и указывает, что она является матерью троих детей, в связи с чем, как многодетная мать распоряжением №789 от 05.05.2012г. руководителя Управы Коминтерновского района г.Воронежа она была поставлена на очередь на бесплатное получение земельных участков в собственность, на территории городского округа город Воронеж с 15.03.2012г. После передачи полномочий по ведению Реестра многодетных граждан, имеющих право на предоставление земельных участков на территории Воронежской области 07.02.2013г. Клименко И.В. обратилась ДИЗО Воронежской области с заявлением о включении в Реестр… Приказом ДИЗО Воронежской области №425з от 02.04.2013г. Клименко И.В. была включена в Реестр…с 07.02.2013г., при этом не было учтено, что она состояла уже на учете с 15.03.2012г. С момента постановки на учет никаких уведомлений от административного ответчика она не получала. 27.07.2018г. при обращении в ДИЗО Воронежской области ей было сообщено, что приказом №91з от 31.01.2018г. она исключена из Реестра. Полагает, что она не была надлежащим образом уведомлена административным ответчиком об исключении из реестра многодетных граждан, имеющих право на предоставление земельных участков на территории Воронежской области. Полагает, что незаконно исключена из Реестра, так как на момент обращения в Департамент оснований для отказа в предоставлении земельного участка не имелось. В нарушение п.п.8, 11-13 ст.13.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ, административным ответчиком не было направлено ей предложение на получение в собственность земельного участка на территории городского округа город Воронеж в течении 30 дней со дня утверждения перечня земельных участков, так как она имеет право на внеочередное предоставление земельного участка. При соблюдении ответчиков вышеуказанных положений закона в части сроков и порядка рассмотрения заявлений, она бы имела возможность реализовать свое право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка в соответствие с п.5 ч.1 ст.13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области». Считает, что исключение из Реестра многодетных граждан, не успевших реализовать право до достижении детьми предельного возраста, по вине исполнительных органов государственной власти, противоречит вытекающим из Конституции РФ принципам справедливости, стабильности и гарантированности прав граждан. В связи с изложенным, просит суд признать незаконными действия, выразившееся в издании приказа №91з от 31.01.2018г. в части исключения Клименко И.В. из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, отменить приказ №91з от 31.01.2018г. в части касающейся исключения Клименко И.В. из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, признании права на предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствие с п.5 ч.1 ст.13 Закона Воронежской области №25-ОЗ от 13.05.2008, обязать ДИЗО Воронежской области восстановить Клименко И.В. в Реестре многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков с даты постановки на учет с 07.02.2013, обязать направить предложение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования городского округа г. Воронеж.
В судебном заседании административный истец Клименко И.В. представила ходатайство о восстановлении срока обращения в суд, по причине того, что она не помнит момента получения ею сообщения Департамента об исключении из Реестра, так как в тот момент были проблемы со здоровьем ее гражданского супруга.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени им месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В судебном заседании 12.12.2018г. представитель административного ответчика представила возражения, просила в иске отказать в связи с пропуском срока обращения в суд, так как 16.02.2018г. Клименко И.В. была получена выписка из приказа об исключении из Реестра.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, полагает, что иск не подлежит удовлетворению в связи с пропуском Клименко И.В. срока обращения в суд и отсутствия оснований для его восстановления.
В соответствие со ст.219 ч.1, 5, 7, 8 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" так же указывает, что пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу (пункт 1 части 1, часть 5 статьи 138 КАС РФ).
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Уважительными причинами пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие административному истцу своевременно обратиться с административным иском. Доказательств таких обстоятельств ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 20 апреля 2017 года N 808-О, в случае пропуска срока обращения в суд судебная защита прав административного истца - независимо от того, имело ли место в действительности их нарушение, - невозможна, вследствие чего исследование иных обстоятельств спора не может повлиять на характер вынесенного судебного решения. Так как результат разрешения спора не зависит от процессуального поведения административного истца при рассмотрении его требований по существу, применительно к рассматриваемому случаю нельзя признать нарушенными такие принципы судопроизводства как состязательность и равноправие сторон.
На основании ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Судом на основании пояснений сторон, приказа, сообщений, судом установлено, что приказом №91з от 31.01.2018г. «Об исключении из Реестра многодетных граждан» (л.д.16, 17, 43-45, 46) в соответствие с Земельным кодексом РФ, ст.ст. 12, 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», постановлением правительства Воронежской области от 25.09.2012 №845 «Об утверждении Порядка ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области», приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 14.06.2017 №1239 «О распределении обязанностей между заместителями руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области»были исключены из Реестра многодетных граждан, имеющих право на предоставление земельных участков на территории Воронежской области, следующие граждане…, в том числе, Клименко И.В. Выписка из приказа №91з от 31.01.2018г. была направлена Клименко И.В. по месту ее жительства <адрес> получено административным истцом согласно почтового уведомления 16.02.2018г. В судебном заседании 12.12.2018г. уведомление обозревалось судом и Клименко И.В. подтвердила, что именно она расписалась в уведомлении.
Таким образом, срок обращения в суд следует исчислять именно с указанной даты, исходя из чего, административный истец обратилась в суд 26.10.2018г., то есть с пропуском срока обращения в суд. Доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд административным истцом не представлено.
Клименко И.В. в судебное заседание было представлено ходатайство о восстановлении срока обращения в суд по причине того, что в этот период она находилась в морально и психологическом подавленном состоянии, связанным с известием о ухудшении состояния здоровья ее гражданского мужа, отца ее детей. Однако, суд полагает, что в данном случае основания для восстановления срока отсутствуют, так как срок может быть восстановлен судом только по основаниям, связанным с личностью административного истца, а не иных лиц, кроме того, ФИО1, не является супругом административного истца, и известие о его состоянии здоровья после выписки из ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им.Н.Н.Бурденко» в конце января 2018г., не являлось препятствием для обращения в суд в сроки установленные законом, то есть до 17.05.2018г.
Таким образом, срок обращения в суд пропущен административным истцом без уважительных причин и оснований для его восстановления не имеется, в связи с чем, основанием для отказа в иске является пропуск срока обращения в суд, без исследования фактических обстоятельств по делу.
Руководствуясь ст. 227, главой 15 КАС, 219 ч.8 РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Клименко Ирине Вячеславовне отказать в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обращения в суд с административным исковым заявлением.
В удовлетворении административного искового заявления Клименко Ирины Вячеславовны к Департаменту имущественных и земельный отношений Воронежской области о признании незаконным действия, выразившегося в издании приказа №91з от 31.01.2018г. в части исключения из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, отмене приказа №91з от 31.01.2018г. в части касающейся исключения из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, признании права на предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствие с п.5 ч.1 ст.13 Закона Воронежской области №25-ОЗ от 13.05.2008, возложении обязанности восстановить в Реестре многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков с даты постановки на учет с 07.02.2013, возложении обязанности направить предложение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования городского округа г. Воронеж отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
адм. дело №2а-287/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2019г. Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сахаровой Е.А.
при секретаре Бурлуцкой Е.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Клименко Ирины Вячеславовны к Департаменту имущественных и земельный отношений Воронежской области о признании незаконным действия, выразившегося в издании приказа №91з от 31.01.2018г. в части исключения из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, отмене приказа №91з от 31.01.2018г. в части касающейся исключения из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, признании права на предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствие с п.5 ч.1 ст.13 Закона Воронежской области №25-ОЗ от 13.05.2008, возложении обязанности восстановить в Реестре многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков с даты постановки на учет с 07.02.2013, возложении обязанности направить предложение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования городского округа г. Воронеж,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец обратилась в суд и указывает, что она является матерью троих детей, в связи с чем, как многодетная мать распоряжением №789 от 05.05.2012г. руководителя Управы Коминтерновского района г.Воронежа она была поставлена на очередь на бесплатное получение земельных участков в собственность, на территории городского округа город Воронеж с 15.03.2012г. После передачи полномочий по ведению Реестра многодетных граждан, имеющих право на предоставление земельных участков на территории Воронежской области 07.02.2013г. Клименко И.В. обратилась ДИЗО Воронежской области с заявлением о включении в Реестр… Приказом ДИЗО Воронежской области №425з от 02.04.2013г. Клименко И.В. была включена в Реестр…с 07.02.2013г., при этом не было учтено, что она состояла уже на учете с 15.03.2012г. С момента постановки на учет никаких уведомлений от административного ответчика она не получала. 27.07.2018г. при обращении в ДИЗО Воронежской области ей было сообщено, что приказом №91з от 31.01.2018г. она исключена из Реестра. Полагает, что она не была надлежащим образом уведомлена административным ответчиком об исключении из реестра многодетных граждан, имеющих право на предоставление земельных участков на территории Воронежской области. Полагает, что незаконно исключена из Реестра, так как на момент обращения в Департамент оснований для отказа в предоставлении земельного участка не имелось. В нарушение п.п.8, 11-13 ст.13.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ, административным ответчиком не было направлено ей предложение на получение в собственность земельного участка на территории городского округа город Воронеж в течении 30 дней со дня утверждения перечня земельных участков, так как она имеет право на внеочередное предоставление земельного участка. При соблюдении ответчиков вышеуказанных положений закона в части сроков и порядка рассмотрения заявлений, она бы имела возможность реализовать свое право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка в соответствие с п.5 ч.1 ст.13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области». Считает, что исключение из Реестра многодетных граждан, не успевших реализовать право до достижении детьми предельного возраста, по вине исполнительных органов государственной власти, противоречит вытекающим из Конституции РФ принципам справедливости, стабильности и гарантированности прав граждан. В связи с изложенным, просит суд признать незаконными действия, выразившееся в издании приказа №91з от 31.01.2018г. в части исключения Клименко И.В. из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, отменить приказ №91з от 31.01.2018г. в части касающейся исключения Клименко И.В. из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, признании права на предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствие с п.5 ч.1 ст.13 Закона Воронежской области №25-ОЗ от 13.05.2008, обязать ДИЗО Воронежской области восстановить Клименко И.В. в Реестре многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков с даты постановки на учет с 07.02.2013, обязать направить предложение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования городского округа г. Воронеж.
В судебном заседании административный истец Клименко И.В. представила ходатайство о восстановлении срока обращения в суд, по причине того, что она не помнит момента получения ею сообщения Департамента об исключении из Реестра, так как в тот момент были проблемы со здоровьем ее гражданского супруга.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени им месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В судебном заседании 12.12.2018г. представитель административного ответчика представила возражения, просила в иске отказать в связи с пропуском срока обращения в суд, так как 16.02.2018г. Клименко И.В. была получена выписка из приказа об исключении из Реестра.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, полагает, что иск не подлежит удовлетворению в связи с пропуском Клименко И.В. срока обращения в суд и отсутствия оснований для его восстановления.
В соответствие со ст.219 ч.1, 5, 7, 8 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" так же указывает, что пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу (пункт 1 части 1, часть 5 статьи 138 КАС РФ).
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Уважительными причинами пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие административному истцу своевременно обратиться с административным иском. Доказательств таких обстоятельств ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 20 апреля 2017 года N 808-О, в случае пропуска срока обращения в суд судебная защита прав административного истца - независимо от того, имело ли место в действительности их нарушение, - невозможна, вследствие чего исследование иных обстоятельств спора не может повлиять на характер вынесенного судебного решения. Так как результат разрешения спора не зависит от процессуального поведения административного истца при рассмотрении его требований по существу, применительно к рассматриваемому случаю нельзя признать нарушенными такие принципы судопроизводства как состязательность и равноправие сторон.
На основании ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Судом на основании пояснений сторон, приказа, сообщений, судом установлено, что приказом №91з от 31.01.2018г. «Об исключении из Реестра многодетных граждан» (л.д.16, 17, 43-45, 46) в соответствие с Земельным кодексом РФ, ст.ст. 12, 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», постановлением правительства Воронежской области от 25.09.2012 №845 «Об утверждении Порядка ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области», приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 14.06.2017 №1239 «О распределении обязанностей между заместителями руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области»были исключены из Реестра многодетных граждан, имеющих право на предоставление земельных участков на территории Воронежской области, следующие граждане…, в том числе, Клименко И.В. Выписка из приказа №91з от 31.01.2018г. была направлена Клименко И.В. по месту ее жительства <адрес> получено административным истцом согласно почтового уведомления 16.02.2018г. В судебном заседании 12.12.2018г. уведомление обозревалось судом и Клименко И.В. подтвердила, что именно она расписалась в уведомлении.
Таким образом, срок обращения в суд следует исчислять именно с указанной даты, исходя из чего, административный истец обратилась в суд 26.10.2018г., то есть с пропуском срока обращения в суд. Доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд административным истцом не представлено.
Клименко И.В. в судебное заседание было представлено ходатайство о восстановлении срока обращения в суд по причине того, что в этот период она находилась в морально и психологическом подавленном состоянии, связанным с известием о ухудшении состояния здоровья ее гражданского мужа, отца ее детей. Однако, суд полагает, что в данном случае основания для восстановления срока отсутствуют, так как срок может быть восстановлен судом только по основаниям, связанным с личностью административного истца, а не иных лиц, кроме того, ФИО1, не является супругом административного истца, и известие о его состоянии здоровья после выписки из ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им.Н.Н.Бурденко» в конце января 2018г., не являлось препятствием для обращения в суд в сроки установленные законом, то есть до 17.05.2018г.
Таким образом, срок обращения в суд пропущен административным истцом без уважительных причин и оснований для его восстановления не имеется, в связи с чем, основанием для отказа в иске является пропуск срока обращения в суд, без исследования фактических обстоятельств по делу.
Руководствуясь ст. 227, главой 15 КАС, 219 ч.8 РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Клименко Ирине Вячеславовне отказать в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обращения в суд с административным исковым заявлением.
В удовлетворении административного искового заявления Клименко Ирины Вячеславовны к Департаменту имущественных и земельный отношений Воронежской области о признании незаконным действия, выразившегося в издании приказа №91з от 31.01.2018г. в части исключения из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, отмене приказа №91з от 31.01.2018г. в части касающейся исключения из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, признании права на предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствие с п.5 ч.1 ст.13 Закона Воронежской области №25-ОЗ от 13.05.2008, возложении обязанности восстановить в Реестре многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков с даты постановки на учет с 07.02.2013, возложении обязанности направить предложение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования городского округа г. Воронеж отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: