Дело № 2-564/2019
УИД 24RS0024-01-2018-004832-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2019 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Блошкиной А.М.,
при секретаре Коробейниковой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Муниципальному казенному учреждению «Межведомственный центр обслуживания» (МКУ «МЦО») о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к МКУ «МЦО» о взыскании недоначисленной заработной платы, мотивируя свои требования тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности сторожа в МКУ «МЦО», и за указанное время ответчиком нарушались ее трудовые права, заработная плата выплачивалась ей ниже минимального размера оплаты труда, с учетом соответствующих надбавок и доплат за климатические условия, в связи с чем, истец просит суд взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за указанный период в размере 49 260,89 руб., а также в счет причиненного морального вреда - 10 000 руб.
Истец ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, подробно изложенным по тексту иска, пояснив, что по должности всегда имела место переработка сверх нормы времени, которую работодатель не оплачивал в установленном порядке.
Представитель ответчика МКУ «МЦО» в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте его проведения надлежащим образом, ранее суду представив письменный отзыв на иск, по тексту которого требования истца ответчик не признал в полном объеме, а также ряд документов по запросу суда.
Представители третьих лиц - Министерства финансов Красноярского края, Министерства образования Красноярского края, в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте его проведения надлежащим образом, ходатайств не заявляли.
Представитель третьего лица - Администрации г. Канска, в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте его проведения надлежащим образом, дело просил рассмотреть в свое отсутствие.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, и, исследовав письменные материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 15 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Статья 72 Конституции РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы трудового законодательства. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76).
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
Постановлением Администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3. Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входит, в том числе, и Канский район).
В соответствии с п. 1 Постановления № 794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30%. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
Разъяснением от 11.09.1995 г. № 3, утв. Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Статьей 3 Федеральный закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» с 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 9 489 рублей в месяц. Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения: нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 9 489 руб. (с января по апрель 2018 года), с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 15 182,40 руб.
Статьей 2 Федерального закона от 07.03.2018 № 41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"» с 01 мая 2018 г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 11 163 рублей в месяц. Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения: нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 11 163 руб. (с мая 2018 года), с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 17 860,80 руб.
Данная позиция закреплена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-п, которым Конституционный Суд Российской Федерации постановил следующее: Статья 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.
В силу статьи 133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ для работников, работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета; размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в нем и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом; месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 ТК РФ или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч.ч. 6 - 8 ст. 133.1 ТК РФ, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ при условии, что таким работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с ч. 1 ст. 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции РФ и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Согласно статье 133.1 ТК РФ, в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч.ч. 1, 3 и 4).
По смыслу приведенных законоположений, минимальная заработная плата в субъекте РФ устанавливается в целях повышения уровня оплаты труда, если экономика региона развивается стабильно и создает условия для возможности учета величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ. При этом статья 133.1 ТК РФ не предусматривает полномочия социальных партнеров, заключающих указанное соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов и процентных надбавок.
Согласно позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 07.12.2017 № 38-П, статья 133.1 ТК РФ не предусматривает полномочий социальных партнеров, заключающих такое соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов и процентных надбавок. Нормы Трудового кодекса РФ, таким образом, дающие регионам право устанавливать на своей территории собственный размер минимальной зарплаты, не предполагают включения в ее состав коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых за работу в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 07.12.2017 № 38-П, статья 133.1 ТК РФ не предусматривает полномочий социальных партнеров, заключающих такое соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов и процентных надбавок. В связи с этим, доводы о начислении заработной платы в соответствии с нормативными правовыми актами Красноярского края (в т.ч. с учетом Регионального соглашения) и отсутствии оснований для начисления заработной платы в соответствии с минимальным размером оплаты труда, установленным федеральным законодательством РФ, суд не может принять во внимание, поскольку вопросы трудового законодательства отнесены к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, и в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. Помимо этого, доводы о том, что в заявленные истцом периоды заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с соблюдением требований трудового законодательства и в том понимании, которое осуществлялось в правоприменительной практике в 2017 году, а также ссылка на то, что выявленный в Постановлении Конституционного Суда РФ № 38-п от 07.12.2017 г. конституционно-правовой смысл отдельных положений трудового законодательства является общеобязательным только с указанной даты – 07.12.2017 г., судом также признаются необоснованными, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
В силу положений, содержащихся в Определении Конституционного Суда РФ от 27.02.2018 № 252-О-Р, отказ судов первой или апелляционной инстанции после провозглашения Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017№ 38-П в удовлетворении требований заявителей на основании указанных законоположений в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом РФ в этом Постановлении, недопустим в силу правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.11.2012 № 25-П, а соответствующие судебные решения подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий. При пересмотре по предусмотренным процессуальным законодательством основаниям в кассационном или надзорном порядке вынесенных по данному вопросу судебных постановлений, основанных на соответствующих нормах в истолковании ином, чем выявленный Конституционным Судом РФ их конституционно-правовой смысл, суды также должны в силу правовых позиций, выраженных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.11.2012 № 25-П, руководствоваться его Постановлением от 07.12.2017 № 38-П.
Упомянутым выше Постановлением Конституционного Суда РФ № 38-п от 07.12.2017 г. признаны не противоречащими Конституции РФ взаимосвязанные положения ст. 129, ч.ч. 1, 3 ст. 133, ч.ч. 1 – 4, 11 ст. 133.1 ТК РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при этом указано, что выявленный в Постановлении конституционно-правовой смысл вышеобозначенных положений Трудового кодекса РФ является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
При этом, суд в любом случае учитывает, что обратная сила постановлений Конституционного Суда РФ может иметь место, когда речь идет: об изменении правового регулирования ранее существовавших отношений; у участвовавших в правоотношении сторон появляются новые права и обязанности; постановление улучшает положение лица.
Как установлено в судебном заседании, ФИО2 в спорный период – с 01.01.2018 г. по 31.07.2018 г., работала в должности сторожа в МКУ «МЦО». Судом достоверно установлено, что ответчиком допущено нарушение ее трудовых прав, поскольку заработная плата за период с января по июль 2018 года выплачивалась ей ниже минимального размера оплаты труда, с учетом соответствующих надбавок и доплат за климатические условия.
В соответствии с п.5.11 Правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных приказом работодателя, для работников, занимающих должности сторожа и вахтера, устанавливается рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику. Аналогичные условия, содержатся в п.5.1 трудового договора, заключенного между сторонами. Как следует из материалов дела, истица работает у ответчика сторожем по графику сменности, и включает в себя, в том числе, работу в ночное время, а также работу в выходные и праздничные дни. В соответствии с п.4.1 трудового договора заработная плата истицы состоит из должностного оклада 2 454 рубля в месяц, надбавки за работу на территории с особыми климатическими условиями – 30% и районного коэффициента - 30%. Ни трудовой договор, заключенный между сторонами, ни Правила внутреннего трудового распорядка, ни Положение об оплате труда ответчика, не предусматривают для истицы суммированный учет рабочего времени. Таким образом, расчет заработной платы, исходя из должностного оклада, предполагает, что ФИО2 была установлена нормальная продолжительность рабочего времени, т.е. 40 часов в неделю.
В соответствии со ст.152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Работа, произведенная сверх нормы рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни и оплаченная в повышенном размере либо компенсированная предоставлением другого дня отдыха в соответствии со статьей 153 ТК РФ, не учитывается при определении продолжительности сверхурочной работы, подлежащей оплате в повышенном размере в соответствии с частью первой настоящей статьи.
Согласно ч.1 ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Согласно положениям ст. 154 ТК РФ, каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 554 установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.
Как следует из расчетных листков, в январе 2018 года истица отработала 168 часов, при норме по производственному календарю - 136 часов. При этом, из отработанных 168 часов, 80 часов было отработано ночью, которые, в соответствии со ст. 154 ТК РФ, подлежат оплате в повышенном размере – на 20% (поскольку ни истцом, ни ответчиком иных документов, которым бы на локальном уровне был установлен иной размер доплаты за работу в ночное время, представлен не был), 37 часов отработано в выходные и праздничные дни (32 часа из них – сверхурочно).
Минимальный размер оплаты труда с 01.01. 2018 года составляет 9 489 рублей. Поскольку минимальный размер оплаты труда не включает в себя доплаты за работу в особых условиях, доплаты за работу в ночное время, сверхурочную работу, выходные и праздничные дни должны производиться на МРОТ.
Таким образом, недополученная заработная плата истицы за январь 2018 года составит:
среднечасовая ставка для оплаты часов отработанных сверхурочно: 9 489 руб. : 136 ( норма по производственному календарю) = 69,77 руб.
Работа в праздничные дни, подлежащая оплате в двойном размере, составит:
69,77 х 2 х 37 ч. = 4 940,98 руб.
Доплата за работу в ночное время - 20%, соответственно, заработная плата за работу в ночное время составит: 69,77 х 20% х 80 ч. = 1 116,32 руб.
Соответственно, общая сумма заработной платы за январь составит 15 546,30 руб., а с учетом районного коэффициента и северной надбавки – 24 874,08 руб. из расчета: 9 489 руб. + 4 940,98 руб. + 1 116,32 руб. = 15 546,30 руб. х 1,6 = 24 874,08 руб.
При этом, фактически истице было выплачено 11 016 рублей, соответственно недополученная разница составит: 24 874,08 руб. – 11 016 руб. = 13 858,08 руб.
В феврале 2018 года было отработано 169 часов при норме 151 час, при этом в праздничные дни - 8 часов, ночные - 74 часа, сверхурочно – 10 часов. (168 – 151 = 18 часов, из них оплачено в двойном размере, как работы в выходные и праздничные дни, 8 часов, оплате как сверхурочно отработанные подлежат 10 часов. Сумма заработной платы за февраль 2018 г., таким образом, составит: 9 489 руб.: 151 = 62,84 руб. (часовая ставка)
ночные: 62,84 х 20% х 74 ч. = 930,03 руб.
праздничные: 62,84 х 2 х 8 ч.= 1 005,44 руб.
сверхурочные: 62,84 х 1,5 х 2 ч. = 188,52 руб.
62,84 х 2 х 8 ч. = 1 005,44 руб.
Общая сумма заработной платы составит 12 618,43 руб., а с учетом районного коэффициента и северной надбавки – 20 189,48 руб., из расчета: 9 489 руб. + 930,03 руб. + 1 005,44 руб. + 188,52 руб. + 1 005,44 руб. = 12 618,43 руб. х 1,6 = 20 189,48 руб.
Фактически было выплачено 11 016 рублей, соответственно недополученная разница составит: 20 189,48 руб. – 11 016 руб. = 9 173,48 руб.
В марте 2018 года отработано 185 часов, при норме по производственному календарю 159 часов, соответственно, количество сверхурочно отработанных часов составит 26 часов, ночные – 86 часов.
Общая сумма заработной платы за март 2018 года составит: 9 489 руб. : 159 = 59,68 руб. (часовая ставка)
ночные: 59,68 х 20% х 86 ч. = 1 026,50 руб.
сверхурочные: 59,68 х 1,5 х 2 ч. = 179,04 руб.
59,68 х 2 х 24 ч. = 2 864,64 руб.
Общая сумма заработной платы составит 13 559,18 руб., а с учетом районного коэффициента и северной надбавки – 21 694,69 руб., из расчета: 9 489 руб. + 1 796,36 руб. + 179,04 руб. + 2 864,64 руб. = 13 559,18 руб. х 1,6 = 21 694,69 руб.
Фактически было выплачено 11 016 рублей, соответственно недополученная разница составит: 21 694,69 руб. – 11 016 руб. = 10 678,69 руб.
В апреле 2018 года отработано 177 часов, при норме по производственному календарю 167 часов, соответственно количество сверхурочно отработанных часов составит 10 часов, ночные – 80 часов. Общая сумма заработной платы за апрель 2018 года составит:
9 489 руб. : 167 = 56,82 руб. (часовая ставка)
ночные: 56,82 х 20% х 80 ч. = 909,12 руб.
сверхурочные: 56,82 х 1,5 х 2 ч. = 170,46 руб.
56,82 х 2 х 8 ч. = 909,12 руб.
Общая сумма заработной платы составит 11 477,70 руб., а с учетом районного коэффициента и северной надбавки – 18 364,32 руб., из расчета: 9 489 руб. + 1 590,96 руб. + 170,46 руб. + 909,12 руб. = 11 477,70 руб. х 1,6 = 18 364,32 руб.
Фактически было выплачено 11 016 рублей, соответственно недополученная разница составит: 18 364,32 руб. – 11 016 руб. = 7 201,32 руб.
В мае 2018 года отработано 177 часов, при норме по производственному календарю 159 часов, соответственно количество сверхурочно отработанных часов составит 18 часов, из них – в праздничные и выходные дни – 8 часов, ночные – 80 часов. Общая сумма заработной платы за май 2018 года составит: 11 163 руб. : 159 = 70,21 руб. (часовая ставка)
ночные: 70,21 х 20% х 80 ч. = 1 123,36 руб.
праздничные: 70,21 х 2 х 8 ч.= 1 123,36 руб.
сверхурочные: 70,21 х 1,5 х 2 ч. = 210,63 руб.
70,21 х 2 х 8 ч. = 1 123,36 руб.
Общая сумма заработной платы составит 14 743,71 руб., а с учетом районного коэффициента и северной надбавки – 23 589,94 руб., из расчета: 11 163 руб. + 1 965,88 руб. + 1 123,36 руб. + 210,63 руб. + 1 123,36 руб. = 14 743,71 руб. х 1,6 = 23 589,94 руб.
Истице при этом фактически было выплачено 11 163 рубля, соответственно недополученная разница составит23 589,94 руб. – 11 163 руб. = 12 426,94 руб.
В июне 2018 года отработано 168 часов, при норме по производственному календарю 159 часов, соответственно количество сверхурочно отработанных часов составит 9 часов, ночные – 80 часов. Общая сумма заработной платы за июнь 2018 года составит: 11 163 руб. : 159 = 70,21 руб. (часовая ставка)
ночные: 70,21 х 20% х 80 ч. = 1 123,36 руб.
сверхурочные: 70,21 х 1,5 х 2 ч. = 210,63 руб.
70,21 х 2 х 7 ч. = 982,94 руб.
Общая сумма заработной платы составит 12 637,41 руб., а с учетом районного коэффициента и северной надбавки – 20 219,86 руб., из расчета: 11 163 руб. + 1 965,88 руб. + 210,63 руб. + 982,94 руб. = 12 637,41 руб. х 1,6 = 20 219,86 руб.
Фактически было выплачено 11 163 рубля, соответственно недополученная разница составит: 20 219,86 руб. – 11 163 руб. = 9 056,86 руб.
В июле 2018 года отработано 193 часа, при норме по производственному календарю 176 часов, соответственно, количество сверхурочно отработанных часов составит 17 часов, ночные – 82 часа. Общая сумма заработной платы за май 2018 года составит: 11 163 руб. : 176 = 63,43 руб. (часовая ставка)
ночные: 63,43 х 20% х 82 ч. = 1 040,52 руб.
сверхурочные: 63,43 х 1,5 х 2 ч. = 190,29 руб.
63,43 х 2 х 15 ч. = 1 902,90 руб.
Общая сумма заработной платы составит 14 296,71 руб., а с учетом районного коэффициента и северной надбавки – 22 874,74 руб., из расчета: 11 163 руб. + 1 820,44 руб. + 190,29 руб. + 1 902,90 руб. = 14 296,71 руб. х 1,6 = 22 874,74 руб.
Фактически было выплачено 11 163 рубля, соответственно недополученная разница составит: 22 874,74 руб. – 11 163 руб. = 11 711,74 руб.
Таким образом, общая сумма недополученной заработной платы, подлежащая взысканию с ответчика, за период с января по июль 2018 г., составит: 13 858,08 руб. + 9 173,48 руб. + 10 678,69 руб. + 7 201,32 руб. + 12 426,94 руб. + 9 056,86 руб. + 11 711,74 руб. = 74 107,11 руб.
При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования ФИО2 к МКУ «МЦО» о взыскании недоначисленной заработной платы подлежат удовлетворению в установленном размере, следовательно, с работодателя, в лице МКУ «МЦО», в пользу ФИО2 подлежит взысканию недоначисленная заработная плата за период с января по июль 2018 г. в размере 74 107,11 рублей.
Увеличение суммы, подлежащей взысканию в качестве недоначисленной заработной платы, не свидетельствует о выходе суда за пределы исковых требований, поскольку указанный расчет судом произведен в пределах срока, заявленного истцом для взыскания и с учетом заявленного отработанного периода времени, а увеличение суммы произошло в связи с неверным расчетом, представленным истцом в материалы иска, и определенная к взысканию сумма получена судом на основании данных расчетных листов и дополнительных данных в части учета фактически отработанного истцом рабочего времени по табелям учета рабочего времени, представленных стороной ответчика, с расчетом работы сверхурочно, в ночное время и в выходные и праздничные дни, как того требует действующее трудовое законодательство..
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В силу положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 (ред. от 06.02.2007) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина.
В силу положений п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», суд в силу статей 21 (абз. 14 ч. 1) и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
В соответствии со статьей 237 ТК РФ, компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Суд, достоверно установив факт нарушения трудовых прав истицы, связанный с недоначислением заработной платы, руководствуясь ст. 237 ТК РФ, приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу ФИО2 компенсации причиненного морального вреда, удовлетворив в этой части требования истца частично - в сумме 1 000 руб., поскольку в ходе рассмотрения дела нашло свое объективное подтверждение, что ответчиком были нарушены трудовые права истца по факту недоначисления заработной платы за период времени с января по июль 2018 года.
Размер компенсации морального вреда, определенный в сумме 1 000 руб., с учетом обстоятельств дела, исходя из периода нарушения трудовых прав истицы, определен судом с учетом требований разумности и справедливости, с точки зрения защиты прав и интересов обеих сторон.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам. Согласно п. 6 ст. 52 НК РФ, сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий.
В силу п. 1 ст. 333.19 НК РФ, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 20 001 рублей до 100 000 руб., размер госпошлины составляет 800 руб. + 3 % суммы, превышающей 20 000 руб., согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, размер госпошлины для физических лиц равен 300 руб.
Согласно положений ст. 103 ГПК РФ, таким образом, с ответчика МКУ «МЦО» в доход местного бюджета к взысканию также подлежит государственная пошлина в размере 2 723 руб. = 2 423 руб. (размер госпошлины в части удовлетворенных требований имущественного характера – 74 107,11 руб.) + 300 руб. (размер госпошлины в части удовлетворенных требований неимущественного характера - компенсации морального вреда).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к Муниципальному казенному учреждению «Межведомственный центр обслуживания» (МКУ «МЦО») о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда, – удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Межведомственный центр обслуживания» в пользу ФИО2 задолженность по недоначисленной заработной плате с января по июль 2018 года в размере 74 107 рублей 11 копеек, в счет компенсации морального вреда – 1 000 рублей.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Межведомственный центр обслуживания» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 723 рубля.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 11 марта 2019 года
Судья А.М. Блошкина