РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
28 февраля 2019 года гор. Солнечногорск
Солнечногорский гарнизонный военный суд в составе
председательствующего Котова А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Борисовой М.В.,
с участием ответчика, рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда гражданское дело по иску командира войсковой части 06705 к бывшему военнослужащему указанной воинской части майору запаса ФИО2 о взыскании с него материального ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Командир войсковой части 06705 обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что Леонов проходил военную службу в указанной воинской части в должности командира 9 мотострелковой роты. Указанную должность и дела по ней он сдал в августе 2015 года капитану Черепанову. При сдаче Черепановым в октябре 2017 года этой же должности старшему лейтенанту Имамкулиеву была выявлена недостача закреплённых за ротой 36 шлемов «6Б26», 20 жилетов «6Ш112 (стрелок)» и 2 жилетов «6Ш104 (пулемётчик)» обшей стоимостью 527359 рублей 20 копеек. Однако, по результатам проведённых разбирательств, было установлено, что данная недостача была выявлена при принятии Черепановым дел и должности командира 9 мотострелковой роты у Леонова, а потому перечисленное имущество было утрачено по вине ответчика в период исполнения обязанностей командира указанной роты. Полагая в связи с изложенным, что Леонов подлежит привлечению к полной материальной ответственности, истец просил суд взыскать с него денежные средства в размере стоимости указанного выше имущества.
Командир войсковой части 06705 и начальник Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» (далее - управление), привлечённого к участию в данном деле в качестве третьего лица, будучи надлежащим образом извещёнными о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, не обеспечили явку своих представителей и не сообщили суду о причинах неявки. При этом представитель управления просила провести судебное заседание в её отсутствие.
Леонов в судебном заседании иск не признал и в обоснование своей позиции пояснил, что при приёме у него Черепановым дел и должности командира 9 мотострелковой роты действительно была выявлена недостача закрепленного за этим подразделением имущества, в том числе указанных в иске шлемов и жилетов, о чём 13 августа 2015 года было доложено командиру войсковой части 06705. Вместе с тем, на момент сдачи им дел и должности, перечисленное в исковом заявлении имущество было списано в связи с истечением срока эксплуатации, о чём имеется отметка в ведомости, составленной при сдаче им дел и должности указанной роты, и передано на склад службы РАВ. Также Леонов пояснил, что в приказе командира названной воинской части от 27 октября 2015 года №1240, изданного по итогам проведённого по факту выявленной недостачи разбирательства, на недостачу упомянутых шлемов и жилетов не указано. В связи с изложенным, какие-либо основания для привлечения его к материальной ответственности отсутствуют.
Заслушав ответчика и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с выпиской из приказа командующего 29 общевойсковой армии Восточного военного округа от 17 декабря 2014 года №212 командир мотострелковой роты войсковой части 06705 Леонов назначен на должность начальника штаба – заместителя командира мотострелкового батальона той же воинской части.
Согласно рапорту Черепанова, адресованного командиру части, и приложенной к нему ведомости от 13 августа 2015 года, составленной при сдаче ему Леоновым дел и должности командира 9 мотострелковой роты, в указанном подразделении недостаёт, помимо прочего имущества по службе РАВ, 36 шлемов «6Б26», 20 жилетов «6Ш112 (стрелок)» и 2 жилетов «6Ш104 (пулемётчик)».
Из резолюции командира войсковой части 06705 на приведённом выше рапорте следует, что ему стало известно о недостаче перечисленного имущества 13 августа 2015 года.
Согласно п.1 ст.1 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» условия и размеры материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также порядок возмещения причиненного ущерба определяются данным нормативным правовым актом.
В силу п.4 ст.3 названного Федерального закона военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с данным Федеральным законом в течение трёх лет со дня обнаружения ущерба.
Анализ приведенных правовых норм позволяет прийти к выводу, что одним из необходимых условий привлечения военнослужащего к полной материальной ответственности является принятие решения об этом командиром воинской части или военным судом в течение трёх лет со дня обнаружения ущерба.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что ущерб, причинённый воинской части, был обнаружен истцом не позднее 13 августа 2015 года, а, следовательно, трехлетний срок, предусмотренный статьей 3 приведённого Федерального закона, истёк. При этом учитывается, что по смыслу закона названный срок ограничивает тремя годами весь процесс привлечения военнослужащего к материальной ответственности, вплоть до момента издания приказа командиром или вынесения решения военным судом, является пресекательным и восстановлению не подлежит.
При таких обстоятельствах, поскольку срок привлечения Леонова к материальной ответственности истек, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска командира войсковой части 06705 к ФИО2 – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Солнечногорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий А.Ю. Котов