- 1 -
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дата судья Чертановского районного суд адрес Бадова О.А., рассмотрев дело № 11а - 2 / дата по частной жалобе ИФНС России № 24 по адрес на определение Мирового судьи адрес № 238 адрес от дата об отказе в принятии заявления
УСТАНОВИЛ:
Определением Мирового судьи судебного участка № 238 адрес от дата отказано в принятии заявления ИФНС России № 24 по адрес о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки на доходы физических лиц и пени с Мироновой Д.А.
В частной жалобе ИНФС России № 24 по адрес ставится вопрос об отмене определения об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа. В обоснование доводов заявитель указывает, что в данном случае суды не должны были применять аналогию закона (нормы части 1 статьи 121 ГПК Российской Федерации к обстоятельствам, которые оцениваются по правилам части 3 статьи 123.4 и статьи 128 КАС Российской Федерации).
Судья, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 315 КАС РФ, Рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по административному делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в удовлетворении заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (определения, которыми оканчивается производство по административному делу), осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
В силу положений статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы осуществляется в порядке упрощенного (письменного) производства. Оснований для вызова лиц, участвующих в деле, в суд апелляционной инстанции не установлено.
При рассмотрении административного дела в апелляционном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов частной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения допущены Мировым судьей в связи с неправильным применением и толкованием норм процессуального права.
Отказывая в принятии заявления ИФНС России № 24 по адрес о вынесении судебного приказа, мировой судья исходил из того, что общая сумма заявленных кредитором требований (сумма) превышает установленный законом предел (сумма).
Мировой судья посчитал, что в данном случае применимы нормы части 3 и части 4 статьи 123.4 и пункта 5 части 1 статьи 128 КАС Российской Федерации, но с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 5, 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве".
Мировой судья применил аналогию закона, полагая, что в правовом регулировании отношений по выдаче судебного приказа по правилам КАС Российской Федерации имеется пробел и следует применить сходные отношения по выдаче судебного приказа, регламентированные нормами ГПК Российской Федерации.
Мировой судья сослался на то, что согласно п. 5 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 62 под денежными суммами, которые подлежат взысканию в порядке приказного производства, понимаются суммы основного долга, а также начисленные на основании федерального закона или договора суммы процентов и неустоек (штрафа, пени), суммы обязательных платежей и санкций, общий размер которых на момент подачи заявления о выдаче судебного приказа не должен превышать: сумма прописью - по заявлениям, рассматриваемым мировыми судьями, включая заявления об истребовании движимого имущества от должника (часть первая статьи 121 ГПК РФ).
Мировой судья также указал, что в соответствии с пунктом 21 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 62 мировой судья, арбитражный суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа на основании части третьей статьи 125 ГПК РФ, части 3 статьи 229.4 АПК РФ, в том числе в случаях, если сумма заявленного требования либо общая сумма сумма прописью требований, указанных в одном заявлении, превышает установленные пределы.
Между тем нельзя согласиться с такими выводами Мирового судьи.
Дела, предусмотренные статьей 17.1 КАС Российской Федерации (заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса), являются административными, подлежат рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства (часть 3.1. статьи 1 КАС Российской Федерации).
Следовательно, заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций подлежат рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства.
В соответствии с частью 3 статьи 123.4 КАС Российской Федерации судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным статьей 128 настоящего Кодекса, а также в случае, если:
1) заявлено требование, не предусмотренное частью 3.1 статьи 1 настоящего Кодекса;
2) место жительства или место пребывания должника находится вне пределов Российской Федерации;
3) из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.
Согласно части 1 статьи 128 КАС Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если:
1) административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством;
2) административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право;
3) из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца;
4) имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по данному административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или имеется определение суда об отказе в принятии административного искового заявления. Суд отказывает в принятии административного искового заявления об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете;
5) имеются иные основания для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренные положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
Системный анализ указанных норм процессуального права свидетельствует о том, что вопрос о принятии заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматривается мировым судьей только в порядке административного судопроизводства.
Действующий КАС Российской Федерации не устанавливает предельный размер денежных сумм, подлежащих взысканию в порядке приказного судопроизводства.
Как следует из содержания обжалуемого определения, при отказе в принятии заявления налогового органа о выдаче судебного приказа не было установлено ни одного из оснований, предусмотренных КАС Российской Федерации. Отказ в принятии заявления ИФНС РФ № 24 по адрес о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по земельному налогу, пени в административном судопроизводстве мировым судьей фактически был произведен по правилам, предусмотренным частью первой статьи 121 ГПК Российской Федерации.
Применение такого гражданско-процессуального основания посредством аналогии закона не соответствует требованиям административного судопроизводства.
В КАС Российской Федерации предусмотрены конкретные нормы процессуального права, устанавливающие основания для отказа в принятии заявления налогового органа о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.
Выявленные нарушения норм процессуального права носят существенный характер, и они могут быть устранены посредством отмены обжалуемого определения, с передачей административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст. 314-316 КАС РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Мирового судьи адрес № 238 адрес от дата об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки на доходы физических лиц и пени с Мироновой Дарьи Александровны - отменить, вернуть дело Мировому судье для решения вопроса о вынесении судебного приказа.
Судья: ___________________