Дело № 2-4460/2-2014 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«02» июня 2014 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Савиной С.А.
при секретаре Липпонен О.В.
с участием представителя истца Шаланиной Е.Н., действующей по доверенности, представителя ответчика Калачевой М.В., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Круглова М.В. к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании предоставить земельный участок в аренду без проведения торгов,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд, мотивируя свои требования тем, что зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. По состоянию здоровья и заключению врачебно-трудовой экспертной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом <данные изъяты> группы (справка сер. № от ДД.ММ.ГГГГ г.). По вышеуказанному адресу проживает с дочерью С.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Дочь истца пенсионерка, вместе проживают в однокомнатной благоустроенной квартире, метраж жилой площади <данные изъяты> кв.м. Комната маленькая, вмещает два спальных места, телевизор, шкаф. Санузел совмещенный, кухня, размером <данные изъяты> кв.м. Условия, в которых проживает истец, не отвечает тем требованиям, которые должны соответствовать нормам, согласно Жилищного Кодекса РФ, т.е. метража на одного человека, который составляет <данные изъяты> кв.м. Фактически истец, как инвалид, ветеран ВОВ, не обеспечен жильем. Никаких объектов недвижимости у истца в собственности не имеется. Учитывая, что единственным доходом истца является пенсия, которая составляет <данные изъяты> руб., истец лишен возможности приобрести в собственность какой-либо объект недвижимости для полноценного проживания. Истец просит обязать ответчика предоставить ему земельный участок для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в порядке первой очереди.
В судебное заседание истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, по сведениям представителя следует, что истец согласен на рассмотрение дела в его отсутствие с участием представителя.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что муж дочери истца, с которой проживает истец, также проживает в квартире, брак между супругами не расторгнут. Принятое органом местного самоуправления решение об отказе в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, до настоящего времени истец не получил, имеет только выписку из соответствующего решения. Полагает данное решение незаконным, принятым без учета обстоятельств дела и сложившейся ситуации.
Представитель ответчика в судебном заседании полагала об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, указав, что в соответствии с Решением Петрозаводского городского Совета от 09.06.2011 г. № 27/03-57 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах» предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков на территории Петрозаводского городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах в случае их предоставления для строительства индивидуальных жилых домов, за исключением предоставления земельных участков отдельным категориям граждан, имеющим в соответствии с законодательством право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов. Согласно ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в орган местного самоуправления. В силу п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ вопросы, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками, а также совершением с ними сделок, регламентируются земельным законодательством Российской Федерации. Следовательно, в вопросах предоставления земельных участков Администрация обязана руководствоваться нормами Земельного кодекса РФ. Процедура предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства регламентирована п. 3. ст. 30.1 Земельного кодекса РФ. При решении вопроса о возможности предоставления земельного участка в соответствии со ст. 17 указанного закона с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида необходимо учитывать, имеется ли в такой программе прямое указание на необходимость соблюдения последней при выделении земельного участка. В Администрации Петрозаводского городского округа отсутствуют сведения об обращении истца с заявлением о предоставлении земельного участка. В настоящее время на территории Петрозаводского городского округа свободные от прав третьих лиц земельные участки в зонах застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами отсутствуют. При таких обстоятельствах выделение земельного участка по итогам рассмотрения заявления было невозможно, заявленное истцом требование, в настоящем деле является неисполнимым. Полагает, что право гражданина-инвалида, семьи, имеющей в своем составе ребенка-инвалида на льготное получение земельного участка, находится в прямой зависимости от его/ее нуждаемости в жилом помещении или в улучшении жилищных условий. Данная позиция также отражена в Письме Минэкономразвития РФ от 27.06.2011 N ОГ-Д23-198, в соответствии с которым для первоочередного получения земельного участка инвалид должен состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Обращает внимание, что истец не состоит на учете в Администрация Петрозаводского городского округа в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Применительно к каждой территориальной зоне статьями 33-79 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденными Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 г. № 26/38-771, установлены виды разрешенного использования земельных участков; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ. Для каждого земельного участка и объекта капитального строительства считается разрешенным такое использование, которое соответствует градостроительному регламенту, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и с обязательным учетом ограничений на использование объектов недвижимости в соответствии с требованиями статей 33-79 Правил. Разрешенное использование испрашиваемого земельного участка для дачного строительства, садоводства не соответствует ни одному из видов разрешенного использования, указанных в градостроительном регламенте соответствующей территориальной зоны, расположенных на территории Петрозаводского городского округа. Полагает, что права и законные интересы заявителя нарушены не были, Администрация Петрозаводского городского округа действовала в соответствии с установленным законодателем порядком.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования удовлетворению не подлежащими.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права, присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьей 36 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане вправе иметь в частной собственности землю.
Из материалов дела следует, что истец Круглов М.В. является инвалидом <данные изъяты> группы (справка № от ДД.ММ.ГГГГ г.), проживает в <адрес>.
В соответствии с положениями ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии. Пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии со ст. 2 которого социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Федеральным законом № 181 от 24.11.1995 г. года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (абзац 11 вышеуказанного закона) определен Порядок предоставления указанных льгот. Порядок предоставления льгот определяется Правительством Российской Федерации.
Правительством РФ принято Постановление от 07.07.1996 года № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» и утверждены «Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг».
П. № 17 названного Постановления определено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Таким образом, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, имеют право на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Порядок предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства регулируется ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, согласно которой земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду.
Названной статьёй Земельного кодекса РФ также предусмотрено, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
В данном случае учитывая, что в рамках аукциона реализация принципа первоочередности предоставления инвалидам земельных участков невозможна, положения ст.30.1 Земельного кодекса РФ, касающиеся необходимости проведения аукциона, применению не подлежат.
Частью 3 названной статьи Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
Указанная норма не содержит требования об указании конкретного земельного участка либо приложения документов, указывающих на необходимость предоставления именного такого земельного участка.
Согласно положениям п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, применяемым к спорным отношениям по аналогии, лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленным ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
С учетом вышеназванных особенностей, орган местного самоуправления после поступления заявления инвалида принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Согласно разъяснению Министерства экономического развития РФ от 17.08.2011 г. № ОГ-Д23-970 земельные участки предоставляются в очередности по дате регистрации заявления.
При этом земельный участок в силу п.1 ст. 33 Земельного Кодекса РФ предоставляется по размеру в пределах установленных органом местного самоуправления (решение Петрозаводского городского Совета от 27.06.2007 г. № ХХVI/VIII-62 об утв. Положения о предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории муниципального образования г. Петрозаводска).
Вместе с тем, статья 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, по настоящему делу при исследовании оснований для предоставления истцу земельного участка для индивидуального жилищного строительства юридически значимым обстоятельством является наличие или отсутствие нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного суда РФ от 04.02.2014 г. N 91-КГ13-7.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества» находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Таким образом, для постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях необходимо установить, относятся ли граждане к категории лиц, указанных в статье 49 ЖК РФ, и могут ли данные лица быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, указанным в статье 51 ЖК РФ.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ).
Таким образом, для признания гражданина малоимущим и постановки его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения необходим заявительный характер.
Судом установлено, что истец на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Администрации Петрозаводского городского округа не состоит.
Данное обстоятельство подтверждается соответствующим письмом Управления жилищного хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ г. №.
При этом суд учитывает отсутствие доказательств, подтверждающих наличие у истца нуждаемости в улучшении его жилищных условий, а также наличие факта обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и сведения Управления жилищного хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которым решением городской жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Круглову М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении при Администрации Петрозаводского городского округа, в связи с обеспеченностью свыше нормы.
Данное решение органа местного самоуправления истцом не оспорено, является действующим до настоящего времени.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Со стороны истицы не представлено доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства в данной части.
При таких обстоятельствах, учитывая в совокупности представленные доказательства, оснований для возложения на Администрацию Петрозаводского городского округа обязанности по предоставлению истцу земельного участка в аренду без проведения торгов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Круглова М.В. к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании предоставить земельный участок в аренду без проведения торгов отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: С.А.Савина
Решение в окончательной форме принято: 07.06.2014 г.