Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4460/2014 ~ М-3741/2014 от 24.04.2014

Дело № 2-4460/2-2014 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«02» июня 2014 года г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Савиной С.А.

при секретаре Липпонен О.В.

с участием представителя истца Шаланиной Е.Н., действующей по доверенности, представителя ответчика Калачевой М.В., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Круглова М.В. к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании предоставить земельный участок в аренду без проведения торгов,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд, мотивируя свои требования тем, что зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. По состоянию здоровья и заключению врачебно-трудовой экспертной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом <данные изъяты> группы (справка сер. от ДД.ММ.ГГГГ г.). По вышеуказанному адресу проживает с дочерью С.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Дочь истца пенсионерка, вместе проживают в однокомнатной благоустроенной квартире, метраж жилой площади <данные изъяты> кв.м. Комната маленькая, вмещает два спальных места, телевизор, шкаф. Санузел совмещенный, кухня, размером <данные изъяты> кв.м. Условия, в которых проживает истец, не отвечает тем требованиям, которые должны соответствовать нормам, согласно Жилищного Кодекса РФ, т.е. метража на одного человека, который составляет <данные изъяты> кв.м. Фактически истец, как инвалид, ветеран ВОВ, не обеспечен жильем. Никаких объектов недвижимости у истца в собственности не имеется. Учитывая, что единственным доходом истца является пенсия, которая составляет <данные изъяты> руб., истец лишен возможности приобрести в собственность какой-либо объект недвижимости для полноценного проживания. Истец просит обязать ответчика предоставить ему земельный участок для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в порядке первой очереди.

В судебное заседание истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, по сведениям представителя следует, что истец согласен на рассмотрение дела в его отсутствие с участием представителя.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что муж дочери истца, с которой проживает истец, также проживает в квартире, брак между супругами не расторгнут. Принятое органом местного самоуправления решение об отказе в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, до настоящего времени истец не получил, имеет только выписку из соответствующего решения. Полагает данное решение незаконным, принятым без учета обстоятельств дела и сложившейся ситуации.

Представитель ответчика в судебном заседании полагала об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, указав, что в соответствии с Решением Петрозаводского городского Совета от 09.06.2011 г. № 27/03-57 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах» предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков на территории Петрозаводского городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах в случае их предоставления для строительства индивидуальных жилых домов, за исключением предоставления земельных участков отдельным категориям граждан, имеющим в соответствии с законодательством право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов. Согласно ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в орган местного самоуправления. В силу п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ вопросы, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками, а также совершением с ними сделок, регламентируются земельным законодательством Российской Федерации. Следовательно, в вопросах предоставления земельных участков Администрация обязана руководствоваться нормами Земельного кодекса РФ. Процедура предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства регламентирована п. 3. ст. 30.1 Земельного кодекса РФ. При решении вопроса о возможности предоставления земельного участка в соответствии со ст. 17 указанного закона с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида необходимо учитывать, имеется ли в такой программе прямое указание на необходимость соблюдения последней при выделении земельного участка. В Администрации Петрозаводского городского округа отсутствуют сведения об обращении истца с заявлением о предоставлении земельного участка. В настоящее время на территории Петрозаводского городского округа свободные от прав третьих лиц земельные участки в зонах застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами отсутствуют. При таких обстоятельствах выделение земельного участка по итогам рассмотрения заявления было невозможно, заявленное истцом требование, в настоящем деле является неисполнимым. Полагает, что право гражданина-инвалида, семьи, имеющей в своем составе ребенка-инвалида на льготное получение земельного участка, находится в прямой зависимости от его/ее нуждаемости в жилом помещении или в улучшении жилищных условий. Данная позиция также отражена в Письме Минэкономразвития РФ от 27.06.2011 N ОГ-Д23-198, в соответствии с которым для первоочередного получения земельного участка инвалид должен состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Обращает внимание, что истец не состоит на учете в Администрация Петрозаводского городского округа в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Применительно к каждой территориальной зоне статьями 33-79 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденными Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 г. № 26/38-771, установлены виды разрешенного использования земельных участков; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ. Для каждого земельного участка и объекта капитального строительства считается разрешенным такое использование, которое соответствует градостроительному регламенту, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и с обязательным учетом ограничений на использование объектов недвижимости в соответствии с требованиями статей 33-79 Правил. Разрешенное использование испрашиваемого земельного участка для дачного строительства, садоводства не соответствует ни одному из видов разрешенного использования, указанных в градостроительном регламенте соответствующей территориальной зоны, расположенных на территории Петрозаводского городского округа. Полагает, что права и законные интересы заявителя нарушены не были, Администрация Петрозаводского городского округа действовала в соответствии с установленным законодателем порядком.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования удовлетворению не подлежащими.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права, присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статьей 36 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане вправе иметь в частной собственности землю.

Из материалов дела следует, что истец Круглов М.В. является инвалидом <данные изъяты> группы (справка от ДД.ММ.ГГГГ г.), проживает в <адрес>.

В соответствии с положениями ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии. Пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии со ст. 2 которого социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Федеральным законом № 181 от 24.11.1995 г. года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (абзац 11 вышеуказанного закона) определен Порядок предоставления указанных льгот. Порядок предоставления льгот определяется Правительством Российской Федерации.

Правительством РФ принято Постановление от 07.07.1996 года № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» и утверждены «Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг».

П. № 17 названного Постановления определено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

Таким образом, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, имеют право на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Порядок предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства регулируется ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, согласно которой земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду.

Названной статьёй Земельного кодекса РФ также предусмотрено, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.

В данном случае учитывая, что в рамках аукциона реализация принципа первоочередности предоставления инвалидам земельных участков невозможна, положения ст.30.1 Земельного кодекса РФ, касающиеся необходимости проведения аукциона, применению не подлежат.

Частью 3 названной статьи Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

Указанная норма не содержит требования об указании конкретного земельного участка либо приложения документов, указывающих на необходимость предоставления именного такого земельного участка.

Согласно положениям п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, применяемым к спорным отношениям по аналогии, лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленным ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

С учетом вышеназванных особенностей, орган местного самоуправления после поступления заявления инвалида принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

Согласно разъяснению Министерства экономического развития РФ от 17.08.2011 г. № ОГ-Д23-970 земельные участки предоставляются в очередности по дате регистрации заявления.

При этом земельный участок в силу п.1 ст. 33 Земельного Кодекса РФ предоставляется по размеру в пределах установленных органом местного самоуправления (решение Петрозаводского городского Совета от 27.06.2007 г. № ХХVI/VIII-62 об утв. Положения о предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории муниципального образования г. Петрозаводска).

Вместе с тем, статья 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.

Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.

С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.

Следовательно, по настоящему делу при исследовании оснований для предоставления истцу земельного участка для индивидуального жилищного строительства юридически значимым обстоятельством является наличие или отсутствие нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий.

Аналогичная позиция изложена в определении Верховного суда РФ от 04.02.2014 г. N 91-КГ13-7.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества» находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Таким образом, для постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях необходимо установить, относятся ли граждане к категории лиц, указанных в статье 49 ЖК РФ, и могут ли данные лица быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, указанным в статье 51 ЖК РФ.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ).

Таким образом, для признания гражданина малоимущим и постановки его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения необходим заявительный характер.

Судом установлено, что истец на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Администрации Петрозаводского городского округа не состоит.

Данное обстоятельство подтверждается соответствующим письмом Управления жилищного хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ г. .

При этом суд учитывает отсутствие доказательств, подтверждающих наличие у истца нуждаемости в улучшении его жилищных условий, а также наличие факта обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и сведения Управления жилищного хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которым решением городской жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Круглову М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении при Администрации Петрозаводского городского округа, в связи с обеспеченностью свыше нормы.

Данное решение органа местного самоуправления истцом не оспорено, является действующим до настоящего времени.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Со стороны истицы не представлено доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства в данной части.

При таких обстоятельствах, учитывая в совокупности представленные доказательства, оснований для возложения на Администрацию Петрозаводского городского округа обязанности по предоставлению истцу земельного участка в аренду без проведения торгов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Круглова М.В. к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании предоставить земельный участок в аренду без проведения торгов отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: С.А.Савина

Решение в окончательной форме принято: 07.06.2014 г.

2-4460/2014 ~ М-3741/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Круглов Михаил Викторович
Ответчики
Администарция Петрозаводского городсого округа
Другие
Шаланина Елена Николаевна
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Савина С.А.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
24.04.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2014Передача материалов судье
28.04.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2014Судебное заседание
08.05.2014Судебное заседание
16.05.2014Судебное заседание
02.06.2014Судебное заседание
07.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2014Дело оформлено
08.07.2014Дело передано в архив
21.07.2014Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
21.07.2014Изучение поступившего ходатайства/заявления
23.07.2014Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее