дело №2-83/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
р.п. Радищево 05 июля 2019 года
Ульяновской области
Радищевский районный суд Ульяновской области в составе
председательствующего судьи Корсаковой И.М.,
при секретаре Родионовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлениюКозырева Вячеслава Александровича к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонное) об установлении факта нахождения на иждивении и признании права на назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца,
У С Т А Н О В И Л :
Козырев В.А. обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе судебного заседания, к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонное) об установлении факта нахождения на иждивении и признании права на назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца.
В обосновании иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ умер его отец –ФИО4, на иждивении которого он находился. Ранее он прожил с родителями на съемной квартире в <адрес>, а после расторжения их брака в сентябре 2018 года остался проживать там с отцом. До смерти последнего находился на его полном содержании, поскольку отец оплачивал съем квартиры, имел постоянный заработок 20 000-30 000 рублей, работая по договорам гражданско-правового характера. Мать ФИО5 ранее и в настоящее время не трудоустроена и не помогает ему материально. С ДД.ММ.ГГГГ является студентом ГБПОУ «Губернский колледж <адрес>» очного отделения, стипендии не получает, иных источников к существованию не имеет. С целью назначения пенсии по случаю потери кормильца он обратился к ответчику с заявлением, в чем ему ДД.ММ.ГГГГ было отказано со ссылкой на отсутствие официального места работы у отца перед его смертью. С указанным решением он не согласен, полагает, что в данном случае имелись все основания в соответствии со ст.10 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» для назначения ему страховой пенсии по случаю потери кормильца. Просил установить факт своего нахождения на иждивении
ФИО4 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать право на назначение страховой пенсии по случаю потери кормильцас даты смерти отца.
В судебном заседании истец Козырев В.А. исковые требования поддержал, суду дал пояснения, изложив обстоятельства и факты,изложенные в иске.
Представитель ответчика государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонное)в судебное заявление не явился, извещался надлежащим образом,в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном отзыве представитель ответчика по доверенности Кудряшова Н.Н. просила в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на те же доводы, что и в указанном решении УПФ, отказавшем в назначении пенсии истцу.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Козырева Н.А в судебном заседании поддержала исковое заявление Козырева В.А., просила суд его удовлетворить, и пояснила, что Козырев А.А. помогал сыну материально, работая неофициально в <адрес> трактористом-механизатором у фермера ФИО11, оплачивал съемную квартиру. Она также помогала сыну материально со своего неофициального заработка.
Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39 часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
В соответствии с пп.3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию в соответствии с данным законом имеют дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери
Согласно ст. 13 Закона при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
В силу ст.10 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). При этом к нетрудоспособным членами семьи умершего кормильца отнесены, в том числе дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Согласно ч.3 ст.10 указанного Федерального закона члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Таким образом, законодателем установлен круг лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию в связи с потерей кормильца, перечень которых является исчерпывающим, не подлежащим расширенному толкованию.
Из вышеприведенных норм права следует, что для вывода о нахождении на иждивении необходимо установление одновременно наличия следующих условий: нетрудоспособность лица, постоянство источника средств к существованию и установление факта того, что такой источник является основным для существования лица. Отсутствие одного из указанных условий исключает возможность признания лица иждивенцем.
Под полным содержанием умершим кормильцем членов семьи понимаются действия умершего кормильца, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (питание, жилье, одежда, обувь и другие предметы жизненной необходимости).
Постоянный характер помощи означает, что она не была случайной, единовременной, а оказывалась систематически, в течение некоторого периода и что умерший взял на себя заботу о содержании данного члена семьи.
Понятие основной источник средств к существованию предполагает, что помощь кормильца должна составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи. Она должна по своим размерам быть такой, чтобы без нее члены семьи, получившие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни.
По делу установлено, чтосогласно свидетельству о рождении II-ВА № родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ, что следует из свидетельства о смерти II-ВА №.
Согласно справке о составе семьи, выданной администрацией МО «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области
по адресу: <адрес> зарегистрированы ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО7Данная квартира находится в муниципальной собственности.
Из бытовых характеристик УУП гр. УПП и ПДН п.п. полиции (дислокация р.<адрес>) МО МВД России «Новоспасский» и справок администрации МО "Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области следует, что ФИО4, ФИО1 с 2015 года проживали в г. Сызрани Самарской области. Указанное также подтверждается сообщением ГБПОУ «Губернский колледж г.Сызрани».
С ДД.ММ.ГГГГ Козырев В.А. является студентом ГБПОУ «Губернский колледж <адрес>» (технический профиль), направление специалитета «Переработка нефти и газа», очной формы обучения, бюджетной основы.
ДД.ММ.ГГГГ Козырев В.А. обратился в государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца на основании ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Козыреву В.А. отказано.
В судебном заседании установлено, что отец истца на момент смерти официально не работал.
Из трудовой книжки ФИО4 следует, что последнее его место работы – в должности ученика штамповщика в цехе № ООО «Завод Электрофидер», был уволен ДД.ММ.ГГГГ. Иных записей о работе трудовая книжка не содержит. Согласно ответу на запрос ГУ – Центр по выплате пенсий и обработке информации пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по 22.01.2015ФИО4 работал в ФКУ «КП № УФСИН по <адрес>».
Согласно ответам УПФР в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонное), филиала ОГКУ КЦ Ульяновской области в Радищевском районе, отделения по Радищевскому району ОГКУСЗН Ульяновской области отец истца получателем пенсии, каких-либо иных выплат, пособий по безработице не являлся.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ «КП № УФСИН по <адрес>» по приговору Радищевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по ч.2ст.264 УК РФ и постановлением Заволжского районного суда г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ освобожден условно-досрочно на неотбытый срок лишения свободы 08 месяцев
2 дня.
Указанным приговором ФИО4также назначено дополнительное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 2 года. Сообщением начальника ОГИБДД МО МВД России «Новоспасский» подтверждается сдача указанным лицом водительского удостоверения ДД.ММ.ГГГГ и его возвращение ДД.ММ.ГГГГ. Из ответаГостехнадзора МО «Радищевский <адрес>» департамента регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов Министерства промышленности и транспорта <адрес> следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 выдано удостоверение тракториста-машиниста серии АЕ № и ДД.ММ.ГГГГ по заявлению указанного лица после сверки данных с ГИБДД ему выдано удостоверение серии СЕ №.
Заочным решением мирового судьи судебного участка Старокулаткинского района Радищевского судебного района Ульяновской области, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка Радищевского района Радищевского судебного района Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО4 и ФИО13 (до брака ФИО12) Н.А. расторгнут.
Согласно характеристике по месту жительства в <адрес> ФИО4 характеризовался отрицательно, был замечен в злоупотреблении спиртными напитками, постоянного места работы не имел, подвергался уголовному и административному воздействию.
Допрошенная в судебном заседании по ходатайству истца в качестве свидетеля ФИО7,приходившаяся ФИО1 бабушкой по линии отца,пояснила, что около пяти лет назад ее сын ФИО4 со своей семьей переехал в <адрес>, где до даты смертис его слов неофициально работал водителем, трактористом-механизатором, помогал своему сыну ФИО1, оплачивал съем квартиры.
В судебном заседании свидетельФИО8пояснил, что с 2016 года знаком с умершим ФИО4, который на тот момент работал около2-3 летв ООО «Маяк» у Лазарева трактористом и у которого есть сын ФИО2. Со слов ФИО1 ему было известно, что он с сыном проживал в <адрес>, о судьбе его переживал, материально помогал и оплачивал аренду квартиры. После увольнения ФИО4 с работы весной 2018 года общение между ними прекратилось, ФИО1 иногда приходит к нему домой, чтобы постричься у супруги.
На день смерти отца ФИО4 истец Козырев В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достиг возраста 19 лет, соответственно мог претендовать на пенсию по случаю потери кормильца лишь доказав факт нахождения на иждивении
у умершего родителя.
Между тем предусмотренные законом условия, необходимые для признания истца находившимся на иждивении умершего, что давало бы ему право на назначение пенсии по потере кормильца, не установлены ни пенсионным органом при рассмотрении его заявления, ни судом.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» приказом Минтруда России от 28.11.2014 №958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению».
Согласно пп. «а» п. 11 названного Перечня для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», необходимы документы о том, что нетрудоспособный член семьи находится на иждивении умершего кормильца (ч.1 ст.10 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении подтверждается документами, выданными жилищно-эксплуатационными организациями или органами местного самоуправления, документами о доходах всех членов семьи и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации (п. 82 Перечня).
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих сведения о доходах на дату смерти умершего. Каких-либо данных бесспорно свидетельствующих об объеме оказываемой истцу материальной помощи, его нуждаемости в такой помощи в материалах дела не имеется.
Кроме того, как следует из ответа ГУ- Центра по выплате пенсии и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Ульяновской области и представленной истцом трудовой книжки Козырев В.А. с ДД.ММ.ГГГГ по 11.01.2019работал
в ООО «Агроторг». Также истец в судебном заседании подтвердил, что подрабатывал неофициально в период летних каникул.
Показания допрошенных в судебном заседании свидетелей в данном случае не могут быть учтены, поскольку в соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Кроме того, истцом не представлены вопреки требованиям ст.56ГПК РФ объективные доказательства того, что он находился на полном иждивении своего отца.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что убедительных и достоверных доказательств того, что при жизни Козырев А.А. взял на себя полную заботу о содержании сына, постоянно оказывал ему такое содержание, которое являлось бы достаточным для того, чтобы служить основным источником средств к существованию истца, не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводуоб отсутствии оснований для удовлетворения искового заявления Козырева В.А. к ГУ–УПФ РФ
в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонное) об установлении факта нахождения на иждивении и признании права на назначение страховой пенсии по случаю потери кормильцав полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 264 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░