2-38/2018
Решение
Именем Российской Федерации
с. Кытманово 28 февраля 2018 года
Кытмановский районный суд в составе председательствующего судьи М.Г.Ермизиной, при секретаре Стеблецовой Т.П., с участием истца Бекетовой Н.И., представителя истца Кайрукова Ю.Г., действующего на основании заявления, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бекетовой Н.И. к Администрации Сунгайского сельсовета Кытмановского района Алтайского края об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения жилым домом на праве общей совместной собственности, факта принятия наследства, признании права собственности на жилой <адрес>, в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с иском к ответчику об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения жилым домом на праве общей совместной собственности, факта принятия наследства, признании права собственности на жилой <адрес>, в порядке наследования.
В обоснование заявленного Бекетова Н.И. указала, что ее родители Возмищева М.И. и Возмищев И.Ф. на совместно нажитые денежные средства в 1975 году купили у продавца <данные изъяты> жилой дом по адресу: <адрес>. Сделка документально не оформлялась, дом был передан в собственность сразу после расчета, Возмищевы сразу вселились в данный дом. С этого времени они добросовестно, открыто и непрерывно, более 35 лет владели, пользовались приобретенным домом, как своим собственным, несли бремя содержания, осуществляли текущий и капитальный ремонт, оплачивали налоги, построили надворные постройки. В силу юридической безграмотности родители истца документы на дом не оформляли. Впоследствии, 31 марта 1993 года, Возмищев И.Ф. получил свидетельство на право собственности на землю в Администрации Сунгайского сельсовета. Возмищева М.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ, открывшееся наследство после смерти матери, предметы домашнего обихода отец истца фактически принял и продолжал ими пользоваться. Отец истца умер ДД.ММ.ГГГГ. Имущество, оставшееся после его смерти, предметы домашнего обихода (холодильник, телевизор, диван и другое имущество) истец забрала себе, приняла меры к сохранности дома родителей. Право собственности в Едином государственном реестре недвижимости на указанный жилой дом не зарегистрировано.
Истца утверждает, что родители открыто владели оттискиваемым жилым домом как своим собственным в течение более 15 лет: производили ремонт, 31.03.1993 оформили права на земельный участок в порядке приватизации.
Поскольку документы, подтверждающие право собственности наследодателей отсутствуют, а иного способа установить правомерность владения недвижимым имуществом у истца нет, истица обратилась в суд с данным иском.
В судебном заседании истица Бекетова Н.И., ее представитель Кайруков Ю.Г. заявленные исковые требования уточнили : в связи с юридическим принятием наследства отцом Возмищевым И.Ф. после смерти супруги Возмищевой М.И. в установленный законом 6-месячный срок, просили суд установить факт открытого и непрерывного владения на праве общей совместной собственности Возмищевым И.Ф. и Возмищевой М.И. спорным жилым домом; установить факт принятия наследства Бекетовой Н.И. после смерти отца Возмищева И.Ф., умершего ДД.ММ.ГГГГ и признании за ней права собственности на жилой <адрес>.
Кроме того, истица в предварительном судебном заседании 19.02.2018 дополнительно пояснила, что формально наследником к имуществу умерших родителей (отца) является родной брат истицы В. который также в течение 6-месячного срока о своих правах на наследство не заявлял, наследство не принимал ни фактически, ни юридически; споров между наследниками нет.
Представитель ответчика Администрации Сунгайского сельсовета для рассмотрения дела не явился, надлежащим образом извещен, о наличии уважительных причин неявки суду не сообщил, об отложении не ходатайствовал.
С учетом мнения явившихся лиц, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, судья считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчика.
Участвуя в предварительном судебном заседании 19.02.2018, представитель ответчика не возражал против заявленных истцом требований.
Заслушав объяснения истца, представителя истца, свидетелей В., А., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению ( с учетом уточнения предмета иска).
В силу ч. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" - при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Из показаний свидетеля В. следует, что он, являясь родным братом истицы, о своих наследственных правах после смерти отца, наступившей в 2016 году, не заявлял.
Свидетелю известно, что с 1975 года родители Возмищев И.Ф. и Возмищева М.И. проживали в жилом <адрес> в <адрес>, до момента смерти.
После смерти матери, наступившей в 2010 году, отец Возмищев И.Ф. продолжал владеть и пользоваться спорным жилым домом. Истица осуществляла уход за отцом в силу престарелого возраста последнего. При жизни Возмищев И.Ф. говорил, что дом должен после смерти принадлежать сестре ( истице). После смерти отца Бектова Н.И. пользуется и владеет спорным жилым домом; осуществляет уход за ним, делает ремонт, следит за его состоянием; отапливает, т.к. в доме хранятся ульи с пчелами. Свидетель никогда не претендовал на спорный жилой дом, наследственных споров или споров о принадлежности жилого <адрес> в <адрес> никогда не было.
Из аналогичных показаний свидетеля А. следует, что родители истицы вселились в спорное жилое помещение в 1975 году; никаких споров по поводу принадлежности такого жилого дома иным лицам ( не Возмищеву И.Ф. и Возмищевой М.И.) никогда не было. В 1977 году свидетель уехала из села <данные изъяты> : сначала продолжила учебу в городе, а затем переехала на постоянное место жительства в <адрес>.
После возвращения свидетеля в <адрес> в 1992 году супруги Возмищевы проживали в том же жилом доме по <адрес> до момента смерти: Возмищева М.И. умерла в 2010 году, Возмищев И.Ф.- в 2016 году.
После смерти супруги И.Ф.Возмищев оставался жить в доме, уход за ним осуществляла дочь- Бекетова Н.И., которая после смерти отца ухаживала за домом; споров между наследниками никогда не было и нет.
Выпиской из похозяйственных книг Администрации Сунгайского сельсовета, имеющейся в материалах деда подтверждается, что Возмищев И.Ф. и Возмищева М.И. проживали в жилом доме по <адрес> с 1991 года по день смерти, Возмищева М.И. по ДД.ММ.ГГГГ, Возмищев И.Ф. по ДД.ММ.ГГГГ.
Справкой о заключении брака № подтверждается, что Возмищев И.Ф. и Караваева М.И. (после заключения брака- Возмищева) заключили брак ДД.ММ.ГГГГ.
Жилой <адрес> имеет общую площадь 43,8 кв.м., жилую площадь 35,3 кв.м., что следует из выписки из технического паспорта, составленной по состоянию на 23 ноября 2017 года.
Инвентаризационная стоимость объекта недвижимости на 26.12.2017 составляет согласно справке Кытмановского производственного участка Новоалтайского отделения Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» 147075,38 руб.
Согласно свидетельству на право собственности на землю №294 от 31.03.1993 земельный участок, на котором расположен спорный жилой дом, принадлежит Возмищеву И.Ф. на праве собственности, участок имеет площадь 024 га, предоставлен на основании постановления Администрации Сунгайского сельсовета от 28.05.1992 №8 для развития подсобного хозяйства.
Из свидетельства о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Возмищева М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в доме после ее смерти проживал супруг Возмищев И.Ф., который умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Анализируя указанные документы в совокупности с показаниями свидетелей, суд приходит к выводу, что Возмищев И.Ф. и его супруга Возмищева М.И. с указанного времени владели спорным жилым домом как своим собственным до момента своей смерти.
Однако право собственности на жилой дом при жизни не зарегистрировали. В настоящее время они могли бы в установленном порядке оформить свое право, которое возникло в силу ст. 234 ГК РФ - приобретательная давность.
Согласно п.2 ст.17 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
В соответствии с п.2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ч. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Частью 2 ст. 1153 ГК РФ предусмотрено, что признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с ч. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Возмищева М.И. по день смерти проживала согласно регистрации по адресу: <адрес>, что установлено из справки Администрации Сунгайского сельсовета №168 от 23.10.2017.
Из справок Администрации Сунгайского сельсовета №170, №167 от 23.10.2017 следует, что Возмищев И.Ф. фактически принял наследство до истечения 6-ти месячного срока после смерти жены Возмищевой М.И., умершей ДД.ММ.ГГГГ: принял меры к охране наследуемого имущества, взял часть вещей, платил налоги. По день смерти проживал согласно регистрации по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельству о рождении серии №; свидетельству о заключении брака, Бекетова Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является родной дочерью Возмищева И.Ф..
После смерти Возмищева И.Ф., истица, как следует из справки Администрации Сунгайского сельсовета №169 от 23.10.2017, фактически приняла наследство до истечения 6-ти месячного срока после смерти отца: приняла меры к охране наследуемого имущества, взяла часть вещей, платила налоги.
Из ответа нотариуса Кытмановского нотариального округа Алтайского края №44 от 21.02.2018 на запрос суда следует, что после смерти Возмищевой М.И., умершей ДД.ММ.ГГГГ, заведено наследственное дело №; наследник, принявший наследство- супруг Возмищев И.Ф.; наследники Бекетова Н.И., В. заявили о своем отказе от принятия наследства.
Таким образом, Возмищев И.Ф. принял наследство в установленный законом срок, что исключает установление факта принятия наследства фактически.
В силу ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
С учетом того, что Бекетова Н.И. приняла фактически наследство после смерти отца, с учетом имеющихся в деле доказательств принадлежности жилого дома на праве собственности наследодателю по факту приобретательной дваности, суд признает за истцом право собственности на указанный объект недвижимости.
При этом, анализируя представленные суду доказательства в их совокупности, объяснения истца Бекетовой Н.И., с учетом заявленного требования о признании права собственности на спорный жилой дом, суд полагает заявленные истцом требования об установлении факта приобретательной давности ( промежуточное требование) излишне заявленным.
Так, в силу п.3 ст.234 ГК РФ лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Поскольку истица заявила требование о признании права собственности на жилой дом со ссылкой на давностное владение Возмищева И.Ф., Возмищевой М.И., учитывая, что истица является правопреемником указанных лиц в силу универсального правопреемства ( наследования), суд полагает возможным установить факт принятии наследства истицей после смерти отца Возмищева И.Ф., и признать за ней право собственности на спорный жилой дом.
Учитывая, что истица имеет процессуальной целью лишь юридическую формализацию своего права, а ответчик не имеет материально-правового интереса по заявленным требованиям, от уплаты судебных расходов освобожден, государственная пошлина не подлежит взысканию с Администрации Сунгайского сельсовета Кытмановского района Алтайского края.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Бекетовой Н.И. (с учетом изменения предмета иска) удовлетворить.
Установить факт принятия Бекетовой Н.И. наследства после смерти отца, Возмищева И.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наступившей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать право собственности Бекетовой Н.И. на жилой <адрес>, общей площадью 43,8 ( Сорок три целых восемь десятых) кв.м.
Решение является основанием для государственной регистрации права в Едином государственном реестре недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 1(Одного) месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: М.Г.Ермизина
Дата вынесения решения в окончательной форме 28.02.2018