№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Ивановка ДД.ММ.ГГГГ
Ивановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Пащенко Н.А.,
при секретаре Карловской Е.Л.,
с участием истцов Калинина А.Н., Калининой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калинина Алексея Николаевича, Калининой Татьяны Степановны, Калинина Алексея Алексеевича, Калининой Анны Алексеевны к администрации Николаевского сельсовета Ивановского района Амурской области, о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки пострадавших в результате чрезвычайной ситуации,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Калинин Алексей Николаевич, Калинина Татьяна Степановна, Калинин Алексей Алексеевич, Калинина Анна Алексеевна обратились с иском к администрации Николаевского сельсовета Ивановского района Амурской области, о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, в обоснование иска указали, что ДД.ММ.ГГГГ в результате чрезвычайной ситуации природного характера на территории муниципального образования Николаевский сельсовет Ивановского района Амурской области, были подтоплены дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. В результате подтопления испорчено принадлежащее им имущество: пострадал дом, в котором они проживают, что подтверждается актом № от ДД.ММ.ГГГГ Принимая во внимание факт их постоянного проживания в указанном доме, факт порчи принадлежащего им имущества, они обратились в администрацию Николаевского сельсовета с заявлением о включении их в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения за счет средств областного бюджета материальной помощи при утрате имущества в части. Однако, администрацией Николаевского сельсовета в данном праве на компенсацию и включении в список пострадавших им было отказано. Поскольку имущество по месту их жительства было повреждено в связи с наводнением, которое относится к чрезвычайным ситуациям, полагают, что имеют право на компенсацию причиненного им ущерба.
На основании изложенного, просят суд признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - паводка на территории муниципального образования Николаевский сельсовет Ивановского района Амурской области в ДД.ММ.ГГГГ года и включить их в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании истцы Калинин А.Н. и Калинина Т.С. на исковых требованиях настаивали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснили, что пострадал дом, в котором они проживают: в подполье на 1/3 была вода, треснул фундамент, пристройка отошла от дома, пострадал коридор, перекосило двери, они не закрываются, на наружной стене дома появились трещины, которые со временем увеличиваются, в подполье сырость, плесень, грибок, в доме влажность. Ремонт дома требует значительных материальных затрат. Единовременную материальную помощь в размере <данные изъяты> рублей на каждого члена семьи получили, претендуют на финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества.
От ответчика администрации Николаевского сельсовета Ивановского района Амурской области возражений не поступило.
Ответчик - администрация Ивановского района Амурской области в своих письменных возражениях указала, что с исковыми требованиями истцов полностью не согласна, так как финансовая помощь в связи с утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день чрезвычайной ситуации, согласно постановлению Минтруда России и Госкомстата России от 28.04.2000г. №36/34. В силу ст. 18 Федерального закона №68-ФЗ «О защите населения и территории от ЧС при родного и техногенного характера», граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС. Однако в этой же статье указано, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Таким образом, право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие ЧС, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке. При этом законом не установлено, что причиненный ущерб компенсируется в полном объеме. Кроме того, такая компенсация не должна превышать размер самого вреда, поскольку иное означало бы не только возмещение понесенных убытков, но и получение неосновательного обогащения. Считает, что комиссия обоснованно не включила граждан в список пострадавших. Просит суд отказать истцам в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
От третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающего на стороне ответчика, – Министерства финансов Амурской области возражений по иску не поступило.
Дело рассмотрено судом в силу ст.167 ГПК РФ в отсутствии надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания: истцов Калинина А.А., Калининой А.А. - имеются заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствии; ответчика - администрации Николаевского сельсовета Ивановского района Амурской области, - не направившего в суд своего представителя по неизвестной причине, об отложении дела не ходатайствующего; третьих лиц – администрации Ивановского района Амурской области - имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствии; Министерства финансов Амурской области – не направившего в суд своего представителя по неизвестной причине, об отложении дела не ходатайствующего.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения истцов, показания свидетелей, суд приходит к следующим выводам.
Согласно показаниям допрошенных в ходе судебного заседания свидетелей ФИО9, ФИО10, они подтвердили в суде, что в результате подтопления у истцов пострадал дом, в котором они проживают: в подполье было на 1/3 воды, на стенах появились трещины, двери дома перекосило, не закрываются, фундамент дома треснул, сильно пострадала пристройка дома, треснула кирпичная кладка. В доме сырость, в подполье плесень, грибок.
Согласно копии паспорта серии №, Калинин Алексей Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрирован по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно копии паспорта серии №, Калинина Татьяна Степановна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, зарегистрирована по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно копии паспорта серии №, Калинин Алексей Алексеевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрирован по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно копии паспорта серии №, Калинина Анна Алексеевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, зарегистрирована по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно справки № выданной администрацией Николаевского сельсовета Ивановского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ на основании записи в похозяйственной книги № за ДД.ММ.ГГГГ г., лицевой счет № Калинин Алексей Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения действительно зарегистрирован по адресу: <адрес>, совместно с ним по указанному адресу зарегистрированы и проживают: сын Калинин Алексей Алексеевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Калинина Анна Алексеевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жена Калинина Татьяна Степановна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права <данные изъяты> Калинин Алексей Алексеевич, <данные изъяты> является собственником земельного участка, <данные изъяты>
Согласно свидетельству о государственной регистрации права <данные изъяты> Калинин Алексей Алексеевич, <данные изъяты> является собственником жилого дома, <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ Калининым А.А. в администрацию Николаевского сельсовета были поданы заявления о выплате ему и членам его семьи, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в с. Николаевка финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в размере <данные изъяты> на каждого члена семьи.
Согласно уведомлению председателя комиссии по обследованию объектов, пострадавших от наводнения И.А. Костукевич, заявление Калинина А.А. было рассмотрено, для установления факта частичной утраты имущества рекомендовано обратиться в суд.
Согласно ответу администрации Николаевского сельсовета на заявление Калинина А.А. (исх.от ДД.ММ.ГГГГ за №), комиссией было проведено обследование жилого дама истцов Калининых, с участием специалиста по жилищному контролю ФИО12, сделано заключение о том, что для установления причины образования микротрещин в фундаменте дома необходимо заключение специализированной проектно-строительной организации.
Согласно акту обследования полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате ЧС – наводнения, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в с. Николаевка от ДД.ММ.ГГГГ г., по месту жительства истцов, по адресу: <адрес>, в результате обследования комиссией установлено, что в подполе летней кухни на момент осмотра на ? воды, стены подпола в грибке, подпол предназначен для хранения картофеля. В подполе под домом со слов хозяйки была вода.
Как следует из акта обследования полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате ЧС – наводнения, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в с.Николаевка от ДД.ММ.ГГГГ г., по месту жительства истцов, по адресу: <адрес>, в результате обследования жилого помещения комиссия установила, что нарушена целостность кирпичной кладки веранды дома, из-за просадки фундамента веранды образовались зазоры в примыканиях стен к перекрытию. Стены подпола поражены грибком. Повышенная влажность в подполье и в доме.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года №750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года №214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.
Согласно пункта 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 №214, расходы на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются в размерах:
при оказании гражданам единовременной материальной помощи – 10 тыс. рублей на человека (но не более 50 тыс. рублей на семью);
при оказании гражданам финансовой помощи за частично утраченное имущество – 50 тыс.рублей на семью, за полностью утраченное имущество -100тыс. рублей на семью.
Приказом начальника управления гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области от 10 сентября 2009 №102-п установлено, что для включения в списки граждан, которым подлежит выплата единовременной материальной помощи из резервного фонда Правительства Амурской области, необходимо наличие постоянной регистрации по месту чрезвычайной ситуации; для включения в списки граждан, которым подлежит выплата финансовой помощи при утрате имущества из резервного фонда Правительства Амурской области, необходимо наличие постоянной регистрации по месту чрезвычайной ситуации, а также подтверждения факта утраты имущества (полностью или частично).
Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 №123-р на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Согласно распоряжению и.о.главы Ивановского района от 25.07.2013 года №187, на основании распоряжения Губернатора Амурской области №123 от 23.07.2013 года «О введении ЧС на территории Амурской области», и в связи с обильными дождями на территории Ивановского района (в период с 21.00 23.07.2013 года по 7.00 24.07.2012 года выпало более 50 мм осадков). В результате очень сильных дождей были подтоплены жилые дома, огороды в с.Ивановка, с.Среднебелая. С целью предотвращения дальнейшего затопления и ликвидации последствий стихийного бедствия: с 8.00 25 июля 2013 года на территории Ивановского района введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно распоряжению администрации Николаевского сельсовета Ивановского района Амурской области от 09.08.2013 года № 18, с целью предотвращения затопления и ликвидации последствий стихийного бедствия с 17-00 часов 09.08.2013 года на территории МО Николаевского сельсовета введен режим «Чрезвычайная ситуация».
Распоряжением главы администрации Николаевского сельсовета Ивановского района Амурской области от 09.08.2013 года № 19, вынесенным на основании распоряжения о введении режима «Чрезвычайная ситуация» на территории МО Николаевского сельсовета от 09.08.2013 №18, создана комиссия по обследованию объектов, пострадавших от наводнения.
31 августа 2013 года был издан Указ Президента РФ №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», действующий в настоящее время.
13 сентября 2013 года Правительством Амурской области во исполнение пункта 6 указа Президента РФ №693 от 31.08.2013 года было принято постановление №423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета». Пунктом 2 данного постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству Российской Федерации было поручено до 10 сентября 2013 года принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий, утвержденными 02.11.2010г. заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно п.9.1 Методических рекомендаций, единовременная материальная помощь, предусмотренная подпунктом «г» пункта 9 Правил (в размере до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тысяч рублей на семью, зарегистрированную на занимаемой площади) имеет целевое назначение и выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения. При этом конкретный размер оказываемой помощи определяется на основании проведённого обследования частного жилого помещения комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления.
Порядок выплаты финансовой помощи физическим лицам в связи с утратой имущества, предусмотренной подпунктом «д» пункта 9 Правил, регулируется п.9.2 Методических рекомендаций. При этом финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Амурской области от 13.09.2013 года №423 утвержден Порядок выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле – августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, согласно которому под пострадавшими гражданами понимаются граждане, постоянно проживающие на период чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле – августе 2013 года.
В силу требований приведенных актов обязательными условиями для признания за гражданином права на получение единовременной материальной помощи и соответствующей финансовой помощи являются установление факта постоянного или преимущественного проживания такого лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, а также частичная (полная) утрата данным лицом принадлежащего ему имущества вследствие подтопления жилого помещения (жилого дома).
В ст.210 ГК РФ указано, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст.211 ГК РФ, риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.3 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Из смысла указанных норм следует, что в результате какого – либо повреждения жилого помещения, либо его утраты, ущерб причиняется собственнику данного жилого помещения. Соответственно, исходя из приведенных выше правовых норм, следует, что право на возмещение ущерба нанесенного жилому помещению, согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» имеют граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, которым причинен ущерб в результате чрезвычайной ситуации.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований, так и возражений.
Как следует из материалов дела, факт постоянного проживания истцов в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, подтверждается регистрационными записями в их паспортах, а также справкой № администрации Николаевского сельсовета Ивановского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ года. Кроме того, материалами дела, показаниями истцов, свидетелей и актом от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается частичная утрата истцами имущества, поскольку в период чрезвычайной ситуации на территории с. Николаевка, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> был подтоплен водой, в результате чего в подвале видны следы пребывания воды, имеется грибок и плесень, просел и потрескался фундамент, выгнулись двери дома, нарушена целостность кирпичной кладки веранды дома, имеются зазоры в примыканиях перегородок и стен к перекрытиям.
Кроме того, представленными стороной истцов фотографией подтверждается ущерб, причиненный истцам в результате паводка в период чрезвычайной ситуации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что материалами дела подтверждается наличие необходимых условий (факт постоянного проживания в жилом доме, принадлежность данного жилого дома Калинину Алексею Алексеевичу на праве собственности, а также факт частичной утраты имущества) для признания Калинина А.А. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, и включении его в списки граждан на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество.
Как было установлено в ходе судебного заседания, Калинин А.Н., Калинина Т.С., Калинина А.А., претендующие на получение финансовой помощи, <данные изъяты> не являются собственниками указанного дома. Дом, в котором они зарегистрированы принадлежит на праве собственности Калинину Алексею Алексеевичу, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, серии <адрес>.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Калинин А.Н., Калинина Т.С., Калинина А.А. не могут претендовать на получение финансовой помощи, в связи с причинением вреда указанному дому в результате ЧС, поэтому в удовлетворении иска в данной части следует отказать.
Определением Ивановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ истцы Калинин Алексей Николаевич, Калинина Татьяна Степановна, Калинин Алексей Алексеевич, Калинина Анна Алексеевна освобождены от уплаты государственной пошлины.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно п.8 ч.1 ст.333.20 НК РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
С учетом указанных норм права, государственная пошлина с администрации Николаевского сельсовета Ивановского района Амурской области, как с ответчика по делу, взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Калинина Алексея Николаевича, Калининой Татьяны Степановны, Калинина Алексея Алексеевича, Калининой Анны Алексеевны к администрации Николаевского сельсовета Ивановского района Амурской области, о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, – удовлетворить частично.
Признать Калинина Алексея Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с подтоплением дождевым паводком на территории муниципального образования Николаевский сельсовет Ивановского района Амурской области в ДД.ММ.ГГГГ года.
Обязать администрацию Николаевского сельсовета Ивановского района Амурской области включить Калинина Алексея Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, которым подлежит выплата финансовой помощи за частично утраченное имущество.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья
Ивановского районного суда Н.А. Пащенко
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.