Дело № 10RS0011-01-2021-008531-40 (2а-3801/2021)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2021 года город. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи М.Н. Картавых,
при секретаре М.О. Журковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Климкина Максима Сергеевича об оспаривании решения Призывной комиссии Петрозаводского городского округа,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что призывной комиссией Петрозаводского городского округа от 13.04.2021 принято решение о призыве административного истца на военную службу. Административный истец считает, что оспариваемое решение незаконно, поскольку, по мнению истца, не были учтены данные по имеющимся у него заболеваниям, что привело к неверному применению Расписания болезней при определении категории годности к военной службе и последующему принятию незаконного решения. Также административный истец указывает на допущенные нарушения процедуры заседания призывной комиссии. Административный истец просит признать решение призывной комиссии Петрозаводского городского округа от 13.04.2021 незаконным.
В судебном заседании Климкин М.С. заявленные требования поддержал по изложенным в административном иске доводам, подлинность подписи в личном деле призывника относительно согласия на обработку персональных данных не оспаривал.
Представитель административных ответчиков Куроптева И.П., действующая на основании доверенностей, полагала административный иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на иск, пояснила, что каких-либо заболеваний, препятствующих прохождению военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, у Климкина М.С. в ходе проведенного медицинского освидетельствования, выявлено не было, ему была установлена категория годности «Б-3» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Глава Республики Карелия в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении иска отказать.
Заслушав пояснения сторон, свидетеля ФИО8., пояснившего, что болезнь <данные изъяты> – один из видов остеохондроза - юношеский остеохондроз, развивающийся только до 18 лет, заболеваний, препятствующих административному истцу к прохождению военной службы нет, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее по тексту – ФЗ "О воинской обязанности и военной службе") решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В силу п. 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки, а также предложения военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) о предварительном предназначении призывника. При этом учитывается также потребность в накоплении военных специалистов в запасе для комплектования войск по мобилизационному плану.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" № 565 военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, а также для решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
Медицинское освидетельствование, в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.
Пунктами 9, 13, 16, 18 Положения №565 определено, что организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию. По заявке военного комиссара муниципального образования руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием. Персональный состав врачей-специалистов утверждается председателями призывных комиссий, а врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, назначаются решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
По результатам освидетельствования граждан при призыве на военную службу врачами, руководящие работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 18).
В соответствии с пунктом 2 приложения №4 Приказа Министра обороны РФ от 16 сентября 2015 г. N 533 "Об определении форм документов, заполняемых врачами-специалистами,..." в день медицинского освидетельствования на граждан, признанных годными к военной службе с незначительными ограничениями, ограниченно годными к военной службе, временно не годными к военной службе, не годными к военной службе, а также на граждан, направленных на медицинское обследование врачом-специалистом, осуществляющим медицинское освидетельствование (медицинский осмотр) гражданина заполняется лист освидетельствования.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что Климкин М.С. является лицом призывного возраста, состоит на воинском учете в военном комиссариате города Петрозаводск с 13.09.2016, является гражданином, подлежащим призыву на военную службу.
В рамках медицинского освидетельствования Климкин М.С. прошел: хирурга, терапевта, психиатра, оториноларинголога, стоматолога, невропатолога, дерматолога, окулиста, осуществил диагностические мероприятия по направлению военного комиссариата. Были сделаны: общий анализ мочи - 24.03.2021; общий анализ крови – 24.03.2021; флюорография – 24.03.2021; ЭКГ – 24.03.2021; ВИЧ – 25.03.2021; Гепатит «С» и «В» - 25.03.2021. установлен индекс массы тела- 22.2; установлены рост, вес.
13.04.2021 на заседании призывной комиссии Петрозаводского городского округа по итогам медицинского освидетельствования административному истцу установлена категория годности к военной службе «Б-3» (годен к военной службе с незначительными ограничениями) на основании ст. 66-д (<данные изъяты>) Расписания болезней.
Каких либо заболеваний, препятствующих прохождению военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в ходе проведенного медицинского освидетельствования у Климкина М.С. не выявлено. Нарушений в организации проведения медицинского освидетельствования допущено не было. Результаты медицинского освидетельствования надлежащим образом отражены в соответствующем разделе учётной карты призывника, в листах медицинского освидетельствования, оформлены подписями врачей.
Решением призывной комиссии Петрозаводского городского округа от 13.04.2021 принято решение о призыве административного истца на военную службу, истец предназначен в ВКС, решение принято единогласно.
Не согласившись с указанным решением, административный истец обжаловал его в вышестоящую призывную комиссию субъекта.
Решением призывной комиссии Республики Карелия от 27.04.2021 решение призывной комиссии Петрозаводского городского округа утверждено (протокол №6 от 27.04.2021).
Оспариваемое решение вынесено полномочным коллегиальным органом, осуществляющим свою деятельность в соответствии с нормами ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», распоряжением Главы Республики Карелия от 30.03.2021 №156-р. Решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных сил Российской Федерации для прохождения военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки, а также предложения военного комиссара о предварительного предназначения призывника (основание: пункт 14 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации). Решение о призыве на военную службу Климкина М.С. было принято ПК ПГО единогласно.
Доводы административного истца о нарушения процедуры заседания призывной комиссии в ходе рассмотрения дела не подтвердились. Информированное добровольное согласие административного истца на медицинское вмешательство не отбиралось, по причине отсутствия такого вмешательства во время заседания членов призывной комиссии, а согласие на проведение обязательного медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу не требуется в силу закона. Подпись административного истца о согласии на обработку персональных данных имеется в материалах личного дела призывника, ее подлинность административным истцом не оспаривается.
При несогласии призывника с заключением о категории годности к военной службе он вправе обратиться с заявлением о проведении в отношении него независимой военно-врачебной экспертизы, положение о которой утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 № 574. Таким правом Климкин М.С. не воспользовался.
Основанием для направления призывника на дополнительные диагностические исследования в силу указаний Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" является не заявление освидетельствуемого гражданина, а наличие объективных данных, оцениваемое врачами военно-врачебной комиссии. Поскольку изученная медицинская документация, равно как и данные объективного осмотра, не указывали на наличие заболеваний, препятствующих прохождение военной службы, оснований для направления истца на дополнительные обследования либо для вынесения в отношении административного истца решения об освобождении его от прохождения военной службы с зачислением в запас в связи с признанием не годным к прохождению военной службы в мирное время не имелось.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое административным истцом заключение врача руководящего работой по призыву и как следствие решение о призыве его на военную службу и было принято призывной комиссией в соответствии с требованиями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Положения о призыве на военную службу после определения категории годности к военной службе в соответствии с компетенцией призывной комиссии и в соответствии с заключением о категории годности, в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Прав административного истца указанное решение не нарушает, в связи с чем в удовлетворении иска надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 218, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Климкина Максима Сергеевича отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 26.05.2021 года