Производство № 2-3269/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 декабря 2020 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Волковой О.А.,
при секретаре Петровой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (УИД67RS0003-01-2020-005323-14) по иску Смоленской региональной общественной организации общество защиты прав потребителей «Смоленский центр права и социологии» действующей в интересах Морозовой Светланы Юрьевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, к Муниципальному унитарному предприятию «Смоленсктеплосеть» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Смоленская региональная общественная организация общество защиты прав потребителей «Смоленский центр права и социологии» (далее по тексту - СРОО ОЗПП «Смоленский центр права и социологии») в интересах Морозовой С.Ю., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1 уточнив требования, обратилась в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Смоленсктеплосеть» (далее по тексту – МУП «Смоленсктеплосеть») о защите прав потребителей. В обоснование заявленных требований указал, что истцы проживают в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Исполнителем услуги по предоставлению горячего водоснабжения являлся ответчик МУП «Смоленсктеплосеть». В период с 23.07.2018 по 15.08.2018, с 08.07.2019 по 30.07.2019 и с 15.06.2020 по 22.08.2020 в указанном многоквартирном доме отсутствовало горячее водоснабжение. Считают, что столь длительное отключение горячего водоснабжения нарушает их права, как потребителей услуг в сфере ЖКХ. Просит суд взыскать с ответчика в пользу каждого из истцов по 30 000 руб. в счет денежной компенсации морального вреда, штраф за отказ в удовлетворении в добровольном порядке требований потребителей в размере 50% от суммы, присужденной судом, из которого 50% взыскать в пользу потребителей, а 50% - в пользу СРОО ОЗПП «Смоленский центр права и социологии».
Представитель истцов СРОО ОЗПП «Смоленский центр права и социологии» - Груздев В.К., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика МУП «Смоленсктеплосеть» - Устименко В.Н.. действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что факт отключения горячего водоснабжения в указанные периоды не оспаривает. Поскольку причиной неисполнения в спорные периоды услуги горячего водоснабжения явились действия теплоснабжающей организации ПАО «Квадра», которая проводила капитальный ремонт, срок проведения которого не регламентирован действующим законодательством, требования к МУП «Смоленсктеплосеть» удовлетворению не подлежат.
Выслушав позицию представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Отношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством (п. 10 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ).
В судебном заседании установлено, что Морозова С.Ю. и ФИО1 проживают в жилом помещении - квартире, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 12).
Как усматривается из справки МУП «Смоленсктеплосеть», <адрес> подключен по гвс от ЦТП Попова 110. Горячее водоснабжение в <адрес> отсутствовало в период с 23.07.2018 по 15.08.2018, с 08.07.2019 по 30.07.2019 и с 15.06.2020 по 22.08.2020.
При этом исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению в юридически значимые периоды являлось МУП «Смоленсктеплосеть».
В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), коммунальные услуги представляют собой осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Под коммунальным ресурсом понимается холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При этом согласно п. 31 Правил № 354 исполнитель обязан, в том числе предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; информировать потребителей в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с п. 13 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается, в том числе управляющей организацией, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно Приложению 1 к Правилам № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
В силу п. 98 Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам.
Согласно п. 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003, рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, – 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
В свою очередь, в соответствии с п. 4 раздела II Приложения № 1 к Правилам № 354 допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Так, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20, установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. При длительных остановках подачи горячей воды потребителям, при проведении летних планово-профилактических работ, эксплуатирующая организация обязана обеспечить нахождение трубопроводов сетей с водой и циркуляцию воды в системе (п.п. 3.1.11-3.1.12).
При этом в силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Управляющая организация по договору с собственниками многоквартирного дома в течение согласованного срока несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, Правила № 354).
Как отмечалось выше, фактически горячая вода не подавалась истцам-потребителям с 23.07.2018 по 15.08.2018 ( 23 дня), с 08.07.2019 по 30.07.2019 ( 22 дня) и с 15.06.2020 по 22.08.2020 ( 37 дней), в связи с проведением ремонта теплосетей ПАО «Квадра», то есть в срок более 14 дней.
Поскольку исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению по отношению к жилому многоквартирному дому № по <адрес> в спорные периоды выступало МУП «Смоленсктеплосеть», именно оно является ответственным лицом по предоставлению потребителям и пользователям помещений коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Сведения о том, что истцы имеют задолженность по оплате коммунальных услуг по горячей воде, отсутствуют, следовательно, потребитель имеет право требовать надлежащего исполнения управляющей организацией ее обязанностей по предоставлению услуги.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в нарушение действующего законодательства МУП «Смоленсктеплосеть», как исполнитель коммунальной услуги, в спорные периоды не обеспечило предоставление истцам, как потребителям, услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества.
В этой связи на МУП «Смоленсктеплосеть» подлежит возложению обязанность по возмещению вреда, причиненного отключением коммунального ресурса.
Одновременно следует отметить, что в соответствии с ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ правоотношения между истцами и МУП «Смоленсктеплосеть» также регулируются законодательством о защите прав потребителей.
Так, согласно п. 1 ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Поскольку права истцов, как потребителей коммунального ресурса, были нарушены ответчиком, не обеспечившим надлежащее оказание услуги, в соответствии со ст. 15 названного Закона требование о компенсации морального вреда подлежит удовлетворению.
При определении размера компенсации морального вреда суд, руководствуясь положениями ст.ст. 151, 1101 ГК РФ и учитывая характер причиненных истцам нравственных страданий, периоды отсутствия горячей воды сверх установленного, в течение которого истцы испытывали неудобства, требования разумности, взыскивает с МУП «Смоленсктеплосеть» в пользу истцов по 1 500 руб. каждому.
В силу п. 46 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
Так, п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей определено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.
Из материалов дела и пояснений стороны истцов усматривается, что Общественной организацией в адрес ответчика как исполнителя услуги по горячему водоснабжению направлялась претензия о компенсации морального вреда (л.д. 15), которая оставлена без удовлетворения (л.д. 20).
С учетом изложенного с МУП «Смоленсктеплосеть» подлежит взысканию штраф в размере 1 500 руб. (2 истца х 1 500 руб.) х 50 %), из которых в пользу Общественной организации подлежит взысканию 750 руб., в пользу каждого истца – по 375 руб.
Кроме того, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина, от уплаты которой, в силу п. 3 ст. 17 Закона о защите прав потребителей и пп. 2 п. 2 ст. 333.36 НК РФ, истцы были освобождены при подаче искового заявления в суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Смоленской региональной общественной организации общество защиты прав потребителей «Смоленский центр права и социологии» действующей в интересах Морозовой Светланы Юрьевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Смоленсктеплосеть» в пользу Морозовой Светланы Юрьевны действующей за себя и в интересах ФИО1 в счет компенсации морального вреда по 1 500 руб. каждому, штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителей в размере по 375 руб. каждому.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Смоленсктеплосеть» в пользу Смоленской региональной общественной организации общество защиты прав потребителей «Смоленский центр права и социологии» штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере 750 руб.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Смоленсктеплосеть» в доход бюджета муниципального образования г. Смоленска госпошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.А. Волкова