Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-425/2020 от 29.04.2020

Петрозаводский городской суд РК УИД10RS0011-01-2020-003650-20

г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33 (Дело №12-425/2020)

Р Е Ш Е Н И Е

18 июня 2020 года г. Петрозаводск

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Сааринен Ирина Александровна, при секретаре Мельниченко Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министра социальной защиты Республики Карелия Соколовой О.А. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Иго Е.М. от 15 апреля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Министра социальной защиты Республики Карелия Соколовой О. А., <данные изъяты>,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Иго Е.М. от 15 апреля 2020 года должностное лицо - Министр социальной защиты Республики Карелия Соколова О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Министр социальной защиты Республики Карелия Соколова О.А. с указанным постановлением не согласна, обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить по тем основаниям, что получила уведомление о составлении протокола об административном правонарушении непосредственно за день до его составления, ходатайство об отложении составления протокола об административном правонарушении необоснованно было оставлено без удовлетворения, о рассмотрении дела об административном правонарушении также была извещена за день до его рассмотрения, вследствие чего у нее отсутствовала возможность обратиться за квалифицированной юридической помощью, чем было нарушено ее право на защиту.

В судебное заседание Соколова О.А. не явилась, извещена о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом.

Защитник Егоров С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержал по основаниям, в ней изложенным, пояснил, что в апреле 2020 года Соколова О.А. исполняла свои должностные обязанности на рабочем месте, дополнительно заявил об отсутствии ее вины в инкриминируемом правонарушении, указав, что осуществляя расходы по предоставлению меры социальной поддержки в форме оплаты жилого помещения, приобретенного ААА и ВВВ, являющихся бывшими несовершеннолетними узниками фашистских концлагерей, Министерство социальной защиты Республики Карелия руководствовалось пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны, то есть меры социальной поддержки, установленные статьей 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Министерство социальной защиты Республики Карелия, исполняя Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714, руководствовалось содержащимися в Указе поручениями завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. При этом, Указом не определялся и не пересматривался круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Действия Министерства социальной защиты Республики Карелия, которые образовали состав вменяемого правонарушения, имели место в 2018 г., но Министерство социальной защиты Республики Карелия направляло средства, источником которых являлись средства соответствующих субвенций, предоставляемых из федерального бюджета, на обеспечение жильем бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей с 2005г. Уполномоченные федеральные органы власти, осуществляющие в предшествующий период контроль за использованием средств федерального бюджета, не усматривали в направлении данных средств на обеспечение жильем бывших узников фашистских концлагерей нецелевого использования бюджетных средств. Все операции по расходованию бюджетных средств, рассматриваемые Управлением федерального казначейства как нецелевое использование бюджетных средств, в том числе по предоставлению меры социальной поддержки ААА и ВВВ, на стадии исполнения осуществлялись Министерством социальной защиты Республики Карелия через Управление федерального казначейства по Республике Карелия с представлением документов, подтверждающих законность данных операций, в том числе приказов Министерства социальной защиты Республики Карелия от 12.04.2019 , , в приложении к которым указано, что обеспечение жильем ААА и ВВВ осуществляется на основании пункта 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, то есть как узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Данная операция была Управлением федерального казначейства по Республике Карелия санкционирована и проведена, в то время как последнее обладает полномочиями отказать в проведении расходов в случае, если они не соответствуют требованиям законодательства.

Представитель УФК по Республике Карелия Макарова О.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению.

Заслушав явившихся лиц, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, обозрев материалы дела №12-161/2020-12, проверив дело, судья приходит к следующим выводам.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст.15.14 КоАП РФ административным правонарушением признается нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет

Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Пунктом 3 ст.133 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона, действовавшей на момент совершения вменяемого правонарушения) установлено, что субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств муниципальных образований, расходуются в порядке, установленном федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Указанные субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса. Субъекты Российской Федерации вправе предоставлять субвенции бюджетам муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) для предоставления их бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов), входящих в их состав.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Данным нормативно-правовым актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». При этом в предусмотренный названным Указом Президента Российской Федерации перечень лиц такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена.

Поскольку категория граждан, имеющая статус «бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей», в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» не поименована, реализация права указанной категории граждан на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не может осуществляться в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.

Право граждан, имеющих статус «бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей», на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона «О ветеранах» и требованиями жилищного законодательства. Механизм реализации права на обеспечение данных лиц жильем, источник и объемы финансирования такой меры социальной поддержки, а также порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильем названной категории граждан закреплен в абзаце первом пункта 3 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2005 года №614 (далее - Правила №614).

Как следует содержания п.5 Правил №614 форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу п.3 ст.1 Закона Республики Карелия от 28 июля 2010 года №1414-ЗРК «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов и членов семей погибших (умерших) ветеранов, проживающих на территории Республики Карелия» расходные обязательства Республики Карелия, возникающие при осуществлении органами государственной власти Республики Карелия полномочий, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Республики Карелия.

Основанием привлечения должностного лица – Министра социальной защиты Республики Карелия Соколовой О.А. к административной ответственности послужили выявленные УФК по Республике Карелия 18.09.2019 по результатам проверки использования субвенций, предоставленных из федерального бюджета, следующие обстоятельства. Министерство, осуществляющее свою деятельность по адресу: <адрес>, 16.04.2019 в нарушение п. 3 ст. 133 БК РФ, п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 направило средства субвенции из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на осуществление переданных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ, в соответствии с Указом № 714, в общем размере 2890440 рублей и оплатило денежные обязательства в целях, не соответствующим целям предоставления субвенции.

12.04.2019 Министерством изданы приказы и , подписанные Министром Соколовой О.А., о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ААА и ВВВ соответственно, которые имеют право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, в то время как Указом № 714 такая категория лиц не предусмотрена, и на них положения данного Указа не распространяются.

16.04.2019 получателям средств (продавцу по договору купли- продажи квартиры от 25.03.2019, приобретенной ААА, и продавцу по договору купли продажи квартиры от 26.03.2019, приобретенной ВВВ) перечислены средства в размере по 1445220 рублей каждому получателю, чем осуществлено нецелевое использование средств федерального бюджета.

Вывод о доказанности вины Министра социальной защиты Республики Карелия Соколовой О.А. в совершении вменяемого административного правонарушения сделан на основании протокола об административном правонарушении от 10 апреля 2020 года, который отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ и существенных недостатков не имеет; акта выездной проверки от 18 сентября 2019 года, приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 23 августа 2019 года, приказа от 12 апреля 2019 года, приказа от 12 апреля 2019 года, заявлений на перечисление денежных средств, свидетельств от 26.02.2019г., от 26.02.2019г. о предоставлении единовременной денежной выплаты, удостоверений , , платежных поручений от 16.04.2019г., от 16.04.2019г. года и других материалов дела.

Изучив представленные письменные материалы дела, проанализировав их содержание и полноту, должностное лицо УФК по Республике Карелия пришло к обоснованному выводу о виновности Министра социальной защиты Республики Карелия Соколовой О.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ - нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью целям, определенным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

При вынесении оспариваемого постановления от 15 апреля 2020 года должностным лицом административного органа приняты во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определены фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для всестороннего рассмотрения дела об административном правонарушении. Собранные по делу доказательства оценены на объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, что соответствует ст.26.11 КоАП РФ.

Правовая оценка действиям привлекаемого лица является верной и соответствует фактическим обстоятельствам содеянного.

Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Доказательств, подтверждающих, что привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры по недопущению нарушений требований бюджетного законодательства материалы дела не содержат, а выявленное административное правонарушение свидетельствует о виновном характере деяния правонарушителя.

Доводы жалобы относительно нарушения права на защиту привлекаемого лица при рассмотрении дела об административном правонарушении, подлежат отклонению, поскольку Соколова О.А. была извещена о составлении протокола об административном правонарушении и о рассмотрении дела надлежащим образом, отказ в удовлетворении ходатайства об отложении составления протокола об административном правонарушении не свидетельствует о нарушении права Соколовой О.А. на защиту, при этом суд учитывает, что Соколова О.А. получила копию протокола об административном правонарушении 13.04.2020, была извещена о рассмотрении дела об административном правонарушении 14.04.2020, имела возможность реализовать свое право на защиту, обеспечив явку в административный орган своего защитника, однако, своим правом не воспользовалась, при этом суд учитывает, что согласно Распоряжению Главы РК от 12.03.2020 № 127-р «О введении с 12 марта 2020 года на территории Республики Карелия режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия» органы исполнительной власти Республики Карелия деятельность не приостанавливали, Соколова О.А. исполняла свои должностные обязанности.

Доводы защитника относительно распространения на ААА и ВВВ действия Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» ввиду вышеизложенного основаны на неправильном толковании норм права и не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения. Ссылки на ранее применяемый правовой подход в отношении направления субвенций, предоставляемых из федерального бюджета на обеспечение жильем бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, отсутствие замечаний со стороны контролирующих органов, а также санкционирование и проведение Управлением федерального казначейства по Республике Карелия спорной расходной операции не свидетельствуют о неправильной квалификации деяния и незаконном привлечении Министра социальной защиты Республики Карелия Соколовой О.А. к административной ответственности.

Учитывая вышеизложенное, обоснованность привлечения Соколовой О.А. к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст.15.14 КоАП РФ, является справедливым и соразмерно содеянному.

Существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела, влекущих за собой отмену постановления и прекращение производства по делу, не допущено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не выявлено.

Принимая во внимание изложенное, полагаю постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Иго Е.М. от 15 апреля 2020 года законным и обоснованным, в связи с чем правовых оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления, в том числе по доводам, указанным заявителем в жалобе, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Постановление от 15 апреля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министра социальной защиты Республики Карелия Соколовой О. А. оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (г.Петрозаводск, ул.Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).

Судья И.А. Сааринен

12-425/2020

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Соколова Ольга Александровна
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Сааринен И.А.
Статьи

КоАП: ст. 15.14

Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
29.04.2020Материалы переданы в производство судье
29.04.2020Истребованы материалы
18.05.2020Поступили истребованные материалы
08.06.2020Судебное заседание
18.06.2020Судебное заседание
19.06.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
23.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2020Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
12.08.2020Вступило в законную силу
31.08.2020Дело оформлено
31.08.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее