Дело № 2а-505/2022 77RS0010-02-2022-014064-21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 августа 2022 года адрес
Измайловский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Павловой В.А., при секретаре фио,
с участием административного истца фио,
представителя административного ответчика по доверенности фио,
прокурора фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-505/2022 по административному исковому заявлению Толкачева Григория Олеговича к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес – адрес об отмене решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес – адрес от 19 июля 2022 года № 3/1 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу № 2 Толкачева Григория Олеговича», принять решение о регистрации в качестве кандидата,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Толкачев Г.О. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес (далее – Избирательная комиссия) от 19.07.2022 г. об отказе в регистрации фио в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу № 2. Административный истец полагает, что оспариваемое решение является незаконным и необоснованным, при проверке подписных листов избирательной комиссией допущены нарушения, ограничивающие права кандидата на участие в проверке подписных листов и на получение протокола проверки и ведомости проверки подписных листов перед заседанием избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Административный истец Толкачев Г.О. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал, просил удовлетворить, по доводам, изложенным в административном иске. Административный истец оспаривает выводы комиссии о недействительности двух подписей избирателей: подпись фио (л. 12, строка 1), и подпись фио (л. 16, стр. 2), полагает, что две подписи избирателей из пяти, признанных недействительными избирательной комиссией, признаны таковыми незаконно, что повлекло за собой необоснованное решение об отказе в его регистрации в качестве кандидата в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных в поддержку его выдвижения. Выводы комиссии о недействительности остальных подписей административный истец не оспаривает. Подпись фио признана избирательной комиссией недействительной в связи с неоговоренными исправлениями цифры в дате числа внесения подписи избирателем и цифры в номере паспорта избирателя (на основании п.п 6 и 7 с. 7 ст. 37 Закона адрес №38 от 06.07.2005 «Избирательный кодекс адрес» (далее – ИКМ)), подпись фио признана недействительной в связи с неоговоренными исправлениями в числе даты заверения подписного листа кандидатом (единственная подпись на листе, на основании п. 8 ч. 7 ст. 37 ИКМ). Административный истец полагает, что указанные Избирательной комиссией исправления могут быть расценены как помарки, не препятствующие однозначному восприятию данных, что в соответствии с положениями законодательства не может быть причиной для признания подписи недействительной. К разрешению вопроса о наличии исправлений эксперт-почерковед не привлекался. При признании действительными подписей избирателей фио и Лопыревой количество подписей в поддержку выдвижения истца является достаточным для его регистрации, основания для принятия оспариваемого решения у Избирательной комиссии отсутствуют.
Кроме того, административный истец указывает, что, вопреки требованиям закона, не был своевременно уведомлен избирательной комиссией о дате и времени проверки подписных листов, в связи с чем не мог присутствовать при такой проверке, давать пояснения членам рабочей группы о неясностях в записях, содержащихся в листах, получить копию ведомостей проверки подписных листов, протокола рабочий группы по итогам проверки подписных листов, представить свои возражения.
Представитель административного ответчика по доверенности фио в судебное заседание явился, административные исковые требования не признал в полном объеме по доводам, изложенным в письменном отзыве и пояснил, что решение избирательной комиссией было принято в соответствии с требованиями закона по указанному в решении основанию. Вывод о признании подписей Лопыревой и фио недействительными следует из очевидных обстоятельств, не требует специальных познаний и привлечения эксперта. В соответствии с законом, обязательное участие эксперта предусмотрено только для признания подписи недостоверной, выполненной одним лицом вместо другого лица. Представитель административного ответчика также пояснил, что довод о не уведомлении административного истца о дате и времени проверки подписных листов не соответствует действительности, истец был уведомлен простым почтовым отправлением, поскольку не оставил других контактов кроме адреса своей регистрации, что подтверждается записью в регистрационном журнале исходящих отправлений Избирательной комиссии за №ВИ-06/6 от 13.07.2022 г. Таким образом, комиссия предприняла все меры для надлежащего уведомления кандидата и соблюдения его прав, связанных с участием в процедуре проверки подписных листов. Также представитель административного ответчика указал, что нарушение порядка уведомления кандидата о дате и времени проверки подписных листов, в случае, если бы оно имело место, не могло бы явиться причиной для отмены решения комиссии об отказе в регистрации.
Суд, выслушав административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования неподлежащими удовлетворению в полном объеме, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Также, согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Согласно ч. 10 ст. 239 КАС РФ С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, либо суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Согласно ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные органы субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.
Как следует из материалов дела Решением Московской городской избирательной комиссии от 18.09.2003 г. №5/7-2 полномочия избирательной комиссии муниципального образования возложены на территориальную избирательную комиссию адрес.
Решением Московской городской избирательной комиссии от № 143/46 от 17 декабря 2020 года сформирована территориальная избирательная комиссия адрес.
Решением Совета депутатов адрес от 14.06.2022 г № 7/1 на 11.09.2022 г назначены выборы депутатов Совета депутатов адрес, данное решение опубликовано в бюллетене «Московский муниципальный вестник».
19 июля 2022 г. Избирательной комиссией внутригородского муниципального образования в адрес - адрес было принято оспариваемое решение №3/1 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу №2 фио»
Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами путем самовыдвижения либо избирательным объединением.
Кандидату, который изъявил желание участвовать в выборах на должность депутата Совета депутатов муниципального образования в порядке самовыдвижения, необходимо при выдвижении представить заявление в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения (ч. 1 ст. 32 ИКМ).
В соответствии с положениями с. 2 ст. 32 ИКМ к вышеупомянутому заявлению кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, должны быть приложены следующие документы: копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом, если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
Для своей регистрации кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления, не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов до 18 часов представляет в соответствующую избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, одновременно следующие избирательные документы: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей), протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей). Протокол об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде представляется, если в поддержку выдвижения кандидата собрано более 100 подписей избирателей, сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 3 статьи 32 настоящего Кодекса (если такие изменения имели место); первый финансовый отчет кандидата. (пп. 1, 2, 4, 5 ч. 5 ст. 35 ИКМ).
На основании положений ч. 1.1. ст. 37 ИКМ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), муниципального списка кандидатов и их регистрации предусмотрено настоящим Кодексом, или несоблюдения требований настоящего Кодекса к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе муниципального списка кандидатов, и представленные в соответствии с частями 1, 1.1 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти адрес также документы, представленные в соответствии с частью 3.1) статьи 32 настоящего Кодекса, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Кодекса, в том числе к их оформлению. Кандидат, вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований настоящего Кодекса. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено частью 1.1 статьи 32 настоящего Кодекса, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов.
07.07.2022 г. Толкачев Г.О. представил в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в адрес - адрес заявление о согласии баллотироваться с прилагающимися в соответствии с законом документами. 09.07.2022 г. Толкачев Г.О. предоставил в Избирательную комиссию первый финансовый отчет кандидата, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (25 подписей на 25 листах), протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе, справку об остатках на специальном избирательном счете.
Решением Избирательной комиссии от «22» июня 2017 г. установлено число подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, необходимое для регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу №2 и установлено максимальное количество подписей, представляемых в комиссию – 22 и 26 соответственно.
Толкачев Г.О. представил для своей регистрации 25 подписных листов, содержащих 25 подписей избирателей в поддержку своего выдвижения.
13.07.2022 г. Избирательная комиссия направила Толкачеву Г.О. извещение о времени и дате проверки подписных листов, представленных им для регистрации. Суд полагает этот срок разумным и достаточным.
17.07.2022 г. рабочей группой Избирательной комиссии проведена проверка подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения фио, сам кандидат на проверку не явился.
По итогам проверки, рабочая группа выявила пять подписей избирателей с признаками недействительности, в том числе, подписи подпись фио (лист прошивки 12, строка 1), и подпись фио (лист прошивки 16, стр. 2). Вывод о недействительности трех других подписей избирателей истец не оспаривает.
На заседании Избирательной комиссии 19.07.2022 г. материалы проверки избирательных документов и подписных листов были рассмотрены в рамках вопроса о регистрации фио в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному округу №2. Согласившись с выводами рабочей группы о недействительности пяти подписей избирателей из двадцати пяти, представленных кандидатом для регистрации, избирательная комиссия определила двадцать подписей как действительные, что меньше количества в двадцать две подписи, установленного в качестве минимального количества для регистрации. На этом основании в соответствии с положениями п. 5 ч. 20 ст. 37 ИКМ комиссия отказала в регистрации фио в качестве кандидата в депутаты.
Как следует из положений ч. 6.3. ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 28.06.2022) (далее – 67-ФЗ) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" заключение эксперта необходимо лишь для признания подписи недостоверной, то есть выполненной одним лицом вместо другого лица. Закон не предусматривает обязательного участия эксперта для разрешения вопроса о признании подписи недействительной.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято Избирательной комиссией в рамках своих полномочий, с соблюдением всех предусмотренных законодательством требований к процедуре проверки подписей избирателей, в том числе обязанности по уведомлению кандидата о дате и времени такой проверки, при верном определении количества действительных подписей и верном выводе о недостаточности подписей для регистрации кандидата.
Оценив в совокупности материалы дела, суд находит оспариваемое решение Избирательной комиссии обоснованным и законным и приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ – ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ – ░░░░░ ░░ 19 ░░░░ 2022 ░░░░ № 3/1 «░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 2 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ 5 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 8 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
1