Решение от 08.09.2022 по делу № 33-17029/2023 от 22.03.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

08 сентября 2022 года                                                         адрес

 

Щербинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи фио, при секретаре фио,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-1360/22 по иску Бурцевой Галины Сергеевны к ООО «ПИК-Комфорт», Государственному бюджетному учреждению адрес центр предоставления государственных услуг адрес» о защите прав потребителей,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Истец обратился в суд с иском к ответчикам о защите прав потребителей, в котором просит суд признать незаконными действия ответчика ООО «ПИК-Комфорт» в связи с переводом на помесячную уплату коммунальных платежей по теплу с марта 2020 года жителей дома 15, явившимся следствием нарушений законодательных норм п. 1 статьи 161 ЖК РФ, п. 18 раздела II ППРФ 290, п. 10 ППРФ 491, п. 10 ППРФ 416, ч. 12 ст. 13 261-ФЗ; признать незаконными действия ответчика ООО «ПИК-Комфорт» противоречащими ППРФ 354, при начислении коммунальных платежей по теплу за период с марта 2020 года по настоящий момент, с применением нормативов, утвержденных Решением Совета депутатов адрес 12/16 от 17.12.2008, без учета фактических показаний ОДПУ тепла за предыдущий 2019 год; обязать ответчика ООО «ПИК-Комфорт» в течение месяца произвести перерасчет коммунальных начислении за потребление тепловой энергии истцом за 2020 год и 2021 год в соответствии с ППРФ 354, на основании фактических показаний ОДПУ за 2019 год по тарифу, действующему на момент произведения перерасчета в качестве компенсации процентов за пользование чужими денежными средствами в данный период; обязать ответчика ГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг адрес» в течение месяца произвести перерасчет коммунальных начислений за потребление тепловой энергии за 2020 год и 2021 год в соответствии с ППРФ 354, на основании фактических показаний ОДПУ за 2019 год по тарифу, действующему на момент произведения перерасчета в качестве компенсации процентов за пользование чужими денежными средствами в данный период каждому плательщику дома 15 по адресу: адрес, адрес, адрес в соответствии с тождественностью требований; признать незаконными, противоречащими Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, действия ответчика ГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг адрес», направленные на привлечение истца к ответственности уплаты штрафных санкций, в виде дополнительных начислений по завышенным нормативам в апреле и мае 2020 года в связи с нарушением им срока проверки ИПУ; обязать ответчика ГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг адрес» в месячный срок привести образовавшуюся в результате этих действий задолженность по коммунальным платежам по квартирам 28 и 29 по адресу адрес, адрес, адрес в соответствие с платежными и банковскими документами истца.

В обоснование заявленных требований указала, что в соответствии с данными Государственной жилищной инспекции по ТиНАО адрес (далее - ЖИ по ТиНАО), согласно Акту 130-05/10-20-УУТЭ поверки узла учета тепловой энергии и теплоносителя у потребителя, утвержденного ресурсоснабжающей организацией ПАО «МОЭК» от 23.03.2020, установлено, что общедомовой прибор учета тепла (далее - ОДПУ) в многоквартирном доме по адресу: адрес, адрес, адрес, не допускается к коммерческому учету, с марта 2020 года, учет тепловой энергии определен по нормативу потребления тепловой энергии, установленного в размере 0,0151 Гкал/кв.м., утвержденного Решением Совета депутатов адрес 12/16 от 17.12.2008. На протяжении периода с момента выявления неисправности ОДПУ тепла дома 15 23.03.2020 года по 11 февраля 2021 года ответчик не проводил никаких мероприятий по восстановлению параметров ОДПУ, многочисленные обращения жителей дома, оставались без ответа, пока Администрация адрес не взяла решение проблемы под свой контроль. 11 февраля 2021 года проведена поверка ОДПУ, решение совещания в администрации было исполнено в течение десяти дней.  Действия ответчика, направленные на сохранение ОДПУ тепла в нерабочем состоянии, незаконны, противоречат п. 1 статьи 161 ЖК РФ, п. 18 раздела II ППРФ 290, п.10 ППРФ 491, п. 10 ППРФ 416, ч.12 ст.13 261-ФЗ. После введения в эксплуатацию ОДПУ тепла дома 15, платежи за тепловую энергию производились жителями в соответствии с фактическими показателями прибора и в летние месяцы отсутствовали. Плата за тепло жителям 15 дома в условиях неисправности ОДПУ после ее выявления 23.03.2020 года должна была рассчитываться исходя из фактических показаний за предыдущий, 2019 год. Но в платежных документах ответчиком были использованы нормативы, утвержденные Решением Совета депутатов адрес 12/16 от 17.12.2008, что незаконно. 19 августа истец обратился к ООО «ПИК-Комфорт» с ходатайством о досудебном урегулировании спора, в котором просил в течение месяца, а именно в платежных документах за сентябрь произвести перерасчет по отоплению в соответствии с расчетами: за 2020 год по квартире 28 в объеме 2,812188 Гкал, по квартире 29 соответственно 2,549651 Гкал, за 2021 год по квартире 28 в объеме 1,29498 Гкал, по квартире 29 в объеме 1,174086 Гкал по действующим на данный момент тарифам, а именно сумма Ответом явились платежные документы за сентябрь  без перерасчета, обоснование отказа ответчик не представил. Учитывая выше изложенное, следует вывод о незаконности: переведения ответчиком жителей 15 дома на уплату коммунальных платежей в 2020 году, исходя из среднемесячных показаний, которое явилось следствием многочисленных нарушений им законодательных норм, указанных в пункте 1 заявления; начислений платы за тепло по нормативам, противоречащим ППРФ 354, что в 2020 году превышает ее на 39%, а в 2021 году на 30%. Таким образом, ответчик привлек денежные средства жителей на погашение своей задолженности перед ПАО «МОЭК» за поставленную тепловую энергию по многоквартирным домам, которая по официальному сообщению МОЭК на момент июля 2020 года составляла более сумма по Москве. А для жителей, незапланированные в летнее время платежи, в период действия моратория на любые штрафные санкции, как мера поддержки Правительства РФ, в соответствии с постановлением 424 от 02.04.2020, кроме того, по завышенным нормативам стали неожиданностью, проблемами семейных бюджетов, а для ответчика, фактически, незаконным правом использования чужих денежных средств в своих интересах. Аналогичная проблема возникла у истца относительно приборов учета водопотребления. Согласно справкам о наличии задолженности по коммунальным платежам по квартире 28 задолженность составляет сумма, по квартире 29 соответственно сумма 23 апреля 2020 года, в виду того, что истцом была просрочена дата плановой поверки индивидуальных приборов учета холодного и горячего водопотребления (далее - ИПУ ХВС и ГВС), была оформлена заявка на проведение поверки. Но, при ознакомлении с мерами правительства, принятыми в связи распространением коронавирусной инфекции в Постановлении Правительства РФ от 02.04.2020 г. 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - ППРФ 424, известное под названием Мораторий на штрафные санкции по коммунальным услугам) и необходимости соблюдения строгого режима самоизоляции, заявка была отменена и в дистанционном режиме 27 апреля 2020  направлено соответствующее заявление на сайт Мэра адрес фио, которое было зарегистрировано в Аппарате Мэра 29.07.2020 г. 3-6-81860/20 и направлено в МФЦ для рассмотрения. В заявлении речь шла о не начислении штрафных санкций за просроченную поверку в апреле сделать перерасчет, а в мае учитывать при начислении фактические показания ИПУ ХВС и ГВС, которые были переданы в установленные сроки в управляющую компанию ООО «ПИК Комфорт». В полученном ответе от МФЦ от 27.05.2020 №ГРО-12-16102/20 в первой его части приведены все законодательные акты, связанные с отграничениями в связи с пандемией, выражена приверженность к строгому их исполнению, во второй части ответа - отказ заявителю, в связи с тем, что плановые сроки поверки ИПУ не попадают в период действия ППРФ 424 с 06.04.2020 по 31.12.2020, что является нарушением в первую очередь, конституционных прав истца, закрепленных в статье 19 Конституции РФ - равенства всех перед законом, выраженным в разделении граждан по принципу плановых сроков поверки ИПУ, во вторую очередь противоречит положениям ППРФ 424: в пункте 1 дословно: «Приостановить до 01 января 2021 года действия положений пп а) п.32 ППРФ 354 в части права исполнителя коммунальной услуги требовать уплаты неустоек (штрафов и пеней)», вне зависимости сроков поверки. Подобная вольная трактовка положений постановления со стороны МФЦ в обосновании причин отказа скрывает факт о том, что программа начисления коммунальных платежей не учитывает вступление в силу законодательных норм, указанных в первой части ответа. 01 июня 2020 года в первый день смягчения режима самоизоляции была проведена поверка ИПУ, 15 июня ответчик произвел перерасчет начислений за апрель и май по ХВС и ГВС, на следующий день 16 июня прошла оплата, согласно платежным поручениям. Истцом предоставлены все платежные и банковские документы за период с 01.01.2020 по 28.02.2021, подтверждающие своевременную оплату и отсутствие задолженности за коммунальные услуги по квартирам 28 и 29 по указанному адресу, однако, в момент перерасчета образовались указанные задолженности, на которые начисляются пени. После двенадцати, практически бесполезных посещений МФЦ в период с 01 июня 2020 года по 12 марта 2021 года, в адрес руководителя ответчика было направлено заявление (ходатайство о досудебном урегулировании спора) с предложением привести в соответствие данные программы начисления коммунальных платежей и контроля за их уплатой в соответствие с данными официальных платежных и банковских документов, имеющихся на руках у истца. Из ответа (от 12 марта 2021 №МФЦ 125-1-7-43/21) на попытку досудебного решения проблемы  следует единственное уточнение, с которым истец соглашается: корректировка задолженности, связанная с добровольным страхованием по квартире 28 на сумму сумма, по квартире 29 на сумму сумма Обоснования отказа истцу: возникновение нестандартной ситуации в связи с несвоевременностью платежа от 16 июня после перерасчета, с которой программа в автоматическом режиме, без ведома исполнителей, начислила штрафные санкции в виде задолженности за апрель 2020 года, что противоречит положениям ППРФ 424. Отсюда  следует вывод о несовершенстве программы начисления и контроля за оплатой коммунальных платежей, которая, в отличии от программы 1C, которая признана ее активными пользователями, обновляется в автоматическом режиме по мере изменения законодательства не только на федеральном уровне, но и на уровне писем ФНС, не обновляется, не соответствует законодательным нормам, действующим на данный момент, не допускает участия непосредственных исполнителей в корректировке нестандартных ситуаций, делая их пассивными наблюдателями, что является истинной причиной нарушения прав истца.

Истец в судебное заседание явилась, требования искового заявления поддержала.

Представитель ответчика ООО «ПИК-Комфорт» по доверенности фио в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения иска.

Представитель ответчика ГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг адрес» по доверенности фио в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица ПАО «МОЭК» по доверенности фио в судебное заседание явился, удовлетворение требований оставил на усмотрение суда.

Представители третьих лиц Администрации адрес в адрес, Жилищной инспекции по ТиНАО в адрес в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем суд полагал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав и оценив в совокупности письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что истец Бурцева Г.С. является собственником квартир  28, 29 по адресу: адрес, адрес, адрес.

Управляющей компанией указанного дома является ООО «ПИК-Комфорт».

Как указала истец в иске, в соответствии с данными Государственной жилищной инспекции по ТиНАО адрес (далее - ЖИ по ТиНАО), согласно Акту 130-05/10-20-УУТЭ поверки узла учета тепловой энергии и теплоносителя у потребителя, утвержденного ресурсоснабжающей организацией ПАО «МОЭК» от 23.03.2020, установлено, что общедомовой прибор учета тепла (далее - ОДПУ) в многоквартирном доме по адресу: адрес, адрес, адрес, не допускается к коммерческому учету, с марта 2020 года, учет тепловой энергии определен по нормативу потребления тепловой энергии, установленного в размере 0,0151 Гкал/кв.м., утвержденного Решением Совета депутатов адрес 12/16 от 17.12.2008. На протяжении периода с момента выявления неисправности ОДПУ тепла дома 15 23.03.2020 года по 11 февраля 2021 года ответчик ООО «ПИК-Комфорт» не проводил мероприятий по восстановлению параметров ОДПУ, многочисленные обращения жителей дома, оставались без ответа, пока Администрация адрес не взяла решение проблемы под свой контроль.

11 февраля 2021 года проведена поверка ОДПУ, решение совещания в администрации было исполнено в течение десяти дней.

введения в эксплуатацию ОДПУ тепла дома 15, платежи за тепловую энергию производились жителями в соответствии с фактическими показателями прибора и в летние месяцы отсутствовали.

Плата за тепло жителям 15 дома в условиях неисправности ОДПУ после ее выявления 23.03.2020 года должна была рассчитываться исходя из фактических показаний за предыдущий, 2019 год. Однако, в платежных документах ответчиком были использованы нормативы, утвержденные Решением Совета депутатов адрес 12/16 от 17.12.2008, что незаконно.

19 августа истец обратился к ООО «ПИК-Комфорт» с ходатайством о досудебном урегулировании спора, в котором просил в течение месяца, а именно в платежных документах за сентябрь произвести перерасчет по отоплению в соответствии с расчетами: за 2020 год по квартире 28 в объеме 2,812188 Гкал, по квартире 29 соответственно 2,549651 Гкал, за 2021 год по квартире 28 в объеме 1,29498 Гкал, по квартире 29 в объеме 1,174086 Гкал по действующим на данный момент тарифам, а именно сумма

Ответом явились платежные документы за сентябрь  без перерасчета, обоснование отказа ответчик не представил.

Истец считает, что ответчиком ООО «ПИК-Комфорт» незаконно совершены действия по переведению жителей 15 дома на уплату коммунальных платежей в 2020 году, исходя из среднемесячных показаний, которое явилось следствием многочисленных нарушений им законодательных норм, а также начислений платы за тепло по нормативам, противоречащим ППРФ 354, что в 2020 году превышает ее на 39%, а в 2021 году на 30%.

Аналогичная проблема возникла у истца относительно приборов учета водопотребления.

Согласно справкам о наличии задолженности по коммунальным платежам по квартире 28 задолженность составляет сумма, по квартире 29 соответственно сумма 

Как указывает истец в иске, 23 апреля 2020 года, в виду того, что истцом была просрочена дата плановой поверки индивидуальных приборов учета холодного и горячего водопотребления (далее - ИПУ ХВС и ГВС), была оформлена заявка на проведение поверки. Но, при ознакомлении с мерами правительства, принятыми в связи распространением коронавирусной инфекции в Постановлении Правительства РФ от 02.04.2020 г. 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - ППРФ 424, и необходимости соблюдения строгого режима самоизоляции, заявка была отменена и в дистанционном режиме 27 апреля 2020  направлено соответствующее заявление на сайт Мэра адрес фио, и направлено в МФЦ для рассмотрения.

В заявлении речь шла о не начислении штрафных санкций за просроченную поверку в апреле сделать перерасчет, а в мае учитывать при начислении фактические показания ИПУ ХВС и ГВС, которые были переданы в установленные сроки в управляющую компанию ООО «ПИК Комфорт».

В полученном ответе от МФЦ от 27.05.2020 №ГРО-12-16102/20 в первой его части приведены все законодательные акты, связанные с отграничениями в связи с пандемией, выражена приверженность к строгому их исполнению, во второй части ответа - отказ заявителю, в связи с тем, что плановые сроки поверки ИПУ не попадают в период действия ППРФ 424 с 06.04.2020 по 31.12.2020, что является нарушением в первую очередь, конституционных прав истца, закрепленных в статье 19 Конституции РФ - равенства всех перед законом, выраженным в разделении граждан по принципу плановых сроков поверки ИПУ, во вторую очередь противоречит положениям ППРФ 424: в пункте 1 дословно: «Приостановить до 01 января 2021 года действия положений пп а) п.32 ППРФ 354 в части права исполнителя коммунальной услуги требовать уплаты неустоек (штрафов и пеней)», вне зависимости сроков поверки.

01 июня 2020 года в первый день смягчения режима самоизоляции была проведена поверка ИПУ, 15 июня ответчик произвел перерасчет начислений за апрель и май по ХВС и ГВС, на следующий день 16 июня прошла оплата, согласно платежным поручениям. Истцом предоставлены все платежные и банковские документы за период с 01.01.2020 по 28.02.2021, подтверждающие своевременную оплату и отсутствие задолженности за коммунальные услуги по квартирам 28 и 29 по указанному адресу, однако, в момент перерасчета образовались указанные задолженности, на которые начисляются пени.

Истец считает, что программа начисления и контроля за оплатой коммунальных платежей несовершенна, не соответствует законодательным нормам, действующим на данный момент, не допускает участия непосредственных исполнителей в корректировке нестандартных ситуаций, делая их пассивными наблюдателями, что является истинной причиной нарушения прав истца.

Разрешая настоящие исковые требования, суд приходит к следующему.

Также судом установлено, что с января 2020, в связи с окончанием срока метрологическое поверки, ОДГГУ был не допущен к коммерческому учету в соответствии с Правилами  1034.

11.02.2021 ОДГГУ принят к коммерческому учету в соответствии с Правилами  1034.

В нежилой части МКД установлен абонентский прибор учета тепловой энергии (далее - АПУ), который учитывает потребление потребителей: Администрация адрес, УМВД по ТиНАО, ООО «Газпром телеком».

Начисления за тепловую энергию, поставленную в МКД, с 2019 года производились ПАО «МОЭК» в соответствии с пунктом 25(1) Правил  124, согласно которому, объем коммунального ресурса, поставленный в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии определяется исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год.

По итогам 2019,2020, 2021 года в счете за декабрь была проведена корректировка стоимости тепловой энергии, поставленной в МКД, с учетом фактически потребленных объемов тепловой энергии за указанные годы.

Фактические начисления за указанный период были произведены следующим образом:

- за период январь-март 2018 показания ОДНУ не предоставлялись Управляющей организацией, в связи с чем начисления производились по нормативу потребления;

- за апрель 2018 начисления производились на основании ведомости параметров прибора учета, предоставленной потребителем;

- за период сентябрь 2018 - октябрь 2018 показания ОДНУ не предоставлялись Управляющей организацией, в связи с чем начисления производились по нормативу потребления;

- за период ноябрь 2018 - сентябрь 2019 начисления производились на основании ведомостей параметров учета тепловой энергии, предоставленных потребителем;

- за октябрь 2019, в связи с неисправностью ОДНУ, начисления производились по нормативу потребления;

- за ноябрь 2019 начисления производились на основании ведомости параметров учета тепловой энергии, предоставленной потребителем;

- за декабрь 2019 - февраль 2020, в связи с неисправностью ОДГТУ, а также окончанием срока метрологической поверки, начисления производились по среднемесячным значениям;

- за период март 2020 - январь 2021, в связи с окончанием срока метрологической поверки, начисления производились по нормативу потребления;

- за период февраль 2021 - май 2022 начисления производились на основании ведомостей параметров учета тепловой энергии, предоставленных потребителем.

На основании ч.7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

По договору теплоснабжения  02.02.0003ТЭ от 20.05.2016, заключенным между ПАО «МОЭК» и ООО «ПИК-Комфорт», потребителем является ООО «ПИК-Комфорт». Следовательно, истец не является стороной по договору, заключенному с ПАО «МОЭК», ровно как ресурсоснабжающая организация не является участником отношений по поставке ООО «ПИК-Комфорт» в спорный период коммунальных ресурсов истцу.

Согласно ст. 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании ст. 153 Жилищного кодекса РФ, граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения состоит из: 1) платы за содержание жилого помещения, 2) взноса на капитальный ремонт, 3) платы за коммунальные услуги.

В силу ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В соответствии с Постановление Правительства РФ 354 при наличии в доме общедомового узла учета тепловой энергии размер платы за отопление рассчитывается исходя из фактического потребления коммунального ресурса.

ООО «Пик-Комфорт» произвело перерасчет за период 01.18г. по 09.21г., что подтверждается Письмом от 08.12.2021. направленным в МФЦ, на общую сумму сумма

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010  210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга),  деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Перечень функций, осуществляемых многофункциональными центрами предоставления государственных услуг, является закрытым и закреплен п. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2010  210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Функция по начислению платы за жилые помещения, коммунальные и иные услуги в указанном перечне отсутствует.

Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010  210-ФЗ перечни государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах, утверждаются актом Правительства Российской Федерации - для государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов; нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - для государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальными государственными внебюджетными фондами.

Такой перечень закреплен в постановлении Правительства РФ от 27 сентября 2011  797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления». Дойным нормативным актом утвержден перечень государственных услуг, предоставление которых МФЦ обязан организовывать по принципу «одного окна» в случае подписания соответствующего соглашения о взаимодействии с органом государственной власти.

Функция по начислению платы за жилые помещения, коммунальные и иные услуги путем формирования единого платежного документа государственной услугой не является и в указанных перечнях федерального и регионального уровня отсутствует.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г.  210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных услуг федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов в многофункциональных центрах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется в соответствии с административными регламентами предоставления указанных услуг на основании соглашений о взаимодействии, заключенных федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов с уполномоченным многофункциональным центром.

Согласно п. 2 приложения Положения о требованиях к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2011  797, соглашение заключается между многофункциональным центром в лице его руководителя, с одной стороны, и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов (при отсутствии территориальных органов или в случае отсутствия у территориальных органов полномочий на заключение соглашений - федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда), органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления в лице руководителей указанных органов, с другой стороны.

Однако организация, осуществляющая управление домом по адресу адрес - ООО «ПИК-Комфорт» органом государственной власти или органом государственного внебюджетного фонда не является и не уполномочен заключать соглашения о предоставлении государственных услуг в многофункциональных центрах.

Вместе с тем в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2010  210-ФЗ многофункциональные центры имеют право осуществлять иные функции, установленные нормативными правовыми актами и соглашениями о взаимодействии.

Возможность заключения с управляющими организациями и поставщиками услуг договоров и соглашений на выполнение функций по начислению платы за жилые помещения, коммунальные и иные услуги путем формирования единого платежного документа предусмотрена в постановлении Правительства Москвы от 24 апреля 2007  299-ПП «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в адрес в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации» (далее - постановление Правительства Москвы  299-ПП).

В соответствии с пунктом 3.2.1 постановления Правительства Москвы  299тПП многофункциональные центры предоставления государственных услуг адрес (долее - МФЦ) выполняют функции начисления платежей за жилое помещение, коммунальные и иные услуги с использованием Автоматизированной системы управления «Информационное обеспечение деятельности фио» (далее - фио) при наличии действующих договоров и соглашений на выполнение функций начисления платы ха жилые помещения, коммунальные и иные услуги.

Согласно постановлению Правительства Москвы от 11 мая 2017  267-ПП «Об утверждении Регламента взаимодействия Государственного бюджетного учреждения адрес центры предоставления государственных услуг адрес» с лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, ресурсоснабжающими организациями, поставщиками иных услуг и кредитной организацией» между ГБУ МФЦ адрес и управляющими организациями заключаются договоры на выполнение функций по начислению платы за жилые помещения, коммунальные услуги, обслуживание запирающих устройств и иные услуги.

В соответствии с п.2.2.1.4, постановления Правительства Москвы от 28.02.2006 132-ПП «Об Автоматизированной системе управления «Информационное обеспечение деятельности фио» финансовым оператором системы фио является АКБ «Банк Москвы» (ПАО «Банк ВТБ»), осуществляющий комплекс работ по расчетному обслуживанию системы фио: обработку платежей за жилое помещение и коммунальные услуги и их распределение в адрес поставщиков ресурсов и услуг.

ГБУ МФЦ адрес производит формирование Единого платежного документа (далее - ЕПД) на основании трехстороннего договора, заключенного между Управляющей компанией, ГБУ МФЦ адрес и ПАО «Банк ВТБ».

В соответствии с п. 2.1.2 и п. 2.1.3 указанного договора ГБУ МФЦ адрес осуществляет ежемесячное начисление платежей, подлежащих оплате Плательщиками за жилое помещение и коммунальные услуги,  а также осуществляет соответствующую корректировку начислений в соответствии с письменными поручениями поставщика (управляющей организации).

Таким образом, ГБУ МФЦ адрес выполняет функции жилищных организаций в сфере расчета (перерасчета) платы за жилищно-коммунальные услуги и самостоятельно объем сведений в части расчетов (перерасчетов) по оплате за жилищно- коммунальные услуги не определяет - расчет (перерасчет) платы за жилищно- коммунальные услуги осуществляется на основании письменных поручений от управляющий компании с учётом занимаемой площади, вида собственности жилого помещения, количества проживающих.

Изменения в финансово-лицевом счете в программном обеспечении делаются на основании поручений УО и поставщиков услуг с указанием документа, дающего право на их внесение. В случае отсутствия оснований и документов, подтверждающих необходимость внесения изменений сведений, специалисты адрес не вправе вносить в базу данных такие изменения по собственной инициативе на основании заявлений жителей.

ГБУ МФЦ адрес не является распорядителем финансовых средств. Принятие решения в части расчетов (перерасчетов) по оплате за ЖКУ находится в исключительной компетенции УО.

ГБУ МФЦ не является ни получателем, ни держателем денежных средств граждан, поступающих в счет оплаты коммунальных услуг. Все денежные средства по оплате ЕПД поступают с транзитных счетов банка на счета управляющей организации и ресурсоснабжающих компаний.

Ввиду чего во взаимоотношениях с населением ГБУ МФЦ адрес выступает в качестве посредника.

При этом согласно части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жители многоквартирного дома (далее-МКД) заключают с управляющей организацией (далее - УК) договор управления МКД с определением перечня услуг и работ, в который в соответствии с пп. 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ также могут быть включены коммунальные услуги холодного и горячего водоснабжения (далее - ХВС и ГВС).

Сторонами по договору управления МКД является управляющая организация и жители МКД. ГБУ МФЦ адрес стороной по данному договору не является. Соответственно, в том числе с учетом положений пункта 155(1) постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011  354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - постановление Правительства РФ  354), именно УК несет ответственность за качество оказания услуг, а также достоверное начисление жителям платы.

В соответствии с п. 31 и п. 67 постановления Правительства Российской Федерации от 06 моя 2011  354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» обязанность по производству расчета размера платы за предоставленные коммунальные услуги, формированию платежного документа и предъявление его потребителю возложена на управляющую организацию, которая несет ответственность за качество оказания услуг, а также достоверное начисление жителям платы. Напротив, сторонами по договору управления многоквартирным домом является управляющая организация и жители МКД. ГБУ МФЦ адрес стороной по данному договору не является.

Суд также отмечает, что на МФЦ не распространяется действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», согласно которому потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Поскольку договорные отношения между жителями МКД и ГБУ МФЦ адрес как между потребителем и изготовителем/исполнителем/продавцом услуг отсутствуют, применение норм Закона о ЗПП к ГБУ МФЦ адрес неправомерно.

Относительно доводов истца о произведенных начислениях за ЖКУ с учетом повышающих коэффициентов (расчетным методом) в связи с истечением срока поверки приборов учета суд принимает во внимание следующее.

В соответствии с п. 5 постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020  424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» приостановлено до 1 января 2021 г. взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.

В соответствии с пунктом 6 данный документ вступает в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.provo.gov.ru - 06.04.2020).

Таким образом, мораторий на начисление неустоек распространяется на период с 06.04.2020 по 01.01.2021.

Согласно разъяснениям по вопросу 7 «Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на адрес новой коронавирусной инфекции (COV1D-19)  2», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30 апреля 2020, названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 06 апреля 2020 года 01 января 2021 года,  независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 06 апреля 2020, если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.

Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, и условиями договоров за весь период просрочки, исключая период действия моратория.

Если решение о взыскании соответствующей неустойки принимается судом до 1 января 2021 (или в случае внесения изменений - иной даты окончания моратория на взыскание неустоек), то в резолютивной части решения суд указывает сумму неустойки, исчисленную за период до 6 апреля 2020. В части требований о взыскании неустойки до момента фактического исполнения обязательства суд отказывает на основании статьи 10 Закона  98-ФЗ, пунктов 3-5 постановления  424, как поданных преждевременно. Одновременно суд разъясняет заявителю право на обращение с таким требованием в отношении дней просрочки, которые наступят после завершения моратория.

Как указано в письме Минстроя России от 19 мая 2020  18848-ОЛ/04 приостановление действия подпункта "д" пункта 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011  354, исключает возможность начисления повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальных услуг в случаях, когда поводом для применения при расчете платы за жилищно-коммунальные услуги норматива потребления коммунальных услуг является истечение срока поверки прибора учета в период с 06 апреля по 31 декабря 2020 года.

В рассматриваемом же случае плановые сроки поверки приборов учета приходились на период до введения моратория на начисление неустоек, то есть до 06 апреля 2020.

В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, правильного распределив бремя доказывания и установив фактические обстоятельства дела, суд полагает, что истцом в нарушение ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ не представлено относимых, допустимых убедительных и бесспорных доказательств в обосновании заявленных исковых требований в части нарушения ее прав действиями ответчиков, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,

 

РЕШИЛ:

Исковые требования Бурцевой Галины Сергеевны к ООО «ПИК-Комфорт», Государственному бюджетному учреждению адрес центр предоставления государственных услуг адрес» о защите прав потребителей  оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Щербинский ░░░░░░░ ░░ ░░░░░.

 

░░░░░

 

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 13 ░░░░░░░ 2022 ░░░░

33-17029/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Оставить судебное постановление без изменения, жалобу без удовлетворения, 24.04.2023
Истцы
Бурцева Г.С.
Ответчики
УК ООО ПИК-Комфорт
Центр гос.услуг пос. Сосенское
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
08.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее