Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Семикаракорск 18 июля 2019 года
Семикаракорский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Прохорова И.Г.
при секретаре Хромовой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Касьяновой З.Н. к Нестеренко В.Н. о признании утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по <адрес>
У С Т А Н О В И Л :
Касьянова Э.Н.обратилась в суд с иском к Нестеренко В.Н. о признании утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по <адрес>.
Обосновав заявленные требования следующим образом.
Касьянова Э.Н. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию является собственницей жилого дома, расположенного по <адрес>, право собственности зарегистрировано-10 июля 2018 года. Нестеренко В.Н.- это родной брат Касьяновой Э.Н., который с 22 февраля 1994 года зарегистрирован по данному адресу, однако фактически в данной доме не проживает. В настоящее время, Касьянова Э.Н. имеет намерение распорядиться жилым домом, однако регистрация Нестеренко В.Н. не позволяет ей в полной мере осуществить права собственника по распоряжению имуществом, в связи с чем, Касьянова Э.Н обратилась в суд
Истица Касьянова Э.Н. в судебном заседании требования поддержала, просила суд о признании Нестеренко В.Н. утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по <адрес>. Пояснив, что жилой дом, расположенный по <адрес> принадлежал её маме, после смерти мамы она стала собственником жилого дома на основании завещания. В этом доме зарегистрирован её брат Нестеренко В.Н., который фактически в доме не проживает. Она хочет продать дом, регистрация Нестеренко В.Н. не позволяет ей это сделать.
Ответчик Нестеренко В.Н. в судебное заседание, состоявшееся 18 июля 2019 года не прибыл. Неоднократно направляемые ответчику почтовые уведомления–на 26 июня 2019 года и на 11 июля 2019 года, 18 июля 2019 года, возвращены в суд с отметками "за истечением срока хранения".
Согласно требований ч.1 ст.165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно разъяснений содержащихся в п.67 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 25 от 23 июня 2015 года " О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой гражданского кодекса" юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
В силу требования п.68 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 25 от 23 июня 2015 года " О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой гражданского кодекса" статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой "истек срок хранения", признается, что в силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, принимая во внимание, что ответчик фактически отказывается от получения судебных повесток, суд расценивает поведение ответчика -неполучение судебной повестки в отделении почтовой связи по извещениям работников почтовой связи, оставленным ответчикам, как злоупотребление своими правами, что в соответствии с требованиями ч.2 статьи 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации означает надлежащее извещение ответчика о месте и времени судебного разбирательства.
Суд, выслушав истца Касьянову Э.Н., свидетеля Ф.., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, в связи с чем, соответствующее право собственника может быть ограничено по требованию других проживающих, но лишь в том случае, если его реализация приводит к реальному нарушению их прав, свобод и законных интересов, и наоборот.
Согласно статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с требованиями части 1-2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Как следует из копии свидетельства о праве на наследство по завещанию от 6 июля 2018 года, Касьяновой Э.Н. как наследнице имущества Денисенко Л.В., было выдано свидетельство о праве на жилой дом, расположенный по адресу г.Семикаракорск ул.Первомайская 2 (л.д.8); согласно выписке из Единого государственного реестра прав, истица Касьянова Э.Н. зарегистрировала свое право собственности на данный жилой дом- 10 июля 2018 года (л.д.12-13).
При этом в судебном заседании из пояснений истицы Касьяновой Э.Н. установлено, что прежний собственник данного жилого дома Денисенко Л.В. предоставила в пользование жилое помещение своему сыну- ответчику Нестеренко Владимиру Николаевичу, 10 августа 1977 года рождения, на что указывает регистрация последнего по адресу г.Семикаракорск ул.Первомайская 2 с 22 февраля 1994 года, что отражено в копии домовой книгеСтатья 31 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Материалы дела не содержат доказательств подтверждающих, что ответчик по делу Нестеренко В.Н. не являлся членом семьи прежнего собственника жилого дома до момента смерти Д.., то есть до 11 сентября 2017 года.
Согласно части 2 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом. Из буквального толкования указанной нормы следует, что право пользования жилым помещением членом семьи прежнего собственника при переходе права собственности к другому лицу может быть сохранено в случаях, установленных законом.
Истец по делу Касьянова Э.Н. является собственником жилого дома, расположенного по адресу г.Семикаракорск ул.Первомайская 2- с 10 июля 2018 года, что подтверждено выпиской из ЕГРП.
В силу требований части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также, если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
По истечении срока пользования жилым помещением, установленного решением суда, принятым с учетом положений части 4 настоящей статьи, соответствующее право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается, если иное не установлено соглашением между собственником и данным бывшим членом его семьи. До истечения указанного срока право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается одновременно с прекращением права собственности на данное жилое помещение этого собственника или, если отпали обстоятельства, послужившие основанием для сохранения такого права, на основании решения суда ( часть 5 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при рассмотрении споров о признании утратившими право пользования членами семьи, бывшими членами семьи, судам необходимо выяснить, по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
Свидетель Ф. в судебном заседании пояснила, что хорошо знает Касьянову Э.Н. Дом, который в настоящее время принадлежит Касьяновой Э.Н., раньше принадлежал бабушке, а затем маме Касьяновой Э.Н. Нестеренко В. –это брат Касьяновой Э.Н., который когда был молодым жил со своей бабушкой в этом доме, где сейчас живет Нестеренко В. ей не известно, но видела она его последний раз в 2009 году. До недавнего времени она была работающим человеком, поэтому целый день находилась на работе. Был ли Нестеренко В. на похоронах своей мамы в 2017 году, она сказать не может, так как не видела. В доме Касьяновой Э. она было очень давно, поэтому сказать есть ли там вещи Нестеренко В. не может.
Материала дела не содержат доказательств на основании которых суд может установить по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер или добровольный, временный или постоянный, то есть те обстоятельства которые при рассмотрении данной категории дел являются юридически значимыми.
Истицей Касьяновой Э.Н. не предоставлено суду бесспорных доказательств подтверждающий не проживание ответчика Нестеренко В.Н. в жилом доме, расположенном по <адрес>.
Более того, как следует из домовой книги предоставленной суду для обозрения, ответчик Нестеренко ФИО11, *** года рождения, был зарегистрирован по <адрес>- 22 февраля 1994 года, снят с регистрационного учета -17 мая 2005 года, домовая книга не содержит информации о том, что после 17 мая 2005 года ответчика Нестеренко В.Н. вновь был зарегистрировано по данному адресу.
С учетом всего выше изложенного, исковые требования Касьяновой Э.Н. к Нестеренко В.Н. о признании утратившим право пользования жилым помещением расположенным по <адрес> не подлежат удовлетворению.
На основании выше изложенного, руководствуясь статьи 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Касьяновой Э.Н. к Нестеренко В.Н. о признании утратившим право пользования жилым помещением расположенным по <адрес>–отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2019 года