Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-148/2017 ~ М-146/2017 от 20.04.2017

дело № 2-148/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 июня 2017 года           г. Сенгилей

Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Шлейкина М.И., при секретаре Бессольцевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шульпина М.М., Шульпиной В.А. к ООО «Сенгилеевский цементный завод» о возложении обязанности заключить соглашение о сроках выплаты денежной компенсации за жилой дом, расположенный в санитарно – защитной зоне завода,

У С Т А Н О В И Л:

Шульпин М.М., Шульпина В.А. обратились в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к ООО «Сенгилеевский цементный завод» о возложении обязанности заключить соглашение о сроках выплаты денежной компенсации за жилой дом, расположенный в санитарно – защитной зоне завода.

Требования мотивированы тем, что они являются собственниками домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>.

Данное жилое помещение находится в пределах трехсот метровой санитарно-защитной зоны завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1200000 тон в год, принадлежащего ООО «Сенгилеевский цементный завод».

Указанный завод запущен в эксплуатацию и производит продукцию с нарушением экологических требований.

Ответчиком утверждена Программа по переселению жителей из санитарно – защитной зоны завода, однако она не исполняется. Они обращались к руководству завода с предложением заключить с ними соглашение о сроках и условиях переселения из санитарно – защитной зоны завода, но ответа они не получили.

Нахождение принадлежащего им дома в санитарно – защитной зоне завода негативно отражается на их здоровье и нарушает их права на благоприятную окружающую среду.

Ссылаясь на положения СанПин 2.2.1/2.1200-03, не допускающие возможность размещения жилой застройки в санитарно-защитной зоне, просят суд возложить на ООО «Сенгилеевский цементный завод» обязанность заключить с ними соглашение о сроках выплаты денежной компенсации за жилой дом, расположенный в санитарно – защитной зоне завода, по выкупной стоимости по показателю средней рыночной стоимости одного квадратного метра обшей площади жилого помещения по субъектам РФ.

В судебном заседании истец Шульпин М.М. исковые требования поддержал, доводы привел в целом аналогичные тем, что изложены в иске.

Истец Шульпина В.А., извещенная о времени и месте судебного засадания, в суд не явилась.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Сенгилеевский цементный завод» по доверенности Сорокина Е.А. исковые требования истцов не признала, суду пояснила, что установлена только предварительная санитарно – защитная зона, сам завод в эксплуатацию не запущен, от своих обязательств по переселению граждан из санитарно – защитной зоны завод не отказывается.

Третьи лица – МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 74 от 25.09.2007 года введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к Санитарным нормам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых Санитарными нормами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Согласно п. 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Абзацем 2 п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.03 установлено, что размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Согласно п. 3.2 СанПин 2.2.1/2.1200-03 в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений действующих объектов, производств и сооружений, должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.

Согласно п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

В соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения.

Из материалов дела следует, что 05.10.2011 года администрацией МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области выдано ООО «Сенгилеевский цементный завод» разрешение на строительство объекта капитального строительства - завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1200000 тон в год по адресу: <адрес>, р.<адрес>.

Срок действия данного разрешения неоднократно продлевался и действует до 31.12.2017 года.

Строящейся цементный завод относиться к предприятиям 2 класса опасности.

    Согласно экспертному заключению, утвержденному главным врачом ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, санитарно - защитная зона для проектируемого цементного завода предварительно установлена в 300 м. Окончательные границы санитарно – защитной зоны будут установлены после лабораторных натурных исследований.

Для окончательного решения вопроса установления размеров санитарно-защитной зоны завода необходимо обеспечить проведение мониторинга за состоянием атмосферного воздуха и уровнем на границе расчетной (предварительной) трехсот метровой санитарно-защитной зоны.

Из материалов дела также следует, что истцы являются собственниками домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>.

Данное жилое помещение находится в пределах расчетной (предварительной) трехсот метровой санитарно-защитной зоне завода.

Между тем, сторонами по делу не оспаривается, что до настоящего времени окончательная санитарно – защитная зона завода не установлена.

Таким образом, границы санитарно-защитной зоны для завода в установленном законом порядке до настоящего времени окончательно не определены.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

    Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон ( ч. 1 ст. 12 ГПК РФ).

    Из приведенных норм процессуального права следует, что предмет и основание иска указываются самим истцом, суд по своей инициативе не может изменять ни предмет, ни основание иска. Истец самостоятельно выбирает способ защиты своих нарушенных прав.

Действующим законодательством не предусмотрен такой способ защиты своих прав при проживании в санитарно – защитной зоне завода как возложении обязанности заключить соглашение о сроках выплаты денежной компенсации за жилой дом.

С целью исполнения законодательства, регулирующего вопросы создания и обустройства санитарно – защитных зон, генеральным директором ООО «Ульяновскшифер» (в настоящее время - ООО «Сенгилеевский цементный завод») была утверждена Программа по переселению жителей из санитарно – защитной зоны завода.

    Согласно данной Программе, жители домов, попадающие в границы расчетной санитарной – защитной зоны, подлежат расселению после подтверждения санитарно – защитной зоны мониторингом выбросов на рабочем предприятии. Жители домовладений, расположенных на территории санитарно – защитной зоны, имеют право на получение альтернативного жилья с аналогичными или улучшенными условиями проживания, или на получение денежной компенсации в отдельных случаях, подлежащих согласованию в индивидуальном порядке.

    В рамках данной программы, между ООО «Сенгилеевский цементный завод» и администрацией МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, 13.08.2009 года было заключено соглашение, по условиям которого ООО «Сенгилеевский цементный завод» обязано нести материальные, финансовые и иные затраты, связанные с переселением жителей и переносу объектов социального – культурного назначения, попадающих под размещение в проектируемой санитарно – защитной зоне.

Согласно приложению к указанной программе, домовладение истцов вошло в данную программу по переселению граждан со сроком начала и конца переселения 2012 -2013 году.

Однако, данная Программа по переселению жителей из санитарно – защитной зоны завода предполагает получение альтернативного жилья с аналогичными или улучшенными условиями проживания, и лишь в исключительных случаях, при обоюдном согласие сторон, получение денежной компенсации за жилье.

Таким образом, все обязательства завода по срокам и условиям переселения граждан определены в указанной Программе и заключения какого - либо дополнительного соглашения, как того требуют истцы, ни действующим законодательством, ни самой Программой не предусмотрено.

ООО «Сенгилеевский цементный завод» не отказывается от своих обязательств от исполнения вышеуказанной Программы, продлив ее до конца 2018 года.

Срок исполнения обязательств завода по переселению истцов из санитарно- защитной зоны завода не наступил.

Таким образом, суд считает, что в данном случае исковые требования истцами заявлены преждевременно.

Также суд считает необходимым отметить, что цель установления санитарно – защитных зон это обеспечить уменьшение влияния неблагоприятных факторов на среду обитания и здоровья человека предприятиями и заводами.

Однако, в настоящее время завод не введен в эксплуатацию и ведутся пуско – наладочные работы.

Из материалов дела следует, что завод работает только на 45,2% от заявленной мощности.

Таким образом, каких-либо объективных данных, свидетельствующих об опасности для жизни и здоровья истцов, обусловленной деятельностью ответчика, не имеется.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истцов.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Шульпина М.М., Шульпиной В.А. к ООО «Сенгилеевский цементный завод» о возложении обязанности заключить соглашение о сроках выплаты денежной компенсации за жилой дом, расположенный в санитарно – защитной зоне завода, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца.

Судья      М.И. Шлейкин

2-148/2017 ~ М-146/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шульпина В.А.
Шульпин М.М.
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью "Сенгилеевский цементный завод"
Другие
Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Управление Федерального службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области
Суд
Сенгилеевский районный суд Ульяновской области
Судья
Шлейкин М. И.
Дело на сайте суда
sengileevskiy--uln.sudrf.ru
11.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.04.2017Передача материалов судье
25.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2017Подготовка дела (собеседование)
25.05.2017Судебное заседание
08.06.2017Судебное заседание
13.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2017Дело оформлено
30.08.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее