РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 декабря 2022 года адрес
Тверской районный суд адрес в составе председательствующего судьи Утешева С.В., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6324/2022 по иску Минина Александра Ивановича к ГУ МВД России по адрес об обязании передать жилое помещение в собственность, признании незаконным выселения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Минин А.И. обратился в суд с иском к ответчику ГУ МВД России по адрес об обязании предоставить в собственность квартиру, расположенную по адресу: адрес.
Требования мотивированы тем, что он проходил службу в органах внутренних дел, приказом от 23 ноября 2011 года № 670 л/с уволен со службы по болезни, выслуга лет по состоянию на 24 ноября 2011 года составила 29 лет 03 мес. 06 дней для назначения пенсии и 28 лет 06 мес. 04 дня для выплаты единовременного пособия, является ветераном органов внутренних дел. В 2005 году ему и членам его семьи была предоставлена квартира по адресу: адрес. В период с 2009 по 2014 года им по распоряжению ответчика заключались договоры найма в отношении данного жилого помещения, при этом, его просьбы о заключении договора социального найма ДЖП и ЖФ адрес, ГУ МВД России по адрес игнорировались. В сентябре 2015 года им было получено предписание об освобождении жилого помещения, аналогичные предписания поступали в январе 2017 года, августе 2020 года. Решением Солнцевского районного суда адрес от 01 октября 2020 года он выселен с супругой из жилого помещения, расположенного по адресу: адрес без предоставления другого жилого помещения. Полагает, что его права и права членов его семьи нарушены, поскольку отслужив 29 лет в органах внутренних дел, являясь пенсионером МВД России, получив инвалидность, которая явилась следствием исполнения служебных обязанностей, он имеет право на получение служебного жилого помещения и дальнейшее проживание в данном помещении совместно с членами семьи с последующей передачей такового в собственность.
Истец и его представитель по доверенности фио в судебное заседание явились, просили исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности фио в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам изложенным в письменных возражениях на иск, ссылаясь в том числе на пропуск срока исковой давности.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец проходил служб в органах внутренних дел, откуда был уволен приказом от 23 ноября 2011 года № 670 л/с по болезни, выслуга лет по состоянию на 24 ноября 2011 года составила 29 лет 03 мес. 06 дней для назначения пенсии и 28 лет 06 мес. 04 дня для выплаты единовременного пособия; является инвалидом 2 группы вследствие заболевания полученного в период военной службы.
25 марта 2009 года между ДЖП и ЖФ адрес и фио заключен договор краткосрочного найма жилого помещения, по которому Минину А.И. принял в срочное возмездное владение и пользование жилое помещение по адресу: адрес, для проживания совместно с супругой – фио, сыновьями – фио, фио
Согласно п. 1.2 договора, срок действия договора с 25 марта 2009 года по 24 марта 2010 года. Договор пролонгации не подлежит.
21 апреля 2010 года ДЖП и ЖФ адрес и фио заключен договор краткосрочного найма жилого помещения, по которому Минину А.И. принял в срочное возмездное владение и пользование жилое помещение по адресу: адрес, для проживания совместно с супругой – фио, сыновьями – фио, фио
Согласно п. 1.2 договора, срок действия договора с 21 апреля 2010 года по 20 апреля 2011 года. Договор пролонгации не подлежит.
25 ноября 2011 года ДЖП и ЖФ адрес и фио заключен договор краткосрочного найма жилого помещения, по которому Минину А.И. принял в срочное возмездное владение и пользование жилое помещение по адресу: адрес, для проживания совместно с супругой – фио, сыновьями – фио, фио
Согласно п. 1.2 договора, срок действия договора с 25 ноября 2011 года по 24 ноября 2012 года.
12 мая 2014 года ДЖП и ЖФ адрес и фио заключен договор краткосрочного найма жилого помещения, по которому Минину А.И. принял в срочное возмездное владение и пользование жилое помещение по адресу: адрес, для проживания совместно с супругой – фио, сыновьями – фио, фио
Согласно п. 1.2 договора, срок действия договора с 12 мая 2014 года по 11 мая 2015 года. Договор пролонгации не подлежит.
Согласно ответу УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 13 мая 2014 года на обращение истца по жилищному вопросу, последнему сообщено, что жилое помещение, расположенное по адресу: адрес было предоставлено по договору краткосрочного найма. Предоставление жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел, а также сотрудникам, уволенным со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ № 247-ФЗ, согласно ст. 6 которого жилые помещения жилищного фонда РФ по договору социального найма предоставляются сотрудникам, гражданам РФ, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере органов внутренних дел до 01 марта 2005 года. В связи с тем, что истец не состоял на учете по улучшению жилищных условий в организации, в которой проходил службу, основания для предоставления жилого помещения по договору социальной найма отсутствуют.
10 сентября 2015 года, 24 января 2017 года, 21 августа 2020 года ДЖП и ЖФ адрес в адрес истца были направлены предписания об освобождении жилого помещения.
Вступившим в законную силу решением Солнцевского районного суда адрес от 01 октября 2020 года истец выселен с супругой из жилого помещения, расположенного по адресу: адрес без предоставления другого жилого помещения, в удовлетворении встречного иска о сохранении права пользования жилым помещением на условиях найма жилого помещения отказано.
Из представленного в материалы дела ответа ГУ МВД России по адрес на обращение истца направленное в Администрацию Президента РФ следует, что уполномоченными органами исполнительной власти адрес решение об отнесении квартиры по адресу: адрес к специализированному жилищному фонду в целях предоставления сотрудникам ГУ МВД России по адрес не принималось, жилая площадь в ГУ МВД России по адрес не передавалась.
Согласно ответу ДГИ адрес от 25 февраля 2021 года № ДГИ-ЭГР-8868/21-1 на обращение истца по жилищному вопросу, квартира по адресу: адрес принадлежит на праве собственности адрес. Согласно данным информационных систем Департамента решение органа исполнительной власти о предоставлении семье истца жилого помещения по данному адресу не принималось, договор найма служебного жилого помещения не заключался.
Обращаясь в суд с настоящим иском Минин А.И. просит об обязании ГУ МВД России по адрес предоставить в собственность квартиру, расположенную по адресу: адрес, при этом, в судебном заседании истец и его представитель не оспаривали тот факт, что в период службы в органах внутренних дел истец на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не принимался, заявление о постановке на учет не подавалось.
До 01 марта 2011 года вопросы жилищного обеспечения сотрудников органов внутренних дел регулировались Законом РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции".
Согласно ст. 30 Закона РФ от 18.04.1991 года N 1026-1 "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Положения статьи 30 Закона "О милиции" в ее конституционно-правовом смысле в действовавшей системе правового регулирования означали установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить сотрудникам милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникшие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Следовательно, вопросы обеспечения жильем сотрудников милиции, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют и общегосударственное, и местное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления, которым фактически переданы государственные полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма сотрудникам милиции.
В соответствии с пунктом 2 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 года N 897 установлено, что служебный жилищный фонд формируется за счет жилищного фонда органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также помещений, выделяемых органами исполнительной власти для сотрудников (военнослужащих), содержащихся за счет средств бюджетов всех уровней в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 27, 28 Типового положения сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма. Без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 указанного Типового положения, не могут быть выселены, помимо прочего, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Судом также установлено, что истец на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял, в связи с чем договор найма служебного жилого помещения с ним не заключался, следовательно, основания для предоставления ему жилого помещения по адресу: адрес в собственность, принимая во внимание, в том числе положения ч. 1 ст. 44 Федерального закона РФ от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», Правил предоставления жилого помещения в собственность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № 1235, отсутствуют.
Также суд полагает необходимым отметить, что в силу ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1); собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе, оставаясь собственником, передавать другим лицам права владения, пользования и распоряжения (п. 2), между тем, ГУ МВД России по адрес собственником жилого помещения по адресу: адрес не является, что свидетельствует о невозможности распорядиться таковым в интересах истца.
Отказывая в удовлетворении требования истца, суд полагает заслуживающим внимания довод представителя ответчика о пропуске срока исковой давности.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно пункту 1 статьи 196 данного кодекса общий срок исковой давности устанавливается в три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 этого кодекса.
В силу пункта 1 статьи 200 названного кодекса, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Как ранее установлено судом, 13 мая 2014 года истцу УВД по адрес ГУ МВД России по адрес дан ответ, согласно которому основания для заключения договора социального найма отсутствуют, кроме того, из содержания искового заявление следует, что в сентябре 2015 года истцом получено предписание об освобождении жилого помещения, следовательно, не позднее сентября 2015 года истцу уже было известно об отсутствии правовых оснований для занятия спорного жилого помещения, а как следствие предоставления его в собственность, между тем, с настоящим иском Минин А.И. обратился в суд лишь 14 октября 2022 года, т.е. с существенным пропуском установленного законом срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Минина Александра Ивановича к ГУ МВД России по адрес об обязании передать жилое помещение в собственность, признании незаконным выселения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Апелляционная жалоба подается через Тверской районный суд адрес.
Судья Утешев С.В.
Решение изготовлено в окончательной форме 16.12.2022.